Расходы бюджета на образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - проанализировать расходы на образование и рассмотреть перспективы повышения их эффективности.

Содержание

Введение........................................................................................................3

1.Теоретические основы расходов бюджета на образование.............................................................................................................5

1.1.Общая характеристика системы образования и её социальное значение...................................................................................................................5

1.2.Организация финансирования расходов бюджета на образование...........................................................................................................12

2.Анализ расходов бюджета на образование в РФ...........................................................................................................................17

2.1.Динамика структуры расходов бюджета на образование ................................................................................................................................17

2.2.Оценка эффективности использования бюджетных средств на образование...........................................................................................................20

2.3.Перспективы повышения эффективности расходов бюджета на образование...........................................................................................................25

Заключение.................................................................................................29

Список использованной литературы........................................................32

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

          - создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;

        - обеспечить введение новых принципов финансирования учреждений профессионального образования и школ;

       - обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;

        - создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями.

     Создание  подобных механизмов и стимулов будет  не только способствовать улучшению  общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что безусловно позитивно повлияет на качество образовательного процесса[23].

       Наиболее значимым для развития российской системы образования на перспективу можно считать комплекс документов по стратегии социально-экономического развития, подготовленный в Центре стратегических разработок. Предложения по стратегии развития образования России предусматривали следующие основные принципы и направления реформы системы образования:

     - персонификация бюджетного финансирования (переход на нормативное подушевое финансирование учебных заведений);

     - свобода выбора учебного заведения, реализуемая через создание условий для многообразия вариантов перехода от одной ступени и (или) формы образования к другой;

     - изменение организационно-правого статуса образовательных учреждений;

     - введение прямых контрактных отношений между всеми участниками образовательного процесса;

     - повышение контроля качества образования через создание независимой федеральной службы и переход к единому общенациональному экзамену;

     - введение софинансирования семьями дополнительных по отношению к государственному образовательному стандарту образовательных услуг;

     - введение адресной социальной поддержки учащихся из низкодоходных семей;

     - создание системы выявления и поддержки особо одаренных детей;

     - введение налоговых льгот для физических и юридических лиц в связи с осуществленными ими расходами на образование;

     - создание бюджета развития системы образования;

     - осуществление реформы системы образования, нацеленной на усиление его государственно-общественного характера.

     Эти принципы и направления предполагалось реализовать через систему новых  механизмов и отдельных мер, в  числе которых рассматривались:

     - восстановление массового дошкольного образования, в формах, позволяющих обеспечить соответствующую подготовку ребенка к успешной учебе в начальной школе;

     - модернизация системы общего среднего образования, включая обновление его содержания и структурную перестройку процесса образования в целях постепенного перехода на 12-летку, а также обеспечение прямого бюджетного финансирования школьных заведений;

     - реструктуризация развития сельской школы, включая создание базовых средних полных школ и системы транспортной доставки в них сельских учащихся;

     - создание системы мониторинга качества образования;

     - усиление ориентации профессионального образования на спрос, предъявляемый рынком труда;

     - реформирование системы бюджетного финансирования профессионального образования через введение системы государственных именных финансовых обязательств, дифференцированных в зависимости от результатов сдачи учащимся школы единого централизованного экзамена;

     - формирование университетских комплексов путем создания ассоциаций и консорциумов учебных заведений различных типов и уровней;

     - развитие внебюджетного финансирования всех видов государственных и муниципальных учебных заведений и создание общественных форм управления внебюджетными средствами (попечительских советов).

     Реализация приведенных выше принципов и поддерживающих их мероприятий предполагала внесение существенных изменений в действующее законодательство, поскольку целый ряд мероприятий входил в противоречие с Гражданским, Бюджетным, Налоговым кодексами и другими законодательными актами. Так, например, предложенный в стратегии реформирования образования принцип персонифицированного финансирования образовательного процесса не соответствует действующему Закону «Об образовании», статья 41 которого устанавливает, что нормативы бюджетного финансирования образовательных учреждений определяются в расчете на одного учащегося и дифференцируются по типу, виду и категории образовательного учреждения, а не по уровню знаний учащегося, определяемому системой контроля качества образования. Далее, развитие института соучредительства учебных заведений потребует изменения Федерального Закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», поскольку он не позволяет вводить в состав учредителей уже существующих государственных и муниципальных образовательных учреждений негосударственные организации и частных лиц.

