Внутренний долг Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – исследовать состав, структуру и динамику развития внутреннего государственного долга России.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы вопроса о государственном долге, а именно его понятие, виды и формы;
- проанализировать особенности и состав внутреннего долга России;
- рассмотреть основные проблемы по управлению государственным долгом РФ и выявить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
1.1 Государственный долг: понятие, сущность и его формы…….………...4
1.2 История возникновения государственного долга России……………...7
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ
2.1 Основные особенности внутреннего долга России и его
современное состояние…...………………………………………………..11
2.2 Состав внутреннего государственного долга России………………….16
2.3 Анализ структуры и динамики внутреннего долга России…………..17
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Принципы и задачи по управлению государственным долгом……...23
3.2 Пути решения проблем управления государственным долгом РФ…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсовая внутренний долг.docx

— 71.87 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальных наук

Кафедра экономики, менеджмента и туризма

 

 

 

Курсовой  проект

Внутренний  долг Российской Федерации

 

 

 

Разработал студент

 

 

подпись

 

 

группа, Ф.И.О.

Руководитель

 

 

подпись

 

 

Ф.И.О.




 

 

РАБОТА ЗАЩИЩЕНА

С ОЦЕНКОЙ______________

ПРОТОКОЛ №______

от «____» ___________201___ г.

 

 

Иркутск 2012 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

    1.1 Государственный долг: понятие, сущность и его формы…….………...4

    1.2 История возникновения  государственного долга России……………...7

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ

    2.1 Основные особенности  внутреннего долга России и  его 

современное состояние…...………………………………………………..11

    2.2 Состав внутреннего  государственного долга России………………….16

    2.3 Анализ структуры  и динамики внутреннего долга России…………..17

 

3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  

    3.1 Принципы и задачи по управлению государственным долгом……...23

    3.2 Пути решения проблем управления государственным долгом РФ…24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данный  курсовой проект посвящен изучению государственного внутреннего долга РФ, его динамике и структуре. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. Экономика России крепнет и находится уже на той стадии, когда нужно смотреть в будущее, а для хорошего положения в будущем необходимо рассчитаться с прошлыми долгами.

Цель курсового проекта – исследовать состав, структуру и динамику развития внутреннего государственного долга России.

На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

- изучить  теоретические основы вопроса  о государственном долге, а  именно его понятие, виды и  формы;

- проанализировать  особенности и состав внутреннего  долга России;

- рассмотреть  основные проблемы по управлению  государственным долгом РФ и  выявить пути их решения.

Объектом  исследования является внутренний государственный долг Российской Федерации.

Предметом исследования курсового проекта является внутренний долг.

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

1.1 Государственный долг: понятие, сущность и его формы

Государственный долг – это сумма задолженности  государства по кредитным операциям. При осуществлении кредитных  операций внутри страны государство  является обычно заемщиком средств, а население, предприятия  и организации  – кредиторами. В сфере международных  отношений государство выступает  как в роли заемщика, так и кредитора.1

Согласно  п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных  заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов  Российской Федерации об отнесении  на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса» [1,С. 37].

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

  1. кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  2. государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  3. бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  4. государственным гарантиям Российской Федерации;
  5. иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации [1,С. 45].

Если  валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

Внутренний  — задолженность государства  владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте. (его мы еще  затронем более подробно)

Внешний —  задолженность государства другим странам, международным экономическим  организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых  заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели  облигаций), как внутренние, так и  внешние, имеют равные права, и государственный  долг на внутренний и внешний не разделяется.

Внутренний  государственный долг- это внутренняя задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств  для выполнения государственных  программ и заказов, выпуском в обращение  бумажных денег, государственных облигаций  и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия  вкладов населения в государственных  банках.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается более  узкое понятие – внутренним государственным  долгом признаются обязательства, возникающие  в валюте Российской Федерации, а  также обязательства субъектов  Российской Федерации, возникающие  в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) [1,С. 14].

Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше  пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. Сущность внутреннего государственного долга и его роль в макроэкономике, заключается в перераспределении средств и ресурсов внутри страны. Внутренне заимствование, в отличие от внешнего, не означает притока дополнительных средств в экономику. Вместе с тем, внутренний долг оказывает стимулирующее влияние на экономику, т.к. действует эффект мультипликатора государственных расходов

Важность  роли внутреннего долга в системе  макроэкономических категорий и  показателей выдвигает самые  серьезные требования к его управлению. Стратегия управления государственным  долгом лежит в основе всей бюджетной  стратегии государства. Принятие решений  о заимствовании позволяет правительству  увеличивать расходные статьи государственного бюджета и проводить соответствующую  активную экономическую и социальную политику. С другой стороны, выплаты  по процентам и погашение долга  ложатся тяжким бременем на государственный  бюджет, существенно ограничивая  возможности государства в совершенствовании  экономики и поднятии уровня жизни населения [4,С. 125].

Известны  следующие формы внутреннего  государственного долга:

- государственные  займы, осуществленные путем выпуска  ценных бумаг от

имени Российской Федерации;

- договоры  и соглашения о получении Российской  Федерацией бюджетных ссуд

и бюджетных  кредитов от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации;

- договоры  о предоставлении Российской  Федерацией государственных гарантий;

- соглашения  и договоры, заключенные от имени  Российской Федерации, о

пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет [2,С. 67].

В данной главе  мы более подробно ознакомились с  основными понятиями о государственном  долге, его формами и сущностью. В следующей главе на практике мы более подробно коснемся одного из видов государственного долга, а  именно, внутреннего.

 

1.2 История возникновения государственного  долга России

Кредитная история  России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной  столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая  часть этих средств накануне революции  была погашена. К этому моменту  старейшими займами в составе  русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный  капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

Рис. 1. Динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.[10]

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы  государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство  активно финансировало строительство  железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск  новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной  Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и  условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

По большей  части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с  такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка. Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:

-краткосрочные;

-долгосрочные;

-бессрочные.

Срок  обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался  от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска  не должны были превышать 500 руб. Право  эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая  сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права  министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных  обязательств, в том числе и  на иностранных рынках. Государственное  казначейство и частные лица имели  право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта. 

Основу  государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался  выпуск бессрочных обязательств, когда  государство обязывалось выплачивать  только договорный процент, т.е. для  держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой  право принудительной скупки данного  инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации  на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались  на иностранного покупателя и обращение  за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений  на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В 1906 г. в  Основном законе имелась статья 114:

“При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка —  платить вовремя и полностью.

Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать  репутацию надежного заемщика, который  действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным  статусом.

Информация о работе Внутренний долг Российской Федерации