Проблемы развития Московского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 05:23, реферат

Описание работы

Географическое положение Москвы нельзя назвать очень выгодным. К основным недостаткам можно отнести следующие:
Холодный климат. Москва является одним из самых северных мегаполисов мира. Это создает повышенные нагрузки на все городские службы города, и прежде всего на систему отопления.
Неустойчивость климата.

Работа содержит 1 файл

Проблемы развития Москвы.docx

— 31.49 Кб (Скачать)

Проблемы развития Московского региона

1. Географическое положение

 

Географическое положение Москвы нельзя назвать очень выгодным. К основным недостаткам можно отнести следующие:

  1. Холодный климат. Москва является одним из самых северных мегаполисов мира. Это создает повышенные нагрузки на все городские службы города, и прежде всего на систему отопления.
  2. Неустойчивость климата.
  3. Ветры. Ураганные ветры наносят огромный ущерб экономике Москвы.
  4. Удаленность от морей. Это вызывает увеличение континентальности климата, а также несколько затрудняет экономические связи с другими государствами.

2. Социальные проблемы

2.1. Здравоохранение

По состоянию на 1 января 1997 г. общее количество учреждений, оказывающих медицинские услуги населению (включая негосударственные), превышает 1,2 тыс. В них работает около 69 тыс. врачей и 108 тыс. сотрудников среднего медицинского персонала. На каждые 10 тыс. человек населения приходится 80 врачей и 126 работников среднего медперсонала. В больницах и клиниках города имеется более 106 тыс. врачебных больничных коек (124 койки на 10 тыс. человек населения).

Количественные уровни заболеваемости всех групп населения Москвы на 15–20% выше, чем в среднем по России, что частично вызывается неблагоприятной экологической обстановкой в Москве.Высока заболеваемость органов дыхания, а также системы кровообращения, распространенность которых среди взрослых в Москве фиксируется на 70% выше, чем в среднем по России. На довольно высоком уровне сохраняется в Москве инфекционная заболеваемость (доминируют заболевания гриппом и респираторными инфекциями).

2.2. Социальные проблемы, связанные со старением населения

В настоящее время в демографической структуре доля детей и подростков меньше, чем лиц пожилого возраста. На начало 1996 г. на 1000 лиц трудоспособного населения приходилось 726 лиц нетрудоспособного, в том числе 319 детей и 407 пожилых. За 1993–1997 гг. доля детей в постоянной численности населения уменьшилась с 18,2% до 16,8%, а лиц пенсионного возраста — увеличилась с 22,8% до 23,9%. Поэтому проблемы пенсионеров в Москве стоят достаточно остро. Попробуем их перечислить:

  1. Пенсии. При высоком уровне цен в Москве по сравнению с другими регионами, несмотря на надбавки, пенсии у пенсионеров относительно низкие. Необходимо создание специальных магазинов по сниженным ценам. Такие магазины сейчас уже создаются. Это дисконтные магазины, где снижение цены на товар происходит за счет системы самообслуживания, отсутствия расфасовки товаров, малого количества работников магазина.
  2. Лекарства, особенно современные, настолько дороги, что постоянное их применение невозможно даже для людей среднего класса. Если человеку 70 лет, то его могут и не поместить в больницу даже с экстренными показаниями, т. к. мест в больницах не хватает.

4. Промышленность

4.1. Виды промышленности

Основной проблемой московской промышленности является, таким образом, сравнительно высокая доля предприятий тяжелой промышленности, многие из которых не реконструированы и не отвечают современным экологическим нормам.

В настоящее время в промышленности Москвы наблюдаются в целом позитивные тенденции. Снижается доля тяжелой промышленности, а легкая выходит на лидирующие позиции. Особенно сильное развитие получила пищевая промышленность, на долю которой приходится около 30% всей промышленной продукции в Москве. Ведется работа по выводу вредных промышленных предприятий за пределы Москвы и реконструкции многих других, но, как показывает практика, из-за сопротивления руководства перевести предприятия бывает сложнее, чем сдвинуть с места гору. Впрочем, многие предприятия в Москве престали работать, но не потому, что их перевели за пределы МКАД, а потому, что они обанкротились. Простаивают цеха, оборудование, и что делать с такими предприятиями, также является проблемой.

4.2. Размещение по территории

Наибольшие проблемы в московской промышленности возникают не из-за ее структуры, а из-за размещения по территории. В настоящее время большинство московских промышленных предприятий размещено в соответствии с концепцией промзон, окончательно закрепленной в Генплане 1971 г., который действует и поныне. В соответствии с ним, на территории Москвы создавалось 66 промзон, каждая из которых объединяла несколько промышленных предприятий. От жилых кварталов промзоны должны были отделяться полосами зелени.

Тем не менее концепция промзон оказалась во многом неудачной.

  1. Возрастает время, необходимое, чтобы добраться до работы.
  2. Зеленые полосы реально не спасают от загрязнения, т. к. начинается их «внеплановая застройка».
  3. Промзоны имеют неприглядный внешний вид, поскольку считалось, что «тут красота не нужна».
  4. Площадь промзон составляет ни много ни мало 25% от общей площади города, а используется обычно очень неэффективно..

5. Инфраструктура

5.1. Транспорт

5.1.1. Дорожная сеть

Основные проблемы, характерные для московской дорожной сети, следующие:

  1. Малая ширина улиц в центре, где сложившаяся застройка представляет собой историческую ценность что затрудняет их реконструкцию.
  2. Наличие уже построенных мостов, туннелей, развязок, подземных переходов — все это усложняет реконструкцию московских дорог.
  3. Недостаточное число скоростных многополостных магистралей и «дублирующих дорог», способных принимать нагрузку в часы пик.
  4. Малое количество подземных пешеходных переходов и многоуровневых развязок, в том числе на самых оживленных магистралях, что приводит к пробкам на перекрестках.
  5. Низкая плотность дорожной сети: всего 5,3 км/км2, причем значительная часть этих дорог не относится к магистралям.
  6. Плохая экологическая ситуация вблизи крупных автодорог.

