Совершенствование управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение государственного долга, исследование источников его погашения, а также мероприятий по управлению ими.

В результате поставленной в курсовой работе цели выделим основные задачи исследования:

- изучение теоретических основ организации системы государственного долга;

- провести исследование государственного долга Российской Федерации

- указать перспективы развития государственного долга в современных условиях

Содержание

Введение 5

1 Теоретические основы государственного долга 6

1.1 Экономическая сущность государственного долга 6

1.2 Характеристика источников роста государственного долга 11

2 Анализ современного состояния государственного долга РФ 16

2.1 Оценка состояния внешнего долга РФ 16

2.2 Состояние внутреннего долга РФ 20

3 Совершенствование управления государственным долгом 25

3.1 Методы управления государственным долгом и пути их

оптимизации 25

3.2 Перспективы погашения государственного долга РФ

в условиях антикризисной экономики 29

Заключение 35

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

     Внешний долг России (перед нерезидентами) изменился крайне незначительно. Его сокращение на 1,7 млрд. долл. США (до 478,2 млрд. долл. США) произошло впервые с 2002 г.

     Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2009 году России предстоит выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики [41]. 

     В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявило о том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы. Эти меры станут возможными при падении цен на нефть ниже 40 долларов за баррель, что поставит  под удар исполнение утвержденного бюджета. Несмотря на то, что Россия до сих пор располагает значительными размерами золотовалютных резервов, увеличение государственного долга РФ Правительство считает более рациональным по сравнению с расходованием средств резервного фонда. 

     Выплаты по внешнему долгу Российской Федерации в 2009 году составят $141 млрд. Об этом свидетельствует график предстоящих выплат, опубликованный Банком России. При этом сумма основного долга, которую предстоит погасить, составляет $117,1 млрд., сумма процентов - $23,9 млрд. Согласно графику, органам госуправления предстоят выплаты на $3 млрд. основного долга (и еще $2 млрд. процентов), банкам - $52,1 млрд. ($7,7 млрд.) прочим секторам - $62 млрд. ($14,3 млрд.). 

     Финансовый кризис набирает обороты. Лопнувшие банки, безработица, обвалившийся курс рубля, экономический кризис – это лишь неполный перечень негативных последствий мирового кризиса, накрывшего планету.

     Впрочем, несмотря на то, что мы все без исключения испытали на себе влияние кризиса, а эта тема является наиболее обсуждаемой, большинство населения имеет весьма смутное представление о его причинах [41].

     Кризис, поразивший Россию в 2008 – 2009 г.г., начался далеко за ее пределами – в США. Крах американской ипотечной системы вверг ряд банков в состояние полной неплатежеспособности, что не замедлило сказаться на состоянии крупнейшей в мире экономики. Конвульсии, сотрясавшие американскую финансовую систему, неминуемо отразились на экономическом здоровье других стран, что, в итоге, и привело к мировому кризису. Американские власти попытались уменьшить влияние кризиса, выделив крупные дотации банкам и автомобильным компаниям. Однако эти действия если и внушают оптимизм, то очень осторожный, поскольку коренного перелома не произошло.

     Мировая экономика очень чувствительна к любым изменениям, происходящим в крупных финансовых системах. Поэтому кризис, начавшийся в США, не мог не затронуть другие страны. В нашем случае это вылилось в трудности с получением недорогих западных кредитов на банковском рынке и в снижение показателей экспорта. Кроме того, сильно подешевела нефть, доходы от продажи которой формируют значительную часть доходов российского бюджета, закрылось множество предприятий, что привело к росту безработицы, и значительно обесценился рубль.

     Когда закончится кризис – сказать сложно. Эксперты высказывают самые разные мнения, зачастую – совершенно противоположные. Одни уверены, что экономический кризис достиг своего пика и в скором времени мы станем свидетелями улучшения ситуации. Другие, наоборот, считают, что кризис в России, случившийся в 2008 – 2009 г.г., лишь набирает обороты, и мировая экономика еще не коснулась дна.

     Несмотря на объем задолженностей, по данным Минфина, госдолг России в долларовом эквиваленте за восемь месяцев сократился на 4%, а в пересчете на евро — на 5,6%.

     Объем государственного внешнего долга России, включая обязательства бывшего СССР, по состоянию на 1 сентября 2009г. составил $38,99 млрд., или €27,17 млрд., против $40,6 млрд. (€28,8 млрд.) на начало текущего года, сообщает Минфин России.

     Большую часть долга составляют выплаты по еврооблигационным займам – $27 млн. Также Россия должна выплатить $1,16 млн. членам Парижского клуба, $1,34 млн. — бывшим странам СЭВ, $4,04 млн.  — международным финансовым организациям и $1,78 млн. — по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

     На данный момент внешний государственный долг составляет 2,4% от объема ВВП. В 2007 году Минэкономразвития планировало к 2010 году снизить этот показатель до 2%. Однако, по прогнозам ООН, реальный рост ВВП России в 2009 году сократится до отрицательного показателя и составит -6%, а уровень безработицы к концу года будет приблизительно 12%. На данный момент в России 8,5% экономически активного населения безработные (это самый высокий показатель с марта 2004 года).

     Объем розничной торговли в стране уже сократился на 2,4%. Приток частного капитала в Россию приостановился, а отток, наоборот, увеличился и составил в первом квартале 2009 года $33 млрд.

     Несмотря на эти показатели и прогнозы аналитиков, правительство прочит российской экономике светлое будущее. Чиновники надеются, что экономический рост начнется уже в 2010 году. 

     2.2 Состояние внутреннего  долга РФ 

     Преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова отбросили государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад [41]. 

     Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена. 

     Важно обратить внимание на сокращение числа участников рынка внутреннего госдолга. На начало 2000 г. на нерезидентов приходилось свыше 40% рынка ГКО-ОФЗ. В настоящее время операции нерезидентов с государственными ценными бумагами не проводятся. Однако замены нерезидентам на рынке внутреннего госдолга не нашлось. В результате в отличие от стран с развитым рынком, где госбумаги размещаются среди сотен и тысяч юридических лиц, в России более половины госдолга по ОФЗ приходится на один орган - Сбербанк. Рынок внутреннего госдолга не просто резко сузился по числу участников. Основным заемщиком государственных ценных бумаг стал по сути государственный же орган - Сберегательный банк, который заимствует краткосрочные и среднесрочные госбумаги под 6,5- 7,5% годовых, принимая депозиты по ставке в 8-10,5%. Фактически погашение внешнего госдолга (деньгами, полученными от выпуска госбумаг) финансируется за счет средств населения.

     В то же время расходы на обслуживание внутреннего госдолга в 2009-2011 гг. увеличатся со 129,3 млрд. до 239,4 млрд. руб. В результате общие ассигнования на обслуживание внутреннего и внешнего госдолга увеличатся со 179,9 млрд. в 2008 г. до 308,1 млрд. руб. в 2011 г. По сравнению же с 2007 г. эти ассигнования увеличатся почти в два раза. Особо следует обратить внимание на стремительный рост всего совокупного национального долга - федерального, муниципального, корпоративного. В 2006 г. он составлял менее 70% ВВП.

     В соответствие с проектом федерального бюджета Российской Федерации на 2009-2011 гг. внешний и внутренний государственный долг составит в 2009 г., 2010 г., 2011 г. - соответственно 6,1, 6,7, 7,2% ВВП. Корпоративный внутренний долг, учитывая прирост банковских активов в 2006-2007 гг., - соответственно на 44,05 и 44,11 % (что ведет к быстрому росту кредитования предприятий) и почти 2,5-кратное увеличение емкости рынка корпоративных облигаций за этот период, составит в 2009 г., 2010 г., 2011 г. соответственно - 61; 68; 75% ВВП. С учетом корпоративного долга нерезидентам, который, принимая во внимание тенденции 2002-2008 гг., составит соответственно 48, 56; 64 ВВП, совокупный национальный долг достигнет в 2009 г., 2010 г., 2011 г. - 115,1, 130,7, 146,2% ВВП. В 2011 г. СНД будет существенно выше всех финансовых резервов государства - золотовалютных резервов Банка России, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, обязательных резервов коммерческих банков, средств системы страхования вкладов. Учитывая тенденцию к замедлению роста золотовалютных резервов, а также тенденцию к снижению цен на нефть (что приведет к замедлению темпов роста средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), СНД в 2011 г. превысит общие государственные резервы в 1,5-1,7 раза. При этом качество совокупного национального долга ухудшится за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам. Угроза сбоев на финансовом рынке и в бюджетном процессе, при небывалом для России росте долгов, все более увеличивается.

