Сбалансированность бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:09, реферат

Описание работы

10.1. Дефицит и профицит бюджета
10.2. Источники финансирования дефицита бюджета

Работа содержит 1 файл

Сбалансированность .docx

— 15.79 Кб (Скачать)
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ  БЮДЖЕТА
   10.1. Дефицит и профицит бюджета

   10.2. Источники финансирования  дефицита бюджета

10.1. Дефицит и профицит бюджета
   В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами ряда лет равновесия не достигалось, федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.

   Профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами.

   Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.

   Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет.

   Дефицит и профицит бюджета являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.

   Если  в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами  бюджета, до утверждения бюджета  рекомендуется осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:

   · сократить привлечение доходов  от продажи государственной собственности, сократить привлечение доходов  от реализации государственных запасов  и резервов;

   · предусмотреть направление бюджетных  средств на дополнительное погашение  долговых обязательств;

   · увеличить расходы бюджета, в  том числе за счет передачи части  доходов бюджетам других уровней.

   В случае принятия бюджета на очередной  финансовый год с дефицитом, то законом  о бюджете должны быть утверждены источники финансирования (покрытия) дефицита бюджета.

   В соответствии с законодательством  Российской Федерации (ст. 92 БК РФ) размер дефицита федерального бюджета не может  превышать суммарный объем бюджетных  инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году.

   Причин  дефицита бюджета много. Но важнейшее  значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, затраты на содержание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата,

   Возрастание бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит.

 
2. Источники финансирования  дефицита бюджета
   Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете  на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты  Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  при их первичном размещении не могут  быть источниками финансирования дефицита бюджета.

   Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

   1) внутренние источники в следующих  формах:

   · кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

   · государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

   · бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

   · поступления от продажи имущества, находящегося в государственной  собственности;

   · сумма превышения доходов над  расходами по государственным запасам  и резервам;

   · изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

   2) внешние источники в следующих  формах:

   · государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской Федерации;

   · кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленные  в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

   Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

   · государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

   · бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

   · кредиты, полученные от кредитных организаций;

   · поступления от продажи имущества, находящегося в государственной  собственности субъекта Российской Федерации;

   · изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

   Источниками финансирования дефицита местного бюджета  могут быть внутренние источники  в следующих формах:

   · муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных  ценных бумаг от имени муниципального образования;

   · кредиты, полученные от кредитных организаций;

   · бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

   · поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

   · изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

   Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных  дефицитов стал государственный  кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических  отношений, при которых государство  выступает в качестве заемщика.

   Для покрытия дефицита государственного бюджета  направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ.

   Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты  международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

   В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут  устанавливать предельные размеры  дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов,

   Секвестр  заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение  оставшегося финансового года.

   Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и  внешним заимствованиями. Однако эмиссия  денег приводит к инфляции, росту  цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

   Источником  финансирования дефицита служат кредиты  Центрального банка России, Это наиболее дешевый источник финансирования, так  как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.

   Дальнейшая  стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

Информация о работе Сбалансированность бюджета