Состав и структура доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:28, реферат

Описание работы

Рыночное хозяйство предполагает функционирование денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, взаимоотношения предприятий друг с другом, с банками и иными коммерческими структурами, работников предприятий с работодателями. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, а также их работники втянуты в круг денежных отношений с государством и его институтами. Финансы занимают важнейший сектор денежных отношений, связанный с накоплением и использованием денежных ресурсов (фондов) в рыночных хозяйствах.

Работа содержит 1 файл

Бюдж. сист..docx

— 23.89 Кб (Скачать)

Филиал

Частного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИКУМ УПРАВЛЕНИЯ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СЕРВИСА»

г. Курганинск

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: Бюджетная  система РФ

На тему: « Состав и  структура доходов бюджета»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. Ф-3

Цатрян В.Р.

Преподаватель: Урзакова З.С.

 

 

 

 

 

       г. Курганинск

 

Введение.

Рыночное хозяйство предполагает функционирование денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают  товарные сделки, взаимоотношения предприятий  друг с другом, с банками и иными  коммерческими структурами, работников предприятий с работодателями. Кроме  того, все коммерческие и государственные  организации, а также их работники  втянуты в круг денежных отношений  с государством и его институтами. Финансы занимают важнейший сектор денежных отношений, связанный с  накоплением и использованием денежных ресурсов (фондов) в рыночных хозяйствах.

Финансовые отношения многообразны, поскольку существует множество  субъектов рынка, каждому из которых  нужны денежные средства для решения  своих хозяйственных задач. Однако в этом многообразии движения денежных ресурсов формируется определенная соподчиненность и взаимозависимость  их друг от друга. К примеру, государственная  казна может постоянно пополняться, если финансы предприятий характеризуются  рентабельностью и поэтому могут  обеспечить оплату налогов. И напротив, финансы предприятий во многом зависят  от того, каким образом государство  будет использовать свои денежные ресурсы, даст ли оно крупный заказ на продукцию  предприятия, сможет ли оно применить  стимулы для развития производства и т.д. Взаимозависимость различных  элементов финансовых отношений  формирует их в финансовую систему.

Финансовую  систему представляют бюджеты различных  организаций. Главным из них является государственный бюджет.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют  больше из своих доходов. Структура  доходов непостоянна и зависит  от конкретных экономических условий  развития страны, рыночной конъюнктуры  и осуществляемой экономической  политикой политики. Любое изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения в экономических  процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так и по срокам поступления  и использования.

Если  запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета).

Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что государственные финансы - важнейшая  часть финансовых отношений общества. Они связаны с формированием  и использованием государственных  денежных фондов.

Сущность государственных доходов  и расходов

Государственные финансы (доходы и расходы) - важнейшая  часть финансовых отношений общества. Они связаны с формированием  и использованием государственных  денежных фондов. Сущность государственных  доходов и расходов невозможно раскрыть без определения сущности государственного бюджета, потому что именно в виде бюджета сбалансированы государственные  доходы и расходы.

В огромном многообразии финансовых связей можно  выделить обособленные сферы, отличающиеся отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения  валового общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название «государственный бюджет»1.

Государственный бюджет как совокупность экономических  отношений имеет объективный  характер. Его существование в  качестве самостоятельной сферы  распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих  централизованных ресурсах. Централизация  денежных средств необходима для  организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального  хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование  специфической бюджетной сферы  стоимостного распределения обусловлено  также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах; для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего  общества решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким  образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного  желания (воли) людей, а объективная  необходимость, обусловленная потребностями  расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

На современном  этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству  обеспечивать необходимые темпы  и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его  отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить  крупные социальные преобразования.

Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального  развития, подготавливая условия  для успешной реализации экономической  и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распределения  государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

Государственному  бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные  отношения имеют распределительный  характер, осуществляются всегда в  денежной форме, сопровождаются формированием  и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным  отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки  общих с финансами черт. Государственный  бюджет как специфическая сфера  стоимостного распределения характеризуется  следующими чертами:

1) представляет  особую экономическую форму распределительных  отношений, связанную с обособлением  части стоимости валового общественного  продукта у государства и ее  использованием на удовлетворение  общественных потребностей;

2) предназначены  для перераспределения стоимости  между отраслями национального  хозяйства, территориями, секторами  экономики, сферами общественной  деятельности в отличие от  финансов материального производства, опосредствующих процесс создания  и производительного потребления  стоимости, и финансов непроизводственной  сферы, обслуживающих потребление  стоимости;

3) выражает  такую стадию стоимостного распределения,  которая непосредственно не связана  с движением общественного продукта  в его товарной форме и осуществляется  в известном отрыве от нее,  в то время как в материальном  производстве и непроизводственной  сфере финансовые отношения тесно  переплетаются с товарно-денежными  отношениями2.

