Прогнозирование налоговых поступлений в местные бюджеты: метод структурного модулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:09, научная работа

Описание работы

Планирование и прогнозирование налоговых доходов являются необходимыми компонентами научно обоснованного бюджетного процесса, без которого действия государства будут носить преимущественно характер реагирования на изменения в экономике и общественной жизни. Задачи бюджетного и налогового планирования состоят в обеспечении возможности рассмотрения и оценки различных вариантов достижения социально- экономических целей.

Работа содержит 1 файл

Прогнозирование налоговых поступлений местных бюджетов.docx

— 17.94 Кб (Скачать)

Черепанов Сергей Владимирович

Магистрант второго года обучения, гр.25э902мг 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ: МЕТОД СТРУКТУРНОГО МОДУЛИРОВАНИЯ 

       Планирование  и прогнозирование налоговых  доходов являются необходимыми компонентами научно обоснованного бюджетного процесса, без которого действия государства  будут носить преимущественно характер реагирования на изменения в экономике  и общественной жизни. Задачи бюджетного и налогового планирования состоят  в обеспечении возможности рассмотрения и оценки различных вариантов  достижения социально- экономических  целей.

       Методы  прогнозирования, предлагаемые к использованию  в налоговой практике, классифицируются по различным критериям: степени  формализации (формализованные, неформализованные); характеру и сложности построения прогнозов (объективно-субъективные, примитивно-каузативные) [1]. Однако можно предложить иной критериальный признак классификации методов прогнозирования налоговых поступлений - по группам налогов. В первую группу входят все федеральные налоги, поступления по которым зависят от макроэкономической ситуации и динамики, во вторую - имущественные налоги, платежи по которым не обусловлены объемами производства и реализации.

       Группу  имущественных налогов представляют налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный  бизнес, земельный налог, налог на имущество физических лиц.

       Значение  перечисленных имущественных налогов  в формировании налоговых доходов  консолидированных бюджетов субъектов  Федерации не столь существенно  по сравнению с федеральными налогами, зачисляемыми в доходы этих бюджетов. Видимо, из-за указанной незначительности имущественных налогов основное внимание научно-педагогической общественности и специалистов-практиков уделялось и продолжает уделяться разработке методологии прогнозирования первой группы налогов, имеющих федеральный статус [3, 114].

       Для прогнозных расчетов поступлений по региональным и местным налогам  в научной литературе предполагается использовать индексный метод, основанный на использовании разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов населения [4, 186]. Применительно к земельному налогу данный метод можно признать подходящим.  Этого нельзя сказать о налоге на имущество физических лиц и других налогах, у которых налоговая база является более динамичным элементом налогообложения.

       Рассмотрим  использование метода структурного моделирования при прогнозировании поступлений налога на имущество физических лиц, который полностью зачисляется в местный бюджет [2]. Данная методика предполагает пошаговое выполнение расчетов, что позволяет учесть не только экономические, но и социальные факторы, влияющие на изменение поступления налога.

       Информационную  базу составят статистические сведения, данные налоговой отчетности о начисленных  суммах и фактических поступлениях по налогу на имущество физических лиц, недоимке, суммах налоговых льгот.

       Прогнозирование налоговых поступлений по налогу на основе структурного моделирования  предусматривает последовательное выполнение следующих шагов.

       1-й  шаг. Корректировка налоговой базы текущего года, рассчитанной в предыдущем году, с учетом экспертной оценки. На данном этапе учитываются социальные факторы и еще не выявленные закономерности развития экономических процессов.

       Старая  налоговая база отчетного года, перешедшая на текущий год, для определения налоговых поступлений текущего года умножается на среднюю (эффективную) налоговую ставку отчетного года, увеличенную для текущего года с учетом экспертной оценки.

       Суммируя  старую и новую налоговую базу текущего года, получаем расчетную налоговую базу текущего года для использования в процессе прогнозирования на очередной финансовый год. Точно так же, суммируя налоговые поступления по старой налоговой базе и налоговые поступления исходя из номинальной налоговой ставки, получаем расчетную сумму налоговых поступлений текущего года. Разделив вторую величину на первую, получим среднюю (эффективную) налоговую ставку текущего года, которую с некоторым увеличением надлежит использовать в расчетах на очередной финансовый год.

       2-й  шаг. Опираясь на полученные результаты текущего года и экспертные оценки по развитию отдельных компонентов налоговой базы в очередном финансовом году, осуществляем по такой же схеме соответствующие расчеты налоговой базы и налоговых поступлений на планируемый год.

       3-й  шаг. На этом этапе в расчетах учитывается коэффициент собираемости налогов. Этот относительный показатель характеризует уровень исполнения организациями и физическими лицами своих налоговых обязательств в отчетном финансовом году.

       Объем дополнительных поступлений в результате повышения уровня собираемости налогов  по сравнению с ожидаемой оценкой  этого показателя в текущем финансовом году прогнозируется из оценки мероприятий  по улучшению налогового администрирования.

       Известно, что уровень собираемости налогов  зависит от нескольких факторов, в  том числе:

       - платежеспособности налогоплательщиков. В случае неплатежеспособности  формируется недоимка как результат  полной или частичной неуплаты  налога;

       - изменения срока уплаты налогов.  В случае оформления отсрочки  или рассрочки, инвестиционного  налогового кредита текущие платежи  отодвигаются на соответствующий  срок;

       - налоговой дисциплины и законопослушности  налогоплательщиков. В случае налогового  правонарушения, выявленного в результате  налогового контроля (занижение  налоговой базы, сокрытие объекта  налогообложения), производится дополнительное  начисление налога, формирующее  недоимку (пени и штрафы также  начисляются, но при оценке  налоговых обязательств не учитываются). В зависимости от уровня взысканных  в отчетном году дополнительных  начислений формируется недоимка (при полном их погашении недоимки  не будет).

       Умножив рассчитанную величину налоговых поступлений  на коэффициент собираемости налога, получим прогнозируемую сумму поступлений  на очередной финансовый год. Таким  образом, при наличии необходимой  информации о факторах, влияющих на формирование налоговой базы по налогу на имущество физических лиц или  другому имущественному налогу, можно  осуществить покомпонентное прогнозирование  налоговой базы и налоговых поступлений  на основе метода структурного моделирования.

       Предложенный  метод позволяет строить более  точные прогнозы, опирающиеся не только на экономические показатели, но и социальные факторы, что в условиях трехлетнего цикла бюджетного планирования способствует повышению прозрачности бюджетного процесса, его обоснованности и эффективности, а также обеспечивает его стабильность и преемственность. Более точные прогнозы позволяют согласовать налогово-бюджетную и инвестиционную политику и ввести жесткое бюджетное ограничение при разработке и реализации программ социально-экономического развития, то есть обеспечить соответствие между планируемыми расходными потребностями и доходными источниками для реализации программ. 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архипцева Л.М. Методологические основы прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему // Налоги и налогообложение. 2007. №12.
  2. Астафьева Е., Саакян Р. Среднесрочное прогнозирование налоговых поступлений с использованием структурных моделей // Проблемы теории и практики управления. 2007. N 3.
  3. Паскачев А.Б. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика / Под ред. Ф.К. Садыгова. М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2009.
  4. Прогнозирование и планирование в налогообложении: Учеб. / Науч. ред. И.И. Бабленкова. М.: Экономика, 2009.

Информация о работе Прогнозирование налоговых поступлений в местные бюджеты: метод структурного модулирования