Состав и структура расходов федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является изучение расходов бюджета РФ.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов, и его роли в системе финансовых планов. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы: 1)рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
2)раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
3)показать его роль в системе финансовых планов страны;

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты расходов федерального бюджета РФ……….4
Сущность федерального бюджета РФ и его значение……...……………5
1.2. Расходы федерального бюджета……...……..……………………………..11
Глава 2. Состав и структура расходов федерального бюджета………………17
2.1. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета …………17
2.2.Программно – целевое планирование бюджетных расходов… …….……21
Глава 3. Роль федерального бюджета в финансовых планах страны…….…..24
Заключение………………………………………………………………...……..26
Список литературы……………………………………………………...……….28

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 612.63 Кб (Скачать)

- стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

  • Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  • Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
  • Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
  • Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

1.2. Расходы федерального бюджета

Расходы государственного бюджета – это экономические  отношения, возникающие в связи  с распределением фонда денежных средств государства и его  использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория  расходов бюджета проявляется через  конкретные виды расходов, которые  характеризованы с качественной или количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных  расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций. Эти  затраты выражают экономические  отношения, на основе которых происходит процесс использования средств  централизованного фонда денежных средств государства по различным  направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство  учитывает экономические интересы общества в целом.

Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации  производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или  распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных  расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

1.Принцип  целевого использования средств-  целевой характер использования  расходов предполагает использование  ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств  не выполняет условий, определенных  законом (решением) о бюджете,  министр финансов РФ, руководитель  соответствующего органа исполнительной  власти субъекта Российской Федерации  или органа местного самоуправления  на любом этапе исполнения  бюджета обязан осуществить блокировку  расходов, связанных с выполнением  определенных условий, впредь  до выполнения указанных условий  в соответствии с порядком, установленным  Кодексом. Нецелевое использование  ассигнований может привести  к возврату уже использованных  средств.

2.Соблюдение  режима экономии - одной из важнейших  задач бюджетного финансирования  является получение максимального  эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и  эффективности использования средств.  Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов органы  власти и получатели бюджетных  средств должны исходить из  необходимости достижения заданных  результатов с использованием  определенного бюджетом объема  средств. В случае необходимости  дополнительного финансирования  бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

3.Безвозвратность  государственных расходов - экономическая  сущность расходов бюджета проявляется  во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает  качественной и количественной  характеристикой. При этом качественная  характеристика, отражая экономическую  природу явления, позволяет установить  назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов  ежегодно устанавливается непосредственно  в бюджетном плане и зависит  от экономической ситуации и  общественных приоритетах. 

В теории и практике финансов существуют несколько  признаков классификации расходов бюджета.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных  расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

1.По роли  в общественном производстве;

2.Общественному  назначению;

3.Отраслям  производства;

4.Целевому  назначению.

 По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

1.Расходы  на содержание и развитие материального  производства (расходы на расширенное  воспроизводство и реконструкцию,  новые технологии и т.п.);

2.Расходы  на содержание и дальнейшее  развитие непроизводственной сферы  (текущие затраты государства  – расходы на управление, военные  расходы, расходы на пенсии  и пособия и т.п.);

3.Расходы  на создание государственных  резервов (затраты на формирование  и обслуживание страховых и  резервных фондов).

Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном  регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на 4 большие группы:

1.Расходы  на народное хозяйство и поддержку  экономики;

2.Расходы  на социально-культурные нужды;

3.Военные  расходы;

4.Расходы  на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств  бюджета. Основная масса ресурсов (около  половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку  экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных  средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

1.В производственной  сфере подразделяются по отраслям  народного хозяйства: на развитие  промышленности, сельского хозяйства,  транспорта, связи и др.;

2.В непроизводственной  по отраслям и видам общественной  деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,  государственное управление и  т.п. 

Такое деление государственных  расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных  средств, но уже по отраслям. Изменяя  эти пропорции, государство может  добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно  с экономической классификацией расходов бюджета используются и  другие группировки, в том числе  и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предметному  признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно  классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).

Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

а) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

б) средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным  контрактам;

в) трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных  законодательством РФ, законодательством  субъектов РФ, правовыми актами органов  местного самоуправления;

г) ассигнования на осуществление отдельных государственных  полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

д) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов;

е) бюджетные  кредиты юридическим лицам (в  том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и платежей и других обязательств);

ж) субвенции  и субсидии, физическим и юридическим  лицам;

з) инвестиции в уставный капитал действующих  или вновь создаваемых юридических  лиц;

и) бюджетные  ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной  системы Российской Федерации, государственным  внебюджетным фондам;

к) кредиты  иностранным государствам.

 

Глава 2. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.

В соответствии со ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством  РФ разграничением полномочий федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых  согласно законодательству РФ, международным  и иным договорам и соглашениям  должно происходить в очередном  финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств  соответствующих бюджетов.

2.1. Анализ состава и структуры  расходов федерального бюджета Российской Федерации.

Проведем  сравнительный анализ расходной  части федерального бюджета за последние  три года. Анализ проводится по основным группам расходов федерального бюджета, среди которых можно выделить такие как расходы на общегосударственные  вопросы, на национальную оборону, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, на национальную экономику, на жилищно-коммунальное хозяйство, на социально-культурные мероприятия  и на межбюджетные трансферты.

Общая сумма  расходов федерального бюджета в 2011 году в абсолютном выражении составила 9352495982 тыс. руб., в 2012 г. расходы увеличились  на 1755543131 тыс. руб., а в 2013 г. увеличилась  еще на 385831980 тыс. руб. и в абсолютном выражении составила 2141375111 тыс. руб. Рассмотрим подробнее каждую группу расходов.  Для того чтобы оценить  развитие каждого показателя в динамике построим таблицу  (таблица 1).

 

 

 

 

Таблица 1. Динамика расходов федерального бюджета.

НАИМЕНОВАНИЕ

2011 год

2012 год

2013 год

сумма (тыс.руб.)

%

сумма (тыс.руб.)

%

сумма (тыс.руб.)

%

всего

9 352 495 982

100

11 108 039 113

100

11 493 871 093

100

общегосударственные вопросы

788 971 962

8,44

744 921 941

6,71

833 161 836

7,25

национальная оборона

793 001 142

8,48

943 371 025

8,49

998 580 444

8,69

национальная безопасность и правоохранительная деятельность

819 982 158

8,77

1 365 272 959

12,29

1 487 167 010

12,94

национальная экономика

1 725 956 234

18,45

1 744 439 203

15,70

1 664 060 885

14,48

жилищно-коммунальное хозяйство

173 731 423

1,86

120 061 327

1,08

139 852 164

1,22

охрана окружающей среды

16 824 005

0,18

21 672 986

0,20

24 860 286

0,22

образование

494 368 189

5,29

586 295 076

5,28

607 195 489

5,28

культура, кинематография

81 948 608

0,88

86 057 615

0,77

97 937 107

0,85

здравоохранение

454 034 948

4,85

539 300 543

4,86

494 984 376

4,31

социальная политика

2 940 494 829

31,44

3 898 937 715

35,10

3 960 479 656

34,46

физическая культура и спорт

42 386 711

0,45

42 030 026

0,38

53 807 867

0,47

средства массовой информации

61 078 056

0,65

73 344 107

0,66

72 364 591

0,63

обслуживание государственного и  муниципального долга

389 906 105

4,17

388 438 427

3,50

425 343 308

3,70

межбюджетные трансферты общего характера  бюджетам субъектов РФ и муниципальных  образований

569 811 622

6,09

553 896 063

4,99

634 076 075

5,52

Информация о работе Состав и структура расходов федерального бюджета