Соотношение источников административного, гражданского и финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение соотношения источников административного, гражданского и финансового права.
В результате были разработаны следующие задачи для достижения поставленной цели:
1.Раскрыть понятия, предметы, объекты и методы административного, гражданского и финансового права в системе права.
2.Рассмотреть источники административного, гражданского и финансового права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Административное право 4
1.1. Понятие, предмет, объект и методы административного права 4
1.2. Источники административного права 7
ГЛАВА 2. Гражданское право 12
2.1. Понятие, предмет, объект и методы гражданского права 12
2.2. Источники гражданского права 15
ГЛАВА 3. Финансовое право 17
3.1. Понятие, предмет, объект и методы финансового права 17
3.2. Источники финансового права 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 123.80 Кб (Скачать)

       5) Акты палат Федерального собрания Российской Федерации;

       6) Законодательные акты субъектов Федерации:

       а) конституции, уставы субъектов Федерации;

       б) законы субъектов Федерации.

       II. Вторая группа --  акты Президента Российской Федерации, поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента -- важнейший источник административного права. Акты Президента Российской Федерации  это его указы и распоряжения

       III. Третья группа -- акты государственной администрации -- самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.

       1) Административные акты федеральных органов и организаций:

       а) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

       б) постановления, приказы, инструкции, положения, издаваемые федеральными министерствами и другими центральными федеральными органами специальной компетенции;

       в) приказы, постановлении, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти;

       г) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;

       2) Административные акты субъектов Федерации:

       а) Указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

       б) постановления и распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

       в) приказы и инструкции, издаваемые администрациями, государственных предприятий, учреждений субъектов Российской Федерации.

       IV. Акты органов местного самоуправления, различного характера.

       V. В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров:

       1) Федеративные договоры, т.е. договоры между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами. Уже заключено более 10 подобного рода соглашений Российской Федерации с ее субъектами

       2) Административные договоры.

       3) Соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации»

       VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права:

       1) Акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые признаны не соответствующие закону или решением вышестоящих органов, подзаконные акты вплоть до постановлений правительства Российской Федерации;

       2) Постановления конституционного суда Российской Федерации, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации;

       3) Акты либо их отдельные положения признанные не конституционными юридической силы не имеют.

       В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России.

       Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, -- постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

       VII. Административные обыкновения, в данном случае имеются в виду локальные юридические нормы. Они являются обычаями, поскольку не закреплены ни устно, ни письменно. Это неформальные нормы деятельности. По поводу распределения дел между служащими, по поводу процедур визирования документов.

       VIII. Международные акты. Действующая Конституция впервые в практике отечественного законотворчества закрепила положения согласно которым "общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ". Международными актами, например, регулируются некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения.

 

        ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 
 

       2.1 Понятие, предмет, объект и методы гражданского права 
 

       Гражданское право -- одна из самых важных (после конституционного) отраслей российского права, включающая в себя:  
-- Науку гражданского права.

-- Учебную дисциплину гражданского права.  
-- Гражданское законодательство.

       Гражданское право -- это система правовых норм, которые регулируют, основанные на  равенстве, автономии и имущественной самостоятельности, имущественные отношения, а также связанные с ними личные неимущественные отношения в целях закрепления и развития товарно-денежных форм организации экономики.

       Предметом гражданского права являются общественные отношения, а именно имущественные отношения и тесно связанные с ними неимущественные отношения.

        Имущественные отношения - отношения, которые возникают по поводу материальных благ.

       Особенность имущественных отношений:

       1. Имеют товарно-денежную форму, т.е. связаны с экономическим оборотом, имеют имущественно - стоимостный характер4, связаны с оборотом товаров и денег;

       2. Носят эквивалентно-возмездный характер, в процессе об

       мена стоимости товара (работы, услуги) соотносится с той денежной суммой, которая за него отдается;

       3. Связаны с принадлежностью имущества или с его переходом от одних лиц к другим.

       Личные неимущественные отношения характеризуются тем, что предметом их являются нематериальные блага, они лишены экономического содержания и неотделимы от личности человека или организации. Это отношения, в которых происходит индивидуализация личности, гражданина или организации и осуществляется оценка их нравственности и других социальных качеств.

       Эти отношения делятся на две подгруппы:

       1. Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (авторство на произведения науки, открытия, изобретения, т.е. по поводу объектов творческой деятельности, право организаций на фирменное наименование, торговую марку).

       2. Личные   неимущественные   отношения,   не    связанные с      имущественными   (защита чести и достоинства, деловой репутации, охрана неприкосновенности личной жизни).                  

       Под объектами права следует понимать то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Объектами гражданского права являются материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения.

       Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации  к объектам гражданских прав относит:

       1. Вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

       2. Информацию;

       3. Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

       4. Нематериальные блага.

       Метод -- это совокупность средств, приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

       Метод гражданско-правового (диспозитивного) регулирования характеризуется наличием следующих признаков:

  1. Равенство участников общественных отношений. Равенство означает их не подчиненность друг другу (а не одинаковость прав).
  2. Диспозитивность правоотношений (возможность, участвуя в правоотношениях, выбрать вариант своего поведения -- автономия воли). В отличие от этого императивность -- предписание, что нужно делать.
  3. Конфликты участников правоотношений разрешаются в судебном порядке (характер -- состязательность). Исковой порядок разрешения дел.
  4. Характер применяемых санкций:

       --  Меры принуждения (ответственности) всегда имеют имущественный характер.

       --  Санкции являются компенсационными (восстановление имущественной сферы лица, права которого нарушены).

       --  Принцип полного возмещения вреда или убытков.

      Нормы права это правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством.

     Виды норм:

       -- Императивные нормы (обязательные к применению; не могут быть изменены никем, кроме органов власти, которые их установили, или вышестоящих).

       -- Диспозитивные нормы (необязательные, действуют в том случае, когда субъекты не урегулировали свои отношения самостоятельно. Например, не определили размер процента по договору займа).

       Нормы права создаются, законодательной, исполнительной или судебной властью.

       Нормы права исполняются:

       -- Судебной властью.

       -- Исполнительной властью.

       Право (виды):

       -- Материальное (совокупность норм, определяющих поведение лиц).

       -- Процессуальное (совокупность норм, устанавливающих порядок функционирования судебных органов, защиты нарушенных прав).

       -- Объективное (вся совокупность норм права, действующих в государстве).

       -- Субъективное (конкретное право, существующее у субъекта).

       Время действия норм права:

       -- Постоянные (действуют до их официальной отмены).

       -- Временные (действуют в пределах определенного промежутка времени, по истечении которого теряют силу). 
 

       2.2. Источники гражданского права. 
 

       Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.

  1. Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы.

       Конституция признается основным законом с высшей юридической силой в рамках государства. Конституция устанавливает главные принципы гражданского права и содержит нормы, относящиеся к основным институтам гражданского права, например, праву собственности, праву занятия предпринимательской и иной экономической деятельностью, праву интеллектуальной собственности.

       Конституции должны соответствовать федеральные конституционные законы и другие нормативные правовые акты. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, указанным Конституцией РФ.

Информация о работе Соотношение источников административного, гражданского и финансового права