Роль бюджета и бюджетных процессов в современных экономических отношениях России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:18, реферат

Описание работы

Цель реферата: выяснить, какое влияние оказывает на экономики страны уровень развития ее бюджетной системы.

Гипотеза: в рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ 5
2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО 7
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА 12
3.1. Доходы бюджета 12
3.2. Расходы бюджета 13
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПРАКТИКЕ 16
4.1. Исполнение федерального бюджета в 2010 году 16
4.2. Бюджет РФ на 2011 - 2013 года 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

     ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 
 
 
ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА И  БИЗНЕСА  
 

Кафедра «Финансы и кредит»

 
 

Реферат

 

по дисциплине  «Основы научных исследований»

 
 

на тему «Роль бюджета и бюджетных процессов в современных экономических отношениях России»

 
 
 
 
                Выполнила  студентка гр. 1331Б         

                ___________  Перфильева М.В.

                Проверила  профессор, д.э.н.

                ____________  Вотинцева  Л.И. 

                ____________________________

                      

 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Владивосток

2011 г. 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Ведущую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

     Цель реферата: выяснить, какое влияние оказывает на экономики страны уровень развития ее бюджетной системы.

     Гипотеза: в рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

     Основные  задачи реферата:

  1. раскрыть сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы;
  2. осветить классификацию доходов и расходов бюджета;
  3. выявить взаимосвязь бюджетных и экономических процессов;
  4. показать, как исполняется федеральный бюджет РФ в 2010 году и прогноз бюджета на 2011 – 2013 года.
  1. БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ И ЕГО  ФУНКЦИИ

     Основу  финансовой базы государственного регулирования  рыночной экономики составляет бюджет. В теории данный термин определяют как:

  1. Бюджет – роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке;
  2. Бюджет – предположительное исчисление доходов и расходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок, как правило, на год;
  3. Бюджет – централизованная форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [6]

     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории, наиболее четко проявляется в ее функциях:

  • фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);
  • функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;
  • социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

     Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строится на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования. [4]

     Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов – с другой. Роспись государственных доходов и расходов делается на определенный срок и утверждается в законодательном порядке. [5]

     Смысловым содержанием бюджета являются налоги и займы. Именно они определяют состояние бюджета, от них зависит объем доходов государства, концентрируемый в бюджете. Налоги и займы, в свою очередь, предопределены законами воспроизводства, т.е. размеры налоговых поступлений и займов зависят от качественных и количественных параметров совокупного дохода общества. [4]

     Таким образом, с помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

 

  1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

     В государственных формированиях  любого типа обязательным элементом  является бюджетная система. Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством.

     Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов и т.п.

     Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных формирований каждого государства. [5]

     Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех уровней:

  1. Федеральный бюджет (представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики) и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджеты субъектов (предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъектов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местные бюджеты - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

     При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. [5]

     Свод  федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, т.е. бюджетов национально-государственных и административно-территориальных  образований образует понятие "Консолидированный бюджет". Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти. [2]

     Построение  бюджетной системы основано на соблюдении определенных принципов:

  1. принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов;
  2. принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления;
  3. принцип самостоятельности бюджетов означает:
    • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    • наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
    • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе;
    • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
    • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
    • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
    • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;
  1. принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе;
  1. принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
  2. принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
  3. принцип общего или совокупного покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
  4. принцип гласности означает:
    • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
    • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти;
    • секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
  1. принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

Информация о работе Роль бюджета и бюджетных процессов в современных экономических отношениях России