Анализ деятельности предприятия и бизнес-проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование методов и приемов экономического анализа бизнес-плана на предприятии приборостроения.
Основными задачи курсовой работы являются:
изучение методов и приемов различных видов экономического анализа бизнес-плана предприятия;
анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
анализ маркетинговой деятельности предприятия;
анализ бизнес-проекта и эффективности его реализации

Работа содержит 1 файл

версия для сдачи бета (Автосохраненный).docx

— 713.47 Кб (Скачать)

3. Показатели ликвидности

Ликвидность - одна из важнейших характеристик финансового состояния фирмы, определяющая возможность предприятия своевременно оплачивать счета и фактически являющаяся одним из показателей банкротства.

Для оценки ликвидности используют следующие показатели:

  • коэффициент абсолютной ликвидности, характеризующий способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет всех денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (ценных бумаг). Предприятие считается ликвидным, если данный показатель превышает 0,2-0,25;
  • коэффициент текущей ликвидности, определяющий способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет свободных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности и прочих активов. Нормативное значение - > 0,7;
  • коэффициент покрытия, характеризующий способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет всех мобильных активов (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности) и запасов и затрат (без расходов будущих периодов). Нормативное значение >2.

4. Показатели прибыльности

При анализе финансовой деятельности предприятия отдельно рассматриваются и сравниваются между собой прибыльность основной деятельности, прибыльность торговых операций, прибыльность инвестиционной деятельности.

Для оценки основной деятельности используются следующие показатели:

  • прибыльность переменных затрат, показывающая насколько изменится валовая прибыль при изменении переменных затрат на 1 рубль;
  • прибыльность постоянных затрат, иллюстрирующая степень отдаления предприятия от точки безубыточности;
  • прибыльность всех затрат, показывающая сколько прибыли от основной деятельности приходится на 1 рубль текущих затрат;
  • прибыльность продаж, показывающая долю прибыли от основной деятельности в выручке от реализации (без НДС);

5. Показатели оборачиваемости

Анализ оборачиваемости включает: анализ оборачиваемости текущих активов; анализ оборачиваемости текущих пассивов; анализ «чистого цикла».

Оборачиваемость текущих активов характеризует способность активов предприятия приносить прибыль путем совершения ими «оборота» по классической формуле «деньги-товар-деньги».

6. Показатели рентабельности

Рентабельность всего капитала показывает, сколько чистой прибыли без учета стоимости заемного капитала приходится на рубль всего вложенного в предприятие капитала.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственного капитала.

Аналогично интерпретируется и рассчитывается рентабельность уставного капитала.

Для анализа эффективности привлечения заемных средств используется «эффект рычага», заключающийся в следующем. Предприятие, использующее заемные средства, увеличивает либо уменьшает рентабельность всего капитала в зависимости от величины средней стоимости заемного капитала (средней процентной ставки) и размера «финансового рычага». Разность между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью всего капитала и составляет «эффект рычага».

7. Инвестиционная привлекательность

Инвестиционная привлекательность может быть оценена следующей группой показателей: коэффициентом доходности по акциям, позволяющим измерять прибыльность на вложенный капитал; коэффициентом доходности по активам, измеряющим прибыльность по использованным активам; коэффициентом финансового риска, характеризующим степень надежности предприятия с точки зрения инвестора.

Следует отметить, что представленная выше совокупность показателей, оценивающая отдельные аспекты конкурентоспособности предприятия, не является абсолютной. В каждом конкретном случае она может быть дополнена другими показателями, характеризующими вновь возникшие резервы или новые требования потребителей.

Номенклатура конкретных показателей конкурентоспособности предприятия должна выбираться из всего их множества, таким образом, чтобы в необходимой и достаточной степени характеризовать эту способность в конкретных условиях потребления.

 

    1. Методика оценки конкурентоспособности предприятия

 

Анализ конкурентоспособности предприятия - это расчет, интерпретация и оценка комплекса показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия, формирующие его конкурентоспособность.

Основными методами анализа конкурентоспособности предприятия на практике являются:

  • горизонтальный (продольный) или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;
  • вертикальный (глубинный) анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного «спуска» на более низкие уровни детализации;
  • факторный анализ - анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;
  • сравнительный анализ - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями основных конкурентов.

Ситуационный анализ

Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ.4

Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании. Алгоритм проведения ситуационного анализа представлен на рисунке 2.

 

Рис. 2. Алгоритм проведения ситуационного анализа

Аббревиатура SWOT означает:

Strengths – сильные стороны

Weakness – слабые стороны

Opportunities – возможности

Threats – угрозы

Иначе говоря, SWOT анