Взаймосвязь финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:21, реферат

Описание работы

В условиях товарного производства каждое предприятие функционирует как относительно обособленная хозяйственная единица, производящая и реализующая товары. В связи с этим финансы предприятий представляют собой обособленное звено финансов государства. Однако все кругообороты фондов отдельных предприятий взаимосвязаны, обусловливают друг друга. Движение доходов происходит при посредстве денег. Циклический характер производства предопределяет возникновение временно свободных денежных средств у одних и дефицит таких средств у других, т.е. создаются предпосылки для их перераспределения между участниками общественного воспроизводства. Но это распределение иного, не финансового рода. Тем не менее, у финансов и кредита общая экономическая природа. Их основой являются товарно-денежные отношения, они выражают движение стоимости в ее денежной форме, посредством финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств, в кругообороте фонда предприятия собственные и кредитные деньги не персонифицируются.

Работа содержит 1 файл

взаимосвязь финансов с другими эконмическими категориями.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Закон стоимости диктует  необходимость соблюдения определенных соотношений  при распределении  фонда потребления. Из закона стоимости  вытекает целесообразность ограничения предоставления дотаций, потому что в масштабах всего общества это обязательно связано с предварительным получением из производственной сферы или из других источников соответствующих средств. Дотации, устанавливаемые по товарам, создаваемым в производственной сфере, свидетельствуют о том, что часть затрат не учтена и не нашла отражения в ценах конечной реализации этих товаров. В результате в процессе потребления этих товаров не принимается во внимание их реальная стоимость. Возникает необоснованная дешевизна, что ведет к отрыву спроса и потребления этих товаров от достигнутого объема их производства.

В наиболее синтетическом, количественно определенном виде действие закона стоимости проявляется  в объеме и источниках роста финансовых ресурсов как у  государства, так  и у субъектов хозяйствования.

Тесные  взаимосвязи существуют между законом  стоимости и законом  денежного обращения. Они, в свою очередь, предопределяют основные взаимоотношения  денежного обращения  с финансами. Весь процесс производства, распределения и  перераспределения ВВП и НД опосредуется движением денег, которые выполняют функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, накопления, сбережения, мировых денег.

Закон денежного обращения  в обобщающем виде в соответствии с  функциями денег  определяет их качество, необходимое для оборота ВВП и его отдельных частей. Из этого закона следуют определенные количественные соотношения между стоимостью ВВП и совокупной денежной массой. При нарушении этих соотношений происходит обесценение денег, и они не могут в полной мере выполнять свою функцию меры стоимости, что осложняет возможности их использования для регулирования народного хозяйства.

Для обеспечения стабильности финансовых отношений  особое значение имеет  то, что закон денежного  обращения определяет экономически целесообразные пределы денежной эмиссии и в случае выхода за эти рамки эмиссия превращается из фактора, способствующего перераспределению НД и финансовому обеспечению экономики, в фактор, снижающий реальную покупательную способность денег.

Таким образом, взаимосвязь финансов с денежным обращением следует рассматривать в том смысле, что закон денежного обращения как бы подытоживает действие всех других экономических законов и закона стоимости. Это обусловлено тем, что основным объектом действия экономических законов является ВВП и все законы в той или иной мере связаны с его движением в денежной форме.

Соблюдение  требований этого  закона обеспечивает более полное проявление функций денег, ведь сумма денег, находящихся  на счетах предприятий, в известной мере, наряду с показателями прибыли, рентабельности, характеризует его успехи в хозяйственной и финансовой деятельности.

В этой связи следует  учитывать, что в  определенных пределах существует известная  альтернативность в  механизме использования  экономических законов и таких рычагов, как деньги, финансы, кредит. Опыт показывает, что все они используются для решения экономических и социальных задач. Однако на каждом конкретном этапе приоритет может отдаваться тому или иному методу. Государственное регулирование экономики предполагает грамотное использование законов и рычагов с учетов их взаимосвязи и адресного использования.

