Социально-экономическая сущность бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Ведущую и определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций и задач.

Содержание

Введение 3
1. Социально-экономическая сущность бюджета Российской
Федерации 4
2. Расходы на социально-культурные мероприятия 9
3. Заключение 16
4. Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Гос. и мун. финансы. Реферат.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

         Величина взимаемых налогов и социальных выплат зависит от уровня доходов. В периоды роста ВВП размеры взимаемых налогов, ставки которых в значительной степени пропорциональны получаемым доходам, возрастают, а социальные выплаты, в которых значительную долю составляют пособия по безработице, сокращаются. В результате вместе с ростом доходов увеличивается величина чистых налогов, а рост располагаемого дохода и соответственно потребительского спроса отстает от роста ВВП, в периоды экономического спада чистые налоги уменьшаются, что способствует увеличению совокупного спроса.

 

 

2. РАСХОДЫ НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 

         Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с выполнением государством его социальных функций.

         Эти средства подразделяются на следующие основные группы:

         - народное образование и профессиональная подготовка кадров;

         - культура, искусство и средства массовой информации;

         - здравоохранение;

         - физическая культура и спорт;

         - социальное обеспечение (включая средства, передаваемые в ПФ).

         Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.

         Основной принцип расходования бюджетных средств – строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.

         Составным элементом планирования и финансирования расходов на социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной потребности.

         Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах.

         В соответствии с законодательством сфера образования признана приоритетной.

         Компетенцией субъектов местных органов власти является формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции местных органов самоуправления находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие нормативов местного финансирования образования.

         Схема финансирования государственного и муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятельность образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к предпринимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны в замен основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по ним, по ведению других операций приносящих доход.

         Расходы бюджетной системы на образование и профессиональную подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения,   детские дома, профтехучилища, средние специальные и высшие учебные заведения, а также курсовые мероприятия и институты повышения квалификации.

         Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение включает в себя: выплату государственных пенсий по старости, пенсии и пособия военнослужащим срочной службы и их семьям, пособия на детей до 6 лет, пособия одиноким матерям и другие.

         Государственное управление финансового пенсионного обеспечения осуществляет пенсионный фонд являющийся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, денежные средства которого находятся в государственной собственности.

         Значительная сумма расходов бюджета направляется на содержание домов интернатов, содержание престарелых инвалидов, врачебно-трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Предусматривается реализация целевых программ «дети инвалиды», «дети сироты», планирование семей помимо бюджетных ассигнований, на эти цели в социальной сфере существует ряд внебюджетных фондов: пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд социальной поддержки населения, кроме того предусматривается дополнение адресных бюджетных ассигнований федерального бюджета ресурсами территориальных бюджетов.

         В таблице 1 приведены данные о финансировании некоторых целевых программ. Это данные из приложения 12 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

 

Таблица 1

 

Распределение бюджетных ассигнований

на реализацию федеральных целевых программ

на 2010 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(тыс. рублей)

Наименование

ЦСР

Рз

ПР

ВР

Сумма

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ, ВСЕГО

1000000

 

 

 

687 939 978,6

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА РОССИИ (2006 - 2011 ГОДЫ)"

1000200

 

 

 

16 306 308,8

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

1000700

 

 

 

778 648,5

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

1000700

 

 

 

778 648,5

ПОДПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ВСЛЕДСТВИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ВОЕННОЙ ТРАВМЫ"

1000701

 

 

 

80 228,5

 

РАСХОДЫ ОБЩЕПРОГРАММНОГО ХАРАКТЕРА ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

1000702

 

 

 

698 420,0

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2012 ГОДА"

1001100

 

 

 

7 720 000,0

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ РОССИИ" НА 2007 - 2010 ГОДЫ

1001300

 

 

 

1 968 275,0

ПОДПРОГРАММА "ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"

1001301

 

 

 

907 996,0

ПОДПРОГРАММА "ДЕТИ И СЕМЬЯ"

1001302

 

 

 

1 045 629,0

ПОДПРОГРАММА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"

1001303

 

 

 

14 650,0

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

1001500

 

 

 

5 468 628,3

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РУССКИЙ ЯЗЫК (2006 - 2010 ГОДЫ)"