     Вывод: Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение материально- технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения, а в итоге к научно- техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования[17.С.309]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

               Международные исследования в области школьного образования показали значительное ухудшение уровня общего образования в нашей стране в последнее десятилетие. Возрастающий объём финансирования этой отрасли при снижении качества образования свидетельствует о неэффективном использовании направляемых в эту сферу бюджетных средств.

     В данной работе даны общие характеристики системы образования, её понятие  и источники финансирования.  Таким образом, в настоящее время  под  «системой образования» понимается совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты;  образовательные программы; ресурсное обеспечение - кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. Также перечислены основные проблемы финансирования образования и предложены пути их решения.

            Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.

     Таким образом, вопросы финансирования как  отдельного образовательного учреждения, так и в целом системы отечественного образования сегодня являются самыми острыми и, следует признать, определяют во многом ситуацию в этой отрасли. Неудовлетворительное финансирование отрасли подрывает реализацию конституционного права граждан на образование, что приводит к снижению доступности образования для значительной массы детей и росту неравенства их образовательных возможностей. Последствия такой государственной политики по отношению к образованию очевидны.

     В ходе написания курсовой работы был проведен анализ системы образования: как в целом, так и отдельным направлениям. Были выявлены источники ее финансирования, изучены вопросы, связанные с государственным  контролем финансирования общеобразовательных учреждений.

     Первая  глава имеет общий характер, она  вводит основные понятия и принципы финансирования. В ней были подробно рассмотрены: законодательные основы принципов государственной политики в области образования, понятие образовательного учреждения, типы образовательных учреждений, основные и дополнительные источники финансирования, различные "производственные" показатели деятельности учебных заведений, вопросы учредительства и владения образовательными учреждениями.

          Во второй главе рассмотрена динамика расходов на образование и можно сделать вывод, что в обществе в целом по отношению к системе образования сложилась непростая ситуация. Говоря о доступности образования, прослеживается возрастающее с каждым годом неравенство граждан на получение образования. В основном это обуславливается материальным благосостоянием.

            Одной из причин такого положения является тенденция «ухода»  государства из сферы образования. Наиболее рельефно такая государственная политика выражается в сокращении объемов бюджетного финансирования образования.

            При разработке проекта  федерального бюджета до сих пор  в отношении образования действует «остаточный» принцип. Средства, предусмотренные федеральным бюджетом в последние годы не обеспечивали достаточных потребностей системы образования России. Методика расчета объемов финансирования образования не приемлема в динамично меняющейся социально-экономической обстановке. Неудовлетворительное финансирование отрасли подрывает реализацию конституционного права граждан на образование, что приводит к снижению доступности образования для значительной массы детей и росту неравенства их образовательных возможностей. Общество должно осознать, что в настоящее время кардинально изменяется значение образования, оно приобретает статус основополагающего фактора развития общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

          I. Нормативно-правовые материалы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) -"Российская газета", N 7, 21.01.2009,
  2. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1. -"Российская газета", N 13, 23.01.1996
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.№ 230-ФЗ.- "Российская газета", N 289, 22.12.2006,
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2009.

         II. Основная литература

  1. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в РФ.: Учебное пособие./ И.А. Коноплева, С.Л. Головач. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 496 с.
  2. Ананских М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг.// Финансы и кредит. - 2010.- № 1. -с.28-33.
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит.- М.: ЮНИТИ, 2007.- 687с.
  4. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2006.- 222с.
  5. Башаров О.Г. Разработка системы экономических показателей для оценки эффективности деятельности учреждений образования.// Экономический анализ: теория и практика. - 2009.-№ 28. - с.56-61.
  6. Булатова А.С. Экономика / М.: Юристъ, 2008.- 557с.
  7. Беляков С.А. Лекции по экономике образования / М. : ГУ-ВШЭ, 2007. - 405 с.
  8. Гринкевич Л.С., Сагайдачная Н.К., Казаков В.В. Государственные и муниципальные финансы России. Учебное пособие/ М.: КНОРУС, 2007. – 560 с.
  9. Данилов Е.Н. Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебное пособие. – М.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2009.- 336 с.
  10. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов / М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.- 527с.
  11. Жураковский В.М., Кураков Л.П. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М. 2008. - 422 с.
  12. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 362 с.
  13. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-703с.
  14. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных организаций. Учебник/М.: Вузовский учебник., - 2009. - 363 с.
  15. Родионова В.М. Финансы. Учебник/ М.: Финансы и статистика, 2008.- 304с.
  16. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.: Юрайт, 2008.- 615с.

Информация о работе Расходы бюджета на образование