Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем Россия и Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Бюджетная система Кыргызской Республики
1.1 Бюджетная система: состав и принципы построения
1.2 Сущность и особенности государственного бюджета
ГЛАВА 2. Классификация доходов и расходов бюджета КР
2.1 Доходы государственного бюджета
2.2 Расходы государственного бюджета
ГЛАВА 3. Проблемы сбалансированности и несбалансированности госбюджета
3.1 Дефицит бюджета
3.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной
политки
3.3 Государственный долг
3.4 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического
развития общества
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание дипломная.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

Национальный банк КР по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая  ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как  важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения стабилизации экономики.

Регулирование экономики путем  воздействия на состояние кредита  и денежного обращения - составной  элемент экономической политики правительства, главными целями которой  являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Для воздействия на денежно-кредитную  сферу Национальный Банк использует прежде всего способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать  депозиты, а следовательно, денежную массу.

Национальный Банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов  через систему обязательных резервов. В настоящее время норма обязательных резервов коммерческих банков Кыргызской Республики составляет 10 %.

Общая сумма денег в обращении на 1 апреля 2012 года составила 48339,4 млн. сом, из них 2235,1 млн. сом находились в кассах коммерческих банков, а остальные - вне банковской системы (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 7493,3 млн. сом или на 18,3 процента).

В I квартале 2012 года в кассы коммерческих банков в целом по республике поступило 113706,0 млн. сом, по сравнению с I кварталом 2011 года увеличилось на 32756,2 млн. сом, или на 40,5 процента.

Изменение поступлений наличных денег  в кассы учреждений коммерческих банков представлено на графике 1:

Рис. 3

Увеличение доли наличных денег  в структуре денежной массы было обусловлено превышением их роста  над ростом депозитов и свидетельствовало  о росте транзакционного спроса на денежные активы - наличные деньги и расчетные счета, обусловленного структурной перестройкой экономики в направлении повышения доли сельского хозяйства, торговли и услуг, предприятий малого и среднего бизнеса в структуре валовой добавленной стоимости.

Спрос на ресурсы в национальной валюте формировался также за счет притока иностранной валюты в республику вследствие увеличения поступлений международных трансфертов и функционирования на ее территории иностранной военной базы.

Опережающий рост наличных денег в  структуре денежной массы по сравнению с ростом депозитов нашел отражение в сокращении мультипликатора широких денег, среднее значение которого за январь-декабрь 2002 года составило 1,48 против 1,54 за 2001 год.

Предложение денег в 2002 году формировалось  как за счет чистых иностранных активов, так и чистых внутренних активов банковской системы.

Рассмотрим изменения денежной массы в экономике Кыргызской Республике в динамике на графике 2:

Рис. 4

Как показано на диаграмме (график 2) с 2007 по 2011 гг. объем денежной базы увеличивается более чем в 2.5 раза и составляет в 2011 г. 15466 млн.сом.

В качестве факторов роста денег  в обращении можно отметить повышение  государственных выплат по социальному  пакету, устойчивая потребность экономики  в наличных деньгах, недостаточная  развитость рынка безналичных платежных средств.

Основными направлениями по стабилизации в денежно-кредитной сфере Кыргызской Республики являются:

Разработка более совершенных  методов прогнозирования ликвидности  и инструментов денежно-кредитной  политики;

Повышение гибкости, реализуемости и эффективности инструментов открытого рынка;

Создание и совершенствование  нормативной базы по валютным операциям;

Совершенствование инфраструктуры по валютным операциям;

Совершенствование системы управления международными резервами.

2.4 Особенности организации  безналичных расчетов в Кыргызской  Республике

Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются  со счета плательщика и зачисляются  на счет получателя. Преимущественное большинство общего денежного оборота осуществляется в безналичной форме. Это обусловлено тем, что безналичный оборот имеет значительные преимущества перед наличным и потому является намного эффективнее и целесообразнее как для общества в целом, так и для каждого отдельного экономического субъекта.

Безналичные расчеты в Кыргызской Республике осуществляются на основе межбанковских платежей. Межбанковская  платежная система Кыргызской Республики представлена гроссовой системой расчетов (ГСРРВ), системой пакетного клиринга (СПК), системами расчетов с использованием платежных карт, системами денежных переводов и системами трансграничных платежей. Участниками межбанковских платежных систем в Кыргызской Республике являлись НБКР, коммерческие банки, включая их филиалы, Центральное казначейство Министерства финансов Кыргызской Республики и Межгосударственный банк.

В целях усиления прозрачности движения финансовых потоков и денежного  обращения, снижения доли теневой экономики, ужесточения мер по борьбе с коррупцией, отмыванием денег, полученных преступным путем, финансированием терроризма Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Министерствам, государственным  комитетам и административным  ведомствам Кыргызской Республики, а также мэриям городов Бишкек  и Ош:

- принять меры по переходу на сбор платежей через счета и кассы коммерческих банков и отделения государственного предприятия "Кыргызпочтасы" за предоставляемые работы и услуги не позднее 1 января 2007 года;

2. Министерству экономики и финансов  Кыргызской Республики, Национальному банку Кыргызской Республики (по согласованию) и Государственной налоговой инспекции при Правительстве Кыргызской Республики разработать и в срок до 1 ноября 2006 года внести на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики проекты нормативных правовых актов, направленных:

- на установление пороговой  суммы для проведения расчетов  в наличной форме в размере  100000 (сто тысяч) сомов для любых  видов сделок. При этом, все расчеты,  превышающие указанную пороговую  сумму, проводить только в безналичной форме;