Финансы и право

Вопрос  о соотношении  финансов и права  есть частный вопрос общей проблемы соотношения  базиса и надстройки или объектных экономических явлений и закономерностей с субъективной деятельностью людей.

Экономический базис государства  существует объективно, независимо от воли и сознания людей, однако они активно  воздействуют на экономику. Конкретное проявление этого взаимодействия проявляется в том, что многие экономические отношения в той или иной мере регламентируются государством, закрепляются в правовых нормах.

Наиболее  существенные стороны  экономических отношений  закрепляются в Основном законе государства. Достаточно вспомнить принятые в республике законы о разгосударствлении и приватизации, о банках и банковской деятельности и некоторые другие для того, чтобы стало ясно их фундаментальное значение для развития экономических отношений и возникновения новых. Право имеет свойство не только закреплять уже сложившиеся отношения, но и вызывать новые, к которым законодатель сознательно стремится. Таким образом, право "не выдумывает" экономические категории, а придает активным экономическим отношениям и процессам нормативную форму.

Финансы как экономическая категория выражают объективные экономические отношения в области распределения и перераспределения ВВП и НД. Распределение происходит в результате деятельности государственных органов. Поясним это на следующем примере. Что представляет собой такое финансовое отношение, как уплата налога на прибыль, если отбросить все, что регламентировано государством: плательщиков, ставку, порядок исчисления, сроки уплаты, льготы.

Осталась  лишь необходимость  в изъятии частичного дохода предприятия  для финансирования государственных расходов. Без государства эта необходимость никогда не материализуется.

Рассмотрим  финансы с точки  зрения влияния на них субъективного  фактора. Финансы  как элемент экономических  отношений меняются в зависимости  от хозяйственной конъюнктуры, положения государства как хозяйствующего субъекта. Причем нормальное функционирование экономики предполагает наличие соответствующего финансового механизма, значит последний должен "подстраиваться" под экономику.

В успешном разрешении этого противоречия исключительно важная роль принадлежит государству, которое на основании познания экономических законов и в соответствии с их требованиями, используя правовые институты, меняет в той или иной степени правовую форму финансовых отношений. Следовательно, государство и право выступают как субъективные факторы совершенствования форм объективных финансовых отношений.

История становления и  развития финансов изобилует  массой примеров разрешения государством противоречий между базисом  и надстройкой  посредством совершенствования форм финансовых отношения. Правда, известны и примеры, когда некоторые формы финансовых отношений, сыгравшие положительную роль в определенный период, становились тормозом развития экономики. Из истории развития финансов известны и такие факты, когда при установлении определенных правовых форм финансовых отношений недоучитывались требования экономических законов.

По  отношению к государственным  финансам их государственно-правовая форма, таким образом, не должна вызывать каких-либо возражений. Сложнее обстоит дело в доказательстве наличия такой формы применительно к финансам предприятий. В сфере хозяйственной деятельности предприятий объективно присутствуют такие стоимостные категории, как прибыль, амортизация и др. которые сами по себе финансовыми категориями не являются. Но в условиях, когда государство выступает субъектом хозяйства, оно, руководствуясь экономическими законами, сознательно организует их рациональное использование при формировании и использовании децентрализованных денежных фондов.

Естественно, что это предполагает необходимость придания этим категориям регламентированного  характера, в связи  с чем прибыль, амортизация и  т.п. приобретают  специфические черты  финансовых категорий  и финансовых отношений, связанных с регулированием государством формирования и использования определенных денежных фондов.

Следовательно, признавая финансы  особым видом экономических  отношений, при анализе  их сущности нельзя абстрагироваться от государства. Влияние  государства на все  стороны общественной жизни несомненно. Но в то же время не следует бросаться в другую крайность, утверждая, что государство регламентирует все денежные отношения. Указание на регламентированный характер денежных отношений позволяет отделить финансы от денежных отношений, которые к ним не относятся, но отнюдь не от других экономических категорий.

Информация о работе Взаймосвязь финансов