Государственный бюджет, как и любая другая экономическая  категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее  им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства - в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках  мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд - это объективно обусловленная экономическая  форма движения той части общественного  продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Как экономическая  категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие  между государством и другими  участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта путем образования централизованного  фонда денежных средств государства, а его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Государственный бюджет как экономическая категория  выполняет функции, соответствующие  категории финансов в целом - распределительную  и контрольную. Действие данных функций  определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено государственных  финансов, государственный бюджет в  рамках распределительной функции  выполняет характерные подфункции, как-то: размещения (ресурсов), перераспределительную, стабилизации.

Бюджет  воздействует на экономику через  бюджетный механизм. В этом проявляется  роль бюджета как инструмента  влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и  использования централизованного  фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда  денежных средств, регламентации форм и методов его образования  и использования, перераспределения  финансовых ресурсов в процессе становления  и исполнения бюджета3.

Разнообразие  форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма  движения централизованного фонда  денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи  отражаются в соответствующем финансовом документе - основном финансовом плане  страны. В нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О республиканском бюджете».

Доходы  бюджета - налоговые и неналоговые  доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества.  
Доходы федерального бюджета РФ ежегодно утверждаются Федеральным Собранием в законе, который подписывается Президентом РФ. Они состоят из доходов федерального уровня и части доходов субъектов РФ. В доходах федерального бюджета . указываются поступления доходов по источникам. 
Налоговые доходы: налог на доходы (прибыль) предприятий и организаций; НДС; акцизы; лицензионные и регистрационные сборы, налог от приватизации и продажи государственного имущества федерального значения; налог с доходов от внешней торговли; налоги на внешнеэкономические операции; платежи за пользование природными ресурсами. 
К неналоговым доходам относятся доходы от приватизации и продажи собственности (федеральной), от арендных сборов, пошлин и др. К ним относятся доходы целевых фондов. 
Среди доходов федерального бюджета. по своей величине и значимости для формирования доходов всех видов бюджетов РФ выделяются основные: НДС, налог на прибыль (доходы от капитала), акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и др. 
Все перечисленные средства - доходы федерального бюджета., но это не означает, что все суммы поступлений по ним зачисляются только в федеральный бюджет. Ежегодно устанавливаются или пересматриваются размеры (в зачисления доходов в федеральный бюджет. Доходы федерального бюджета частично поступают и на формирование доходов нижестоящих бюджетов. Практикуется и обратное, когда законодательно устанавливаются отчисления в федеральный бюджет части доходов (налогов) регионального уровня, например по налогу на физических лиц, по арендным доходам, по земельному налогу.  
Это означает, что в РФ нет полного закрепления налогов и доходов федерального, регионального и местного уровня за их бюджетами. Функционирует система отчислений по устанавливаемым законом нормативам от федеральных налогов в региональные, из региональных доходов - в местные бюджеты. 
Основной источник доходов - это налоги. 
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки. 
Действующая в РФ система налогообложения включает налоги следующих видов: 
• федеральные налоги; 
• региональные налоги (налоги национально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); 
• местные налоги. 
Основные федеральные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др. 
Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами. 
НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц - это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений поступают также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. 
Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги. 
Что касается прямых налогов, то в России важнейшее место занимает налог на прибыль с предприятий и организаций. Он взимается со всех юридических лиц, независимо от форм собственности. Причем в условиях рынка он должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Однако в настоящее время налоговая система России слабо задействует регулирующую функцию. 
К неналоговым доходам относятся: 
• доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности; 
• доходы от приватизации; 
• доходы от внешнеэкономической деятельности; 
• доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.) 
Основное направление государственной политики в области налоговой реформы состоят в построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых платежей, что должно найти отражение в налоговом Кодексе. Принятие Кодекса должно преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, зафиксировать гарантии налогоплательщиков регионов и государства.

Информация о работе Состав и структура доходов бюджета