5.1.2. Общественный транспорт

В целом наземный транспорт успешно справляется со своей задачей, но в его работе имеется ряд недостатков. В частности, это:

  1. Ориентация на доставку пассажиров к станциям метро, в результате чего практически утрачены хордовые связи между соседними районами.
  2. Переполненность автобусов, троллейбусов и трамваев в часы пик.
  3. Отсутствие новых видов общественного транспорта.

8.1.3. Железнодорожный транспорт

Железные дороги являются важнейшим фактором жизни всех москвичей, без их существования существенно затруднилась бы, по крайней мере сейчас, жизнь самого города. Но существует и ряд отрицательных сторон. Важнейшие из них — следующие:

  1. Разбиение территории города железными дорогами на почти изолированные территории (подробнее см. п. 8.1).
  2. Неэффективное использование городской территории, в том числе расположенной почти в центре: большую площадь занимают не только пути и станции железной дороги, но и сортировочные, депо, ремонтные мастерские, отстойные пути.
  3. Плохая экологическая обстановка на железных дорогах, что вызывается большим количеством работающих на сортировочных станциях тепловозов, а также вибрациями грунта от частого движения поездов.
  4. Неравномерное распределение нагрузки и перегрузка вокзалов. Наиболее загруженным является Ярославский вокзал, связывающий с Москвой всю восточную часть страны, и Курский вокзал; нагрузка, например, на Рижский вокзал, меньше в несколько раз.
  5. Низкая комфортность в большинстве поездов и электричек.

.

6. Экология

6.1. Загрязнение

 
Московский регион, как часть  мирового экономического пространства, в этом плане не является исключением. Проблемы неблагополучия природы являются и его проблемами, и решаются они  неудовлетворительно. Остается недопустимо  высоким уровень загрязнения  наших рек, озер, водохранилищ из-за огромного пo объему сброса в них сточных вод. Ежегодно сгорают огромные по площади массивы лесов, загрязняется атмосфера во многих городах и промышленных центрах региона. В целом ряде городов общий выброс в атмосферу вредных веществ от стационарных источников и автотранспорта составил в среднем на душу населения около 350 кг. Интенсивное загрязнение атмосферы сернистыми соединениями, особенно сернистым ангидридом, породило кислотные дожди, наносящие огромный вред лесам, сельскохозяйственным посевам, памятникам истории и культуры, современным зданиям и сооружениям. Увеличиваются площади подверженных эрозии земель, подтопляются и затопляются обширные территории. Происходит засоление и заболачивание почв, разрушение их структуры. Все это ведет к потере естественного плодородия, снижению урожайности сельскохозяйственных культур, росту затрат на производство единицы продукции. Удорожанию производства способствует также и расточительное использование природных ресурсов, например в орошаемом земледелии Подмосковья, являющемся основным потребителем водных ресурсов, до растений доходит лишь половина забираемой из источников воды. Одна четвертая часть воды теряется из-за фильтровки при транспортировке по магистральным каналам. 
 
Перерабатываемая подмосковными заводами нефть используется крайне нерационально. Глубина ее переработки составляет 58 %, значительные ее объемы в сыром виде продаются за границу, что крайне невыгодно в сравнении с экспортом продуктов переработки. Но увеличивающиеся масштабы переработки нефти заводами московского региона способствуют массовому разрушению природных систем, загрязнению окружающей среды на значительных территориях, окружающих Москву. 
 
Добыча природных ископаемых, например, торфа, открытым способом способствует порче сотен тысяч гектаров уникальных сероземов.

Литература

  1. Корсак А. Столичный транспорт: быстрее, комфортнее, дешевле. http://wnovosti.ru/moskva/1187-Kak_sdelat_obshestvennyiy_transport_v_Moskve_bystrym_komfortnym_i_nedorogim.html
  2. Есть ли будущее у больших городов? — В: Наука и жизнь. № 11/1996. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27/_%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27_1996_.html
  3. Вода нуждается в защите. — В: Наука и жизнь, № 12/1996. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27/_%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27_1996_.html
  4. РА 1 — рельсовый автобус. — В: Наука и жизнь, № 12/1997. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27/_%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27_1996_.html
  5. По прочтении сжечь. — В: Наука и жизнь, № 4/1998. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27/_%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27_1996_.html
  6. Чернов С. Теневая экономика. http://www.nkj.ru/archive/articles/10525/
  7. Литун Д., Тугов А., Федоров О., Эскин Н. Не превратить планету в свалку. — В: Наука и жизнь, № 5/1998. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27/_%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27_1996_.html
  8. Лушникова А., Чепыжов В. Компьютеры в школе и дома. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27/_%27%27Nauka_i_jizn%27%27%27_1996_.html
  9. Позднеев А. Два рельса — хорошо, один — лучше. — В: Техника — Молодежи, № 2/2000. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/T/%27%27Tehnika_-_molodeji%27%27/_%27%27Tehnika_-_molodeji%27%27_2000_.html
  10. Грушко Я. М. Вредные неорганические соедннения в промышленных выбросах в атмосферу. — Л.: Химия, 1987. http://otherreferats.allbest.ru/ecology/00088862_0.html
  11. Экология http://www.coolreferat.com/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0

Информация о работе Проблемы развития Московского региона