3. Рекомендовать коммерческим банкам  активизировать работу по следующим  направлениям:

- расширение сети филиалов и  сберегательных касс для обеспечения  приема платежей от физических  и юридических лиц;

- снижение тарифов по проведению  платежей физических и юридических лиц для стимулирования роста безналичных расчетов в экономике;

- обслуживание и внедрение систем  расчетов банковскими платежными  картами, дорожными чеками и  другими платежными инструментами  по безналичным расчетам;

4. Рекомендовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность в сфере торговли, общественного питания и услуг, автозаправочным станциям и другим пунктам приема наличных денег от населения по договоренности с коммерческими банками установить торговые терминалы по приему платежей с использованием банковских платежных карт на условиях аренды или за свой собственный счет. Чеки терминалов, банкоматов, выдаваемые при оплате за товары и услуги с использованием банковских платежных карт, приравниваются к документам, подтверждающим оплату товаров и услуг.

В 2010 г. всего через межбанковские  платежные системы ГСРРВ и  СПК было проведено более 1,6 млн. платежей на общую сумму 441,3 млрд. сомов, что на 7,8 процента или на 37,2 млрд. сомов меньше, чем в 2009 году.

Количество гроссовых платежей увеличилось по сравнению с данным показателем 2009 года на 7,0%, количество клиринговых платежей по сравнению  с показателем 2009 года уменьшилось  на 54,8%.

По результатам мониторинга  за системой ГСРРВ объем ликвидных средств участников увеличился по сравнению с 4 кварталом 2011 года на 20,15 процента и составил 9,52 млрд. сомов на 1 квартал 2012 года, как это представлено на графике снизу:

Рис. 5

В 2010 году коммерческие банки осуществляли расширение услуг в области эмиссии и обслуживания платежных карт локальных, международных систем и национальной системы «Элкарт».

На конец отчетного года услуги по эмиссии, эквайрингу и расчетно-кассовому  обслуживанию клиентов с использованием банковских карт предоставляли 16 из 22 банков республики. Из них эмитентами карт национальной системы являлись 14 банков, карты международных систем выпускали восемь банков, карты локальных систем - три банка.

Общее количество эмитированных платежных  карт составило 225,2 тыс. штук, увеличившись за год на 34,1 процента. Значительные темпы роста количества эмитированных банковских карт во многом обусловлены увеличением количества банковских карт, выданных в рамках зарплатных проектов. В результате в 2010 году было выпущено более 50 тыс. карт, из них 25,1 тыс. карт национальной системы «Элкарт».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге исследования денежной системы  и денежного обращения было рассмотрено:

Организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны, которое называется денежной системой.

Денежные системы двух типов: система  металлического обращения и система  бумажно-кредитного обращения.

При системе металлического денежного  обращения выделяются два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм 

Различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.

Принципы денежной системы как  элементы денежной системы.

Денежное обращение, представляющее собой движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах.

Закон денежного обращения, устанавливающий  количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения  и средства платежа.

Денежная  масса - совокупность покупательных, платежных  и накопительных средств, обслуживающая  экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

Для анализа изменений движения денег  на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали  использовать сначала в экономически развитых странах, а затем и в нашей стране денежные агрегаты Мо, М1, М2, М3, М4.

Современное устройство денежной системы Кыргызской Республики является результатом ряда денежных реформ, проведенных в 1990-е  гг.

Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения.

Комплекс  проводимых реформационных акций фактически привел к трансформации всей денежной системы в средства с кратким сроком обращения.

В Кыргызской Республике организацию  налично-денежного обращения осуществляет Национальный банк согласно Закону "О  Национальном банке Кыргызской Pecпyблики» от 29 июля 1997 г.

Национальный  банк КР по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения стабилизации экономики.

Национальный  Банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему обязательных резервов. В настоящее время норма обязательных резервов коммерческих банков Кыргызской Республики составляет 10 %.

В финансовом секторе для повышения  эффективности необходимо определение рынком процентной ставок и распределение кредитов, стабильность стоимости денег, здоровая и конкурентная банковская и хорошо функционирующая платежная система. Для этих реформ необходимо основанное на рыночных механизмах регулирование денежной массы.

Введение  своей национальной валюты стало  поворотным моментом в осмыслении суверенитета и независимости, в построении своего курса развития в реальном времени  и пространстве. В этот сложный  период становления национальных экономик стран Содружества приходилось на ходу принимать ответственейшие политические и экономические решения в условиях развала централизованной социалистической системы.

Введение  национальной валюты позволило наладить эффективное налично-денежное обращение  в республике, систематизировало процессы выдач наличности для своевременной выплаты заработной платы, пенсий и пособий, ограничило вывоз денег из республики. Стало возможным жёстко контролировать общее количество денег в обращении для обеспечения потребностей республики и предотвращения роста инфляции.

Сом - национальная валюта суверенного  Кыргызстана - внёс огромный вклад в  экономическую, политическую и культурную жизнь Кыргызской Республики и в  качестве одного из символов государственности  занял своё неповторимое и достойное  место среди других валют стран мира и в богатейшем культурном наследии народов, населявших священную землю Кыргызстана с древнейших времён и по сегодняшний день.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон «Об усилении мер по  переходу на безналичные расчеты  в экономике Кыргызской Республики» от 4 октября 2006 года N 718.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем Россия и Кыргызстана