Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании литературных источников, методических материалов, нормативно – правовых актов изучить сущность государственного бюджета, его роль в макроэкономическом регулировании.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучить сущность государственного бюджета, его структуру и особенности формирования;
выявить функции государственного бюджета;
определить роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании;

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.24 Кб (Скачать)

Распорядители бюджетных средств, областные (Минский  городской) исполнительные комитеты в  соответствии с указаниями о порядке  и сроках представления материалов должны своевременно, достоверно и  в полном объеме представлять в Министерство финансов требуемые материалы. Министерством  финансов с участием представителей распорядителей бюджетных средств, областных (Минского городского) исполнительных комитетов производится рассмотрение указанных материалов с учетом их соответствия цели, приоритетности и эффективности использования бюджетных средств.

В случае, если согласование с распорядителями  бюджетных средств, областными (Минским  городским) исполнительными комитетами не достигнуто, Министерство финансов готовит свое заключение по несогласованным  вопросам  [9, c. 23].

На основе согласованных материалов Министерство финансов разрабатывает проект республиканского бюджета на очередной финансовый год, который в форме проекта  закона вместе с расчетами, аналитическими и другими материалами в соответствии с законодательством вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

После рассмотрения и одобрения Правительством Республики Беларусь проекта закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год Министерство финансов сообщает:

  • распорядителям бюджетных средств – суммы бюджетных средств из республиканского бюджета, учтенные в проекте закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
  • областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам – расчетные показатели по консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска и планируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в соответствующие бюджеты.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском  бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год  не позднее 1 сентября года, предшествующего  очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.

Одновременно  с проектом решения о бюджете  на очередной финансовый год в  местный Совет депутатов представляются следующие документы и материалы:

  • оценка ожидаемого исполнения местного бюджета и консолидированного бюджета соответствующей административно-территориальной единицы (для бюджетов областного и базового уровней) за текущий финансовый год;
  • пояснительная записка к проекту местного бюджета;
  • расчетные показатели по консолидированному бюджету административно-территориальной единицы (для бюджетов областного и базового уровней) на планируемый финансовый год;
  • основные показатели взаимоотношений с другими бюджетами;
  • прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов местного бюджета;
  • справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств местного бюджета;
  • другие документы и материалы, установленные законодательством.

Решением  местного Совета депутатов о бюджете  на очередной финансовый год устанавливаются  и утверждаются следующие основные показатели:

  • предельный размер дефицита бюджета, источники его финансирования или размер профицита бюджета;
  • предельный уровень дефицита нижестоящего местного бюджета по отношению к его доходам;
  • доходы местного бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;
  • нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты;
  • размер межбюджетных трансфертов;
  • нормативы бюджетной обеспеченности;
  • расходы местного бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;
  • доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местного бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов;
  • расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местного бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов местных бюджетов по соответствующей программе (подпрограмме) по каждому из фондов согласно акту законодательства, которым утверждена эта программа;
  • распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов местных бюджетов и функциональной классификацией расходов бюджета;
  • перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств местного бюджета;
  • размер оборотной кассовой наличности по местному бюджету;
  • лимит долга органов местного управления и самоуправления;
  • иные показатели, установленные законодательством.

Проекты местных  бюджетов формируются на основе:

  • основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год;
  • прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь и важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь;
  • нормативов бюджетной обеспеченности;
  • плана социального и экономического развития административно-территориальной единицы;
  • собственных доходов;
  • нормативов отчислений от регулирующих доходов, размеров межбюджетных трансфертов, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями вышестоящих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Порядок и  сроки составления проекта местного бюджета устанавливаются местными исполнительными и распорядительными  органами. Составление проекта местного бюджета производится местным финансовым органом (бюджетов первичного уровня – соответствующими исполнительными и распорядительными органами) на основе ожидаемого исполнения местного бюджета за текущий финансовый год  [5, c. 26].

Областными (Минским городским) исполнительными  комитетами устанавливаются для  местных финансовых органов сроки  составления расчетных показателей  по консолидированным бюджетам соответствующих  административно-территориальных единиц, местным бюджетам. При этом окончательное  составление местных бюджетов на очередной финансовый год осуществляется после утверждения вышестоящими местными Советами депутатов нормативов отчислений от регулирующих доходов  в соответствующие местные бюджеты.