1001600

 

 

 

255 000,0

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"

1001800

 

 

 

177 680,0

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ (2007 - 2011 ГОДЫ)"

1002300

 

 

 

7 040 000,0

 

ПОДПРОГРАММА "САХАРНЫЙ ДИАБЕТ"

1002301

 

 

 

360 400,0

ПОДПРОГРАММА "ТУБЕРКУЛЕЗ"

1002302

 

 

 

3 201 598,4

ПОДПРОГРАММА "ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА"

1002303

 

 

 

370 800,0

ПОДПРОГРАММА "ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ"

1002304

 

 

 

746 025,5

ПОДПРОГРАММА "ОНКОЛОГИЯ"

1002305

 

 

 

980 441,0

ПОДПРОГРАММА "ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ"

1002306

 

 

 

150 290,0

ПОДПРОГРАММА "ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ"

1002307

 

 

 

431 840,0

ПОДПРОГРАММА "ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА"

1002308

 

 

 

758 205,1

ПОДПРОГРАММА "АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ"

1002309

 

 

 

40 400,0

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2015 ГОДЫ"

1005800

 

 

 

10 870 621,0

ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ФУТБОЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008 - 2015 ГОДЫ"

1005801

 

 

 

1 589 200,0

РАСХОДЫ ОБЩЕПРОГРАММНОГО ХАРАКТЕРА ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2015 ГОДЫ"

1005802

 

 

 

9 281 421,0

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "НАУЧНЫЕ И  НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ

1007700

 

 

 

12 304 000,0

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ

1040000

 

 

 

52 211 712,5

ПОДПРОГРАММА "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ" (ВТОРОЙ ЭТАП)

1040100

 

 

 

35 181 339,1

ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПОДЛЕЖАЩИМИ УВОЛЬНЕНИЮ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (СЛУЖБЫ), И ПРИРАВНЕННЫМИ К НИМ ЛИЦАМИ

1040101

 

 

 

18 319 283,4

 

 

         В этой таблице приведены расходы, выделяемые на социально-культурные мероприятия из федерального бюджета. Но как я уже писала, в местные (муниципальные) бюджеты так же закладываются средства на проведение этих мероприятий. В таблице 2 приведены суммы расходов на социально-культурные мероприятия в 2009 году в Порховском районе Псковской области.

 

 

Таблица 2

Бюджетная роспись (расходы)

с изменениями

Дата: 31.12.2009

Документ, учреждение

Вед.

Разд.

Сумма на 2009 год, в тыс. руб.

  ОБРАЗОВАНИЕ

000

0700

119 869,76

    Дошкольное образование

000

0701

29 667,46

    Общее образование

000

0702

85 780,52

    Другие вопросы в области образования

000

0709

4 421,78

  КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

000

0800

18 484,76

    Культура

000

0801

17 066,11

    Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации

000

0806

1 418,65

  ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

000

0900

41 076,39

    Стационарная медицинская помощь

000

0901

11 791,41

    Амбулаторная помощь

000

0902

20 882,09

    Скорая медицинская помощь

000

0904

7 637,01

    Физическая культура и спорт

000

0908

765,89

  СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

000

1000

5 176,13

    Пенсионное обеспечение

000

1001

60,73

    Социальное обеспечение населения

000

1003

2 602,40

    Охрана семьи и детства

000

1004

2 513,00

 

 

 

Всего расходов:

291 957,74

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         По результатам написанного можно сделать следующие выводы: государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов.

         Государственный бюджет представляет систему бюджетов, которая включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

         Частым явлением в современных условиях для государственного бюджета большинства стран стал дефицит – превышение расходов над доходами. Эта ситуация может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государственного долга. В зависимости от источников займа государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренним долгом является задолженность правительства владельцам государственных облигаций. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит.

         Позитивные сдвиги в структуре бюджета достигаются сокращением нерациональных государственных затрат, урегулированием межбюджетных отношений, в результате налоговой реформы.

         Государственный бюджет должен постоянно совершенствоваться. Большой задачей также стоит совершенствование правого поля отношений между субъектами бюджетной системы.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – 2-е издание, доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

Информация о работе Социально-экономическая сущность бюджета