Сущность государственного буджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) , и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Работа содержит 1 файл

Сущность государственного бюджета.docx

— 25.30 Кб (Скачать)

Похожие статьи 
 
 
 
 
 
 

Государственный бюджет. Функции и  структура.

Бюджет- это роспись  государственных доходов и расходов на определённый срок, утверждённая в  законодательном порядке. Государственный  бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения  национального дохода и расходуемый  государством для осуществления  своих функций.

Функции бюджета

Фискальная функция  означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной  собственности).

Функция экономического регулирования - это использование  государством налогов (основного источника  доходов бюджета) для проведения своей экономической политики.

Социальная функция  предполагает использование государственного бюджета для перераспределения  национального дохода.

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет  свои национальные особенности. Она  зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех уровней  государственных административно-территориальных  властей.

Построение бюджета  основано на соблюдении определённых принципов:

Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие  финансовых документов и бюджетной  классификации.

Принцип полноты  означает, что по каждой статье бюджета  учитываются все затраты и  все поступления

Принцип реальности предполагает правдивое отражение  доходов и расходов государства

Принцип гласности  – это обязательное информирование населения об основных расходах и  источниках доходов.

Доходы и расходы  государственного бюджета

В бюджете находит  своё отражение структура расходов и доходов государства. Расходы  показывают направления и цели бюджетных  ассигнований.

Приблизительная структура бюджетных расходов и  доходов для рыночной экономики:

Расходы:

Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование)

Затраты на хозяйственные  нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям)

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней  политики.

Административно-управленческие расходы (содержание милиции, юстиции)

Платежи по государственному долгу

Доходы:

Налоги

Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли)

Взносы в государственные  фонды

Действенность государственного регулирования с  помощью бюджетных расходов зависит  от:

относительных размеров расходуемых сумм

структуры этих расходов

эффективности использования каждой единицы расходуемых  средств

Идеальное исполнение государственного бюджета – это  полное покрытие расходов доходами и  образование остатка средств.

Превышение расходов над доходами ведёт к образованию  бюджетного дефицита, который покрывается  государственными займами – внутренними  и внешними.

Сбалансированность  государственного бюджета. Проблема государственного долга.

Баланс бюджета  означает равенство доходов и  расходов. Если расходы бюджета превосходят  доходы, то налицо бюджетный дефицит .

Дефицит бюджета  – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят  его доходы. Бюджетный дефицит  отражает определённые изменения в  процессе воспроизводства, фиксирует  результат этих изменений.

Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много:

спад общественного  производства

рост предельных издержек общественного производства

оборот «теневого» капитала в огромных масштабах

непроизводительные  расходы

и другое

Государственный долг-это сумма накопленных в  стране за определённый период бюджетных  дефицитов за вычетом имевшихся  за это же время положительных  сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит  и государственный долг тесно  связаны. Во-первых, государственные  займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.

Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа  величины государственного долга. С  другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита.

Использование методов финансирования за счёт государственного долга даёт государств у один из наиболее гибких инструментов регулирования  экономических и социальных процессов.

Государственный долг связан со вторичным распределением стоимости ВНП для формирования дополнительных ресурсов государства  в результате займа денежных средств  у населения и кредитов иностранных  государств.

Функции государственного долга:

Фискальная (создание финансовой базы государства, поддержание  функционирующего рынка долговых государственных  обязательств);

Стимулирующая (поддержание стабилизации экономики, воздействие на безработицу, уровень  цен, внешнеэкономический баланс и  т.п.)

Двойственная  природа государственного долга  порождает и противоречивость его  воздействия на экономику: стабилизационное и дестабилизирующее. В этих условиях необходимо регулирование государственного долга.

Управление государственным  долгом включает формирование политики государственного долга, установления границ государственной задолжности, определение основных направлений  и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели, а  также создание институциональных, бюджетных и политико-психологических  инструментов для управления государственным  долгом.

Список  литературы 
 

Информация о работе Сущность государственного буджета