Расходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Осуществление социальных преобразований в масштабе государства обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что связано с действием определенных факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны и т. д.

Работа содержит 1 файл

Расходы государственного бюджета.docx

— 17.31 Кб (Скачать)

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи в распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. 
В расходах бюджета находят свое выражение две стороны распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетное ассигнование.  
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. 
Осуществление социальных преобразований в масштабе государства обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что связано с действием определенных факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны и т. д. 
На каждом этапе развития государства появляются расходы, которые соответствуют потребностям экономики и развития общества. Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению. Важнейшим критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создание национального дохода. В соответствии с этим государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы: 
1. расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере; 
2. расходы в не производственной сфере деятельности; 
3. расходы на создание государственных резервов. 
По целевому признаку государственные расходы включают расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление. Помимо данных направлений в расходную часть включаются резервы денежных средств, предназначенных для финансирования неотложных нужд, которые не предусмотрены заранее. 
По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве. 
Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на: 
затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки; 
в непроизводственной сфере подразделяются на: 
затраты на науку, образование, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, деятельность в сфере культуры, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону, управление. 
Существуют два метода финансирования государственных расходов, определяемые особенностями хозяйствования: 
финансирование хозрасчетных предприятий и организаций; 
сметно-бюджетное финансирование 
В первом случае расходы производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части – за счет бюджетных ассигнований. Согласно сметы финансируются затраты на социально-культурные мероприятия, на содержание органов государственной власти, управления и оборону. 
Применяются следующие формы бюджетного финансирования: 
дотации; 
субвенции; 
субсидии. 
При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета для покрытия убытков предприятий и учреждений, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. В рыночных условиях применение дотаций резко снижается. 
Субвенция - форма целевой государственной финансовой помощи на программу и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели, в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату. 
Субсидии - трансфертные платежи из бюджетов, выделяемых в пределах утвержденных сумм для финансирования целевых расходов. 
Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование республиканских программ и подпрограмм, которые включают:  
1. Общегосударственные расходы на социальную защиту населения, расходы на содержание государственных, межгосударственных и представительных органов и другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм: 
в области здравоохранения и образования; 
в области фундаментальных и прикладных научных исследований; 
в области обороны, общественного порядка и безопасности, судебной и уголовно-исправительной системы; 
по мероприятиям, выполняемым центральными исполнительными органами по организации туризма, спорта и сфере культуры; 
по услугам государственных радио и телевидения, и других средств массовой информации; 
по программе государственных инвестиций, а также субвенции в местные бюджеты; 
по пенсионным выплатам из государственного центра по выплате пенсий и государственным социальным пособиям по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту и т.д.. 
2. Бюджетные средства, выделяемые из бюджета на возрастной основе для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных программ. 
3. Погашение основной суммы государственного долга.

Резюме


  • Государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использование на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
  • Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции: распределительную и контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений. Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30 % национального дохода, и от 10 до 15 % валового общественного продукта.
  • Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего народного хозяйства.
  • Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета.
  • Государственный бюджет основан на принципах: единства, полноты, реальности и гласности.
  • Основным активным инструментом реализации бюджетной политики является бюджетный механизм.
  • Совокупность всех видов бюджетов страны составляет бюджетную систему. Принципы построения бюджетной системы - единство, самостоятельность, сбалансированность.
  • Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства. Структура государственного бюджета РК состоит из пяти частей.
  • Бюджетная классификация – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности.
  • Доходы государственного бюджета - это система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.
  • Доходы государственного бюджета формируются из налоговых и неналоговых поступлений.
  • Расходы государственного бюджета возникают в связи с распределением фондов денежных средств и их использованием по различным направлениям.
  • Выделяют такие формы бюджетного финансирования как дотации, субвенции, субсидии.

Информация о работе Расходы государственного бюджета