Проблемы сбалансированности государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета и проблем его сбалансированности. Объект исследования – государственный бюджет. Предмет исследования – государственный бюджет в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 114.84 Кб (Скачать)

      В целом  формы  и методы бюджетного регулирования в зависимости  от обслуживаемой ими сферы бюджетных  отношений можно разделить на две группы:

      формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных  отношений, связанных с формированием доходов бюджета;

      формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.[8, c.126]

      В первую группу включаются:

      изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;

      предоставление  налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;

      перераспределение  общегосударственных  доходов  и  налогов между уровнями бюджетов. Эта форма бюджетного регулирования  предполагает использование следующих  методов: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов;  передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих  доходных  источников;  предоставление  трансфертов для  сбалансирования  доходов  и  расходов  региональных бюджетов и др.;

      резервирование  части бюджетных ресурсов достигается  созданием резервных фондов в  составе бюджетов всех уровней: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов;

      регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредством внутреннего  государственного кредита и международного государственного кредита. Действительно, правительство используют огромный арсенал методов бюджетного регулирования экономики на микро- и макроуровне, среди которых к ведущим относятся те, которые формируют доходную часть бюджета страны:

      а) методы, связанные с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов; манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или на определенный промежуток времени; изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);

      б) методы, связанные с льготами и скидками, в том числе поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала,  развитие экспортного производства,  предпринимательства, НИОКР и пр. (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации; инвестиционный налоговый кредит; льготы по отдельным отраслям и 
компаниям; скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных 
предприятий; вычеты из налоговой базы расходов по НИОКР, 
льготы при обложении доходов от прироста капитала; льготы, 
стимулирующие частные инвестиции в акции;  льготы предприятиям, создающим рабочие места; льготы иностранным инвесторам в "оффшорных зонах", налоговых гаванях и пр.);

      в) методы, связанные с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (согласование налоговых законодательств, унификация ставок по ведущим видам налогов, структур налогообложения, механизмов изъятия налогов, состава налогооблагаемых доходов и пр.).

      Ко  второй группе относятся следующие  формы и методы бюджетного регулирования:

      финансирование  расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;

      выравнивание  расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются следующие методы регулирования: принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы;

      перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; передача трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования;

      регулирование погашения государственного долга  предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним;

      участие в формировании доходов международных  организаций, метод регулирования -  уплата взносов в соответствии с международными договорами.

      Кроме того, целесообразно классифицировать формы и методы бюджетного регулирования  в соответствии с задачами, на решение которых они направлены. В данном случае важно обеспечить разнообразие в сочетании форм и методов первой и второй групп с целью расширения спектра их действия для достижения цели. В частности:

      для регулирования народнохозяйственных и отраслевых пропорций могут быть использованы следующие формы и методы: изъятие части доходов экономических агентов, предоставление им льгот по налогам, приоритетное финансирование, субсидирование, дотирование;

      регулирование доходов населения и уровня жизни  может осуществляться следующими методами: перераспределением доходов путем изъятия налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов;

      для обеспечения социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и  услуги, целевое субсидирование;

      выравнивание  уровня социально-экономического развития регионов достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регулирования;

      для предупреждения и ликвидации последствий  нежелательных событий, предупреждения диспропорций в развитии экономики, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий используются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование соответствующих мероприятий;

      регулирование сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличения доходов, привлечения кредитов, займов.

     Таким образом, практическая реализация бюджетной  политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд  инструментов и методов, с помощью  которых осуществляется бюджетное  регулирование в рыночной экономике.

     При этом бюджетная политика позволяет  реализовать основные функции  государственной  власти, а налоговая обеспечивает  правительство финансовыми ресурсами. Поэтому налоговая и бюджетная  политика должна рассматриваться во взаимодействии, исходя из того, что  снижение налогового бремени и сокращение доходов бюджета связано с  сокращением бюджетных расходов [9, с. 120].

    Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

    Состав  бюджетных доходов, формы мобилизации  денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались основном на денежных накоплениях государственных предприятий.

    Так, доходы государственного бюджета традиционно  классифицируются по источникам (налоги, сборы, займы и т.д.) и видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.). На практике еще используются юридическая  и финансовая классификации. Первая распределяет доходы в зависимости  от того, используется ли сила государственной  власти при их формировании или нет. Соответственно выделяют налоги и штрафы, а также — плату за услуги и  добровольные взносы. Вторая - делит  доходы на постоянные (налоги) и временные (займы). 

    3.2 Классификация государственных  доходов по источникам 

    Наиболее  часто применяется классификация  доходов по источникам. Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги. В центральном бюджете  они составляют от 80 до 90 % всех доходов. В местных на их долю приходится до 50 % всех поступлений. [11, c.135]

    Источником  доходов могут быть неналоговые  поступления: доходы от государственной  торговли, от продажи государственной  собственности, золотовалютных резервов страны.

    Важным  источником доходов государственного бюджета являются внутренние и внешние  займы. Размер их может устанавливаться  при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения республиканского бюджета.

    К неналоговым доходам относятся  доходы:

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

    При этом доходная часть бюджета формируется  за счёт множества источников, среди  которых основное место принадлежит  налоговым поступлениям.

    Анализ  формирования доходов бюджетов различных  стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений  в бюджет:

    Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься  плата, вноситься определенные взносы.

    Обязательные  платежи физических и юридических  лиц, взимаемые в виде различных  налогов и сборов.

    Привлеченные  ресурсы в форме государственных  займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов  в государственные банки и др. [12,c.34]

     В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:

     бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

     бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

     бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

     Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой  совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной  единицы Республики Беларусь.

     Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

     1. единства;

     2. полноты отражения доходов и  расходов бюджетов;

     3. сбалансированности бюджетов;

     4. гласности;

     5. самостоятельности бюджетов;

     6. эффективности использования бюджетных  средств;

     7. общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

     8. достоверности бюджетов;

     9. адресности и целевого назначения  бюджетных средств;

     10. ответственности участников бюджетного  процесса.

     В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются:

Информация о работе Проблемы сбалансированности государственного бюджета