Расходы федерального бюджета, их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:40, реферат

Описание работы

Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном
финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого
документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился
практически в одно время с государством, но только с приходом к власти
буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.
Через бюджет государство образует и использует общегосударственный
централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство
организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения
общегосударственных потребностей (распределение средств между
производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства,
регионами, отраслями и т.п.).

Содержание

Введение
1. Федеральный бюджет, его значение и состав.
2. Роль федерального бюджета. Структура доходов и расходов
федерального бюджета.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система.doc

— 54.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение

 1. Федеральный бюджет, его значение и состав.

  2. Роль федерального бюджета. Структура доходов и расходов  

      федерального бюджета.

Заключение

Список используемой литературы 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Введение 
 
          Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном 
финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого 
документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился 
практически в одно время с государством, но только с приходом к власти 
буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.  
Через бюджет государство образует и использует общегосударственный 
централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство 
организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения 
общегосударственных потребностей (распределение средств между 
производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, 
регионами, отраслями и т.п.). На современном этапе отличительной чертой 
бюджетов многих государств является их возрастающая роль в 
перераспределении национального дохода, которое в настоящее время 
достигает 30-40% ВВП. Таким образом, централизованный фонд государства 
в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного  управления. 
             Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов экономики, называть бюджетными. Эти отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что 
расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в 
регулировании  экономики    государством.

         Динамика бюджетных показателей свидетельствует о том, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства. Следствием этого процесса явился ощутимый бюджетный дефицит, управление которым, особенно после финансового кризиса в России, стало намного труднее. От решения проблемы бюджетного дефицита в настоящее время во многом зависит возможность переходы на устойчивое развитие экономики, решение проблемы обеспечения расширенного воспроизводства и полноценное обеспечение государством своей социально-экономической функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   1. Федеральный бюджет, его значение и состав.

 
 
 Федеральный бюджет — ведущее  звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

     Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его  утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации. 
          По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской  Федерации. 
           Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства. 
         Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. 
           Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по  экономической роли в процессе  воспроизводства — на затраты,  связанные с финансированием  материального производства и содержанием непроизводственной сферы; 
2) по функциональному назначению — на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др. 
            В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

            Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт. 
          Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.  
              В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:  
- обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; 
- функционирование федеральной судебной системы; 
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества); 
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; 
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; 
- государственная поддержка атомной энергетики; 
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 
- исследование и использование космического пространства; 
-     содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; 
-       формирование федеральной собственности; 
-  обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; 
-   компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; 
-  пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; 
-  проведение выборов и референдумов Российской Федерации; 
-        федеральная      инвестиционная  программа; 
-      обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных     доходов бюджетов других уровней; 
-    обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; 
- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; 
-      официальный статистический учет и др. 

                            

                                  2. Роль федерального бюджета.

             Структура доходов и расходов   федерального бюджета

 
         Расходы федерального бюджета выполняют функции политического, 
социального и хозяйственного регулирования. Государственные расходы 
вызваны самим фактом наличия государства и по своей природе они являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. Кроме того, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время, а также в основной своей массе 
государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они 
являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса. 
            Расходы федерального бюджета на управление включают в себя затраты на содержание: законодательных органов; правительства страны; 
законодательных органов и правительств субъектов федерации; местных органов власти и управления; органов правопорядка; органов судопроизводства и прокуратуры. 
            Любому государству необходимо совершенствовать свою организационную форму управления экономической и социальной сферой, даже испытывающему острую нехватку средств в бюджете, и российское правительство, осознавая важность данной функции управления, претворяет в жизнь мероприятия, направленные на удешевление аппарата управления, который постоянно должен совершенствоваться. Понятно, что такого рода деятельность имеет еще и фискальное значение: благодаря сокращению расходов на управление экономятся денежные средства, которые могли быть дополнительно направлены на финансирование народного хозяйства и социальной сферы. Реформа управления необходима России еще и потому, что она поможет высвободить определенное количество трудовых ресурсов для народного хозяйства, позволит добиться лучшей организации управленческого труда, повысит его эффективность, сделает его более оперативным, действенным.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Заключение 
 
           Федеральный бюджет, являясь центральным звеном системы государственных финансов, придает финансам всеобщий характер. С помощью такого инструмента, как федеральный бюджет, государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через бюджет государство организует перераспределение общественного продукта (к примеру, между производственной и непроизводственной сферой), следовательно, такой централизованный фонд в лице бюджета необходим государству для осуществления своих    основных     функций. 
            Важнейшими из функций государства в современной экономике принято считать обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение социально-культурных потребностей населения, обеспечение национальной обороны, покрытие общих издержек управления. 
          Для выяснения роли того или иного типа расходов в совокупной структуре расходов федерального бюджета их классифицируют по определенным признакам. Экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению, к примеру, отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.д. С пропорциями между данными группами расходов и связано большинство проблем в формировании расходной части бюджета, особенно расходов на социальную сферу. По большому счету все группы расходов важны для полноценного воспроизводства и удовлетворения большинства потребностей населения, но определение размеров отдельных статей вызывает определенные трудности, а как показывает мировая практика, дефицит федерального бюджета одна из самых трудно решаемых проблем при переходе к рынку.  
          Подытоживая все вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что в 
сложившихся условиях приоритетными должны быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить социальную поддержку 
незащищенных слоев населения, а также расходы, определяющие 
жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе. Кроме 
того, приоритетными должны стать расходы на поддержку 
жизнеобеспечивающих отраслей экономики, а также ее структурную 
перестройку. Учитывая сложившуюся ситуацию с достаточно большим 
бюджетным дефицитом, предпочтение этим отраслям может быть оказано за 
счет сужения других расходов, выведения из состава расходов бюджета тех 
направлений, которые должны осуществляться за счет собственных 
источников и привлеченных средств, и корректировки состава расходов 
внутри основных направлений в целях их рационализации.  
Таким образом, необходимо сделать акцент на том, что поддержка 
приоритетных отраслей экономики не должна быть обезличенной, пассивной. 
Для этого нужно последовательно сокращать дотации и субсидии ТЭК, 
аграрному сектору и переходить к адресной поддержке инвестиций под 
эффективные проекты. Реализации этой меры способствует введение новой 
бюджетной классификации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Список используемой литературы. 
 
1. ФЗ от 26.02.97 №29-Ф3 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1997 ГОД». (принят ГД ФС 
2. РФ 24.12.97, опубликован: «Российская газета» №6 за 1998 год). 
3. ФЗ от 31.12.95 №228-Ф3 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1996 ГОД». (принят ГД 
4. ФС РФ 6.12.95, первоначальный текст документа опубликован: «Российская газета» №4 за 1996 год). 
5. Б.М. Сабанти. Теория финансов. Москва, Менеджер, 1998 г. 
6. А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. Финансовая система России. М. ИНФРА-М. 1997г. 
7. М.А. Панькин. Нужен ли России секвестр? Финансы, 1998 г. №11 
8. Блинов М.В. Бюджетная реформа в РФ и Бюджетный кодекс РФ. Налоговый вестник М., №11 1998 г.
 
 
 

Информация о работе Расходы федерального бюджета, их характеристика