     Первые негативные результаты быстрого роста долгового бремени уже проявились. Со второй половины 2007 г. на кредитном рынке и рынке долговых обязательств стали постоянно возникать кризисные ситуации. В августе 2007 г. нерезиденты в связи с кризисом на рынке недвижимости США вывели из России 9,2 млрд. долл. Это сразу же сказалось на находящемся в состоянии крайнего перенапряжения долговом рынке. Кредитные ставки взлетели вверх. Сильнее всего это проявилось на межбанковском рынке - в середине июля ставки по краткосрочным МБК установились на уровне 2,9- 3,0%, а в конце августа они достигли 8,6%. Банк России предпринял невиданные за весь постдефолтовский период меры по стабилизации финансового рынка. По всем источникам рефинансирования Центробанк выдал: в июле 2007 г. - 5,5 млрд. руб.; в августе - 1,9 трлн.; в сентябре - 469 млрд.; в первой половине октября - 553,9 млрд. руб. Одновременно в октябре возобновился чистый приток иностранного капитала. Только за первую половину октября он превысил 8 млрд. долл. [41]

     Использование еврооблигаций для привлечения дополнительных средств стало довольно популярным у российских компаний. В первом квартале этого года объём размещений ценных бумаг достиг восьми миллиардов долларов. Для сравнения, за весь 2009 год этот показатель едва достигал 16 миллиардов. Минфин, который и организовал текущее роуд-шоу, планирует определить размер первого транша ценных бумаг в мае-июне. Еврооблигации будут размещены в долларах (присутствие в названии составляющей «евро» – не название денег, а указание, что облигации размещаются в иностранной валюте). Следующие транши разместят как в долларах, так и в других валютах.

     Внутренний долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, также продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей. Кроме того, в 2009 году предлагается увеличить внутренний долг государства еще на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей). 

     В итоге положение на долговом рынке на время стабилизировалось. Однако в ноябре возникла новая волна кризиса банковской ликвидности. Объемы рефинансирования коммерческих банков установили новый рекордный уровень - почти 300 млрд. руб. в день. Рынок вновь вышел из кризиса.

     В марте 2008 г. положение опять дестабилизировалось. В начале февраля 2008 г. средняя процентная ставка по межбанковским кредитам на один день составляла 2,5% годовых. Через месяц она поднялась до 7%. Объем сделок РЕПО вырос почти до 120 млрд. руб. в день (пик - 5 марта). Недостаток ликвидности ударил прежде всего по голубым фишкам среди корпоративных облигаций. Их доходность выросла с 6,5-7,0 до 9,0-10,0%. Рост объемов рефинансирования Банком России коммерческих банков и расширение списка облигаций, принимаемых в залог Центробанком (в список были включены новые выпуски корпоративных евробондов и рублевых облигаций), сняли остроту с банковской ликвидностью. Однако тенденция котировок корпоративных облигаций к понижению сохранилась [41].

     В июле 2008 г. возник новый кризис ликвидности - 29 июля на аукционе РЕПО было размещено почти 195 млрд. руб. 11 августа эта сумма возросла до 241,6 млрд. руб. После этого рынок на время стабилизировался. На аукционах РЕПО размещалось 4-6 млрд. руб. в день. Однако в начале сентября возникла новая кризисная ситуация. 1 сентября объем рефинансирования Банком России коммерческих банков составил 157,5 млрд. руб., 2 сентября - 124,3 млрд. руб. Ставки РЕПО выросли с 5,11 % в конце августа до 7,45% в начале сентября. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствование управления государственным долгом