Сущность бюджета и его роль в социально-экономических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является сущность бюджета и его роль в социально-экономических процессах. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:


1. рассмотреть экономическую сущность и роль государственного бюджета;


2. рассмотреть роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества


3. охарактеризовать государственный бюджет на 2008 – 2010 года;


4. рассмотреть проблемы и пути его снижения государственного долга в России.

Работа содержит 1 файл

док.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

  Контрольная функция бюджета выражается и  в том, что, будучи связанным с  народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

  1.3 Роль государственного бюджета  как финансовой базы социально-экономического развития общества

  Роль  государственного бюджета прежде всего  состоит в том, что бюджет создает  финансовую базу, необходимую для  финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов  местного самоуправления. Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

  Ø государственное  и муниципальное управление;

  Ø международная  деятельность государства (реализация международных договоров, возврат  кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);

  Ø национальная оборона;

  Ø правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

  Ø функционирование федеральной судебной власти;

  Ø проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

  Ø развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского  хозяйства, транспорта, связи);

  Ø предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

  Ø обеспечение  обороноспособности страны;

  Ø развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;

  Ø осуществление  социальной политики.

  Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической  политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

  Таким образом, сконцентрированные в государственном  бюджете денежные средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы социально-экономического характера. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

  1. Государственный  бюджет является инструментом  воздействия на развитие экономики.  С его помощью государство  осуществляет перераспределение  национального дохода и тем  самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство. Государство применяет формы прямого и косвенного влияния на экономику — предоставляет организациям (предприятиям) субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование видов экономической деятельности, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения экономических пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

  2. Государственный  бюджет играет важную роль  в решении социальных проблем  путем улучшения бюджетного финансирования  учреждений социальной сферы  — просвещения, здравоохранения,  социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах должна усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны.

  3. На  современном этапе развития экономики  государственный бюджет становится  одним из основных инструментов  государства в проведении экономической  и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

  4. Государственный  бюджет играет важную роль  в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения - магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

  5. Основная  роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.

  6. Роль  государственного бюджета заключается  в том, что он служит важным  рычагом воздействия на развитие  производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса  при умелом использовании его средств. Он играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

  7. Государственный  (федеральный) бюджет играет важную  роль в финансировании общегосударственных  нужд и программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для этого в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.

  Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства создают возможность для маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ. Отмечая значение (роль) государственного бюджета, следует отметить, что некоторые негативные факторы не позволяют государственным и муниципальным органам выполнять эффективно и в полной мере свои функции, связанные с государственным бюджетом. Такими негативными факторами являются убыточная деятельность организаций, неплатежи по налогам, бюджетный дефицит (в отдельные годы по отдельным регионам), инфляция. 

  2. Особенности формирования и использования  средств федерального бюджета

  2.1 Основные особенности федерального  бюджета на 2008 – 2010 года

  В основе разработки государственного бюджета  на 2008 год и на период до 2010 года лежали достигнутые результаты в 2000-е годы бюджетной политики, а так же перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышения уровня ее сбалансированности.

  Разработка  параметров федерального бюджета в  следующие годы была апробирована в форме перспективного финансового плана, опыт которого был реализован на трех летний период 2008-2010 года.

  Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета  на 2008-2010 годы являются их планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений, а также определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объеме эквивалентном 2,5 и 5 процентов от расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.

  Итак, отметим основные характеристики федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов:

  1. Основные  характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 35 000,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 7,0 % (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года):

  Ø прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 644, 45 млрд. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 383,11 млрд. рублей;

  Ø общий  объем расходов федерального бюджета  в сумме 6 570, 30 млрд. рублей;

  Ø объем  нефтегазового трансферта в сумме 2 135,00 млрд. рублей;

  Ø нормативную  величину Резервного фонда в сумме 3 500,00 млрд.руб.;

  Ø верхний  предел государственного внутреннего  долга РФ на 1 января 2009 года в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей;

  Ø верхний  предел государственного внешнего долга  РФ на 1 января 2009 года в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро;

  Ø прогнозируемый профицит федерального бюджета в  сумме 74 149,70 млрд. руб.

  Ø планируемые  нефтегазовые доходы федерального бюджета  составят 2383,1 млрд. руб. (6,8 % к ВВП).

  2. Основные  характеристики федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере соответственно 39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 % (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0 % (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):

  Ø прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 465, 45 млрд. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 351, 91 млрд. руб., и на 2010 год в сумме 8 089, 97 млрд. руб., в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 348,32 млрд. руб.;

  Ø общий  объем расходов федерального бюджета  на 2009 год в сумме 7 451,15 млрд. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 186, 00 млрд. руб., и  на 2010 год в сумме 8 089, 97 млрд. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 404, 50 млрд. руб.;

  Ø объем  нефтегазового трансферта на 2009 год  в сумме 2 103,57 млрд. руб. и на 2010 год  в сумме 2 016,00 млрд. руб.;

  Ø нормативную  величину Резервного фонда на 2009 год в сумме 3 969,00 млрд. руб. и на 2010 год в сумме 4 480,00 млрд. руб.;

  Ø верхний  предел государственного внутреннего  долга РФ на 1 января 2010 года в сумме 2 275, 76 млрд. рублей и на 1 января 2011 года в сумме 2 856, 85 млрд. рублей;

  Ø верхний  предел государственного внешнего долга  РФ на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро;

  Ø прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год в сумме 14 292, 95 млрд. рублей и равенство прогнозируемого общего объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.

  Расчеты бюджетных проектировок на 2008 - 2010 годы осуществлены с учетом ожидаемого снижения цен на нефть марки "Юралс". Стабильная макроэкономическая ситуация, ослабление бремени государственного долга, высокий уровень золотовалютных резервов будут способствовать сохранению благоприятного инвестиционного климата. Основной фактор экономического роста в 2008 - 2010 годах - увеличение потребительского и инвестиционного спроса. 

  2.2 Состав и структура доходов  федерального бюджета

  Формирование  доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 и на период до 2010 года, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2008 год и на период до 2010 года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2007 году.

  Изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски.

  Доходы  федерального бюджета в 2008 году составят 6644,4 млрд. рублей. По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организации, таможенные пошлины. На их долю приходится примерно 85 % от общего объема доходов бюджета[1].

  Так же, на протяжении периода с 2008 по 2010 годы основную часть поступлений в  федеральный бюджет составляют доходы без учета нефтегазовых доходов, которые составляют 64,1 % (4261,3 млрд. руб., в 2009 году – 68,5%, 5113,5 млрд. руб., в 2010 году – 71%, 5741,7 млрд. руб.). В то время как нефтегазовые доходы в перспективе стремятся к снижению: с 35,9% в 2008 году (2383,1 млрд. руб.) до 29% к 2010 году (2348,3 млрд. руб.). 

Информация о работе Сущность бюджета и его роль в социально-экономических процессах