После утверждения  республиканского бюджета и нормативов отчислений от регулирующих доходов  в консолидированные бюджеты  областей и бюджет г. Минска осуществляется окончательное составление областных бюджетов, бюджета г. Минска и расчетных показателей по консолидированным бюджетам районов, бюджетам городов областного подчинения и областным бюджетам для определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов.

После утверждения  областных бюджетов и нормативов отчислений от регулирующих доходов  в консолидированные бюджеты  районов осуществляется окончательное  составление районных бюджетов и  расчетных показателей по бюджетам сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения для  определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти  бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов  с их последующим утверждением.

Проекты местных  бюджетов представляются для рассмотрения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.

Местные исполнительные и распорядительные органы рассматривают  проекты местных бюджетов и нормативы  отчислений от регулирующих доходов  в нижестоящие бюджеты и вносят их для утверждения в соответствующие  местные Советы депутатов.

Казначейское  исполнение республиканского бюджета  предусматривает:

  • осуществление операций со средствами республиканского бюджета через единый казначейский счет;
  • распределение в установленных порядке и размерах регулирующих доходов между бюджетами различных уровней;
  • возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;
  • осуществление операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами;
  • обеспечение контроля бюджетных полномочий и обязательств;
  • осуществление платежей от имени распорядителей (получателей) средств республиканского бюджета;
  • учет всех операций и составление отчетности по исполнению республиканского бюджета.

Республиканский бюджет исполняется в соответствии с бюджетной росписью.

Бюджетная роспись  республиканского бюджета составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь на основе показателей  республиканского бюджета, утвержденных законом о республиканском бюджете  на очередной финансовый год.

Бюджетная роспись  республиканского бюджета утверждается Министерством финансов в месячный срок после принятия закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение  республиканского бюджета по доходам  предусматривает:

  • зачисление доходов бюджета на единый казначейский счет;
  • проведение взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом);
  • распределение в соответствии с законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год регулирующих доходов республиканского бюджета, зачисление причитающейся доли в доход местных бюджетов;
  • возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;
  • учет и отчетность по исполнению доходной части республиканского бюджета;
  • анализ выполнения доходов.

Организации, кроме налоговых и таможенных органов, уполномоченные в соответствии с законодательством осуществлять сбор доходов в республиканский  бюджет, обязаны осуществлять контроль за правильным исчислением, полной и  своевременной их уплатой, если иное не предусмотрено законодательством.

Распределение регулирующих доходов, расчеты с  местными бюджетами и плательщиками  по возврату (зачету) излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших  сумм в доход республиканского бюджета  осуществляются органами государственного казначейства.

Учет операций по доходам республиканского бюджета  осуществляется по лицевым счетам, открываемым для каждого налогового, таможенного органа и иных организаций, уполномоченных в соответствии с  законодательством осуществлять сбор доходов в республиканский бюджет, на едином казначейском счете  [12, c. 22].

Республиканский бюджет по расходам исполняется через  автоматизированную систему государственного казначейства в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином казначейском счете с обязательным соблюдением основных этапов, которыми являются:

  • установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;
  • доведение бюджетных назначений до распорядителей бюджетных средств, а также утверждение бюджетных смет получателям бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств;
  • осуществление платежей (расходование бюджетных средств);
  • использование товаров (работ, услуг) в целях осуществления функций распорядителями бюджетных средств и реализации государственных программ.

Обязательства, принятые организациями без соответствующих  бюджетных ассигнований или же с  превышением полномочий, установленных  БК РБ и законом о республиканском  бюджете на очередной финансовый год, не считаются бюджетными обязательствами. Расходы республиканского бюджета  на покрытие таких обязательств не могут осуществляться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Функции государственного бюджета

 

 

  В последние годы стал преобладающим взгляд на государственный бюджет с позиции экономической сущности как на самостоятельную категорию. С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как основной финансовый план государства.

Экономическая сущность государственного бюджета  характеризуется чертами, специфика  которых не выходит за рамки общих  с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе с тем, поскольку бюджет является особенной категорией но отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций[6, c. 13]:

  • перераспределение национального дохода;
  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • регулирование и стимулирование экономики;
  • контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной функции происходят централизация денежных средств в масштабе государства и их использование на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Информация о работе Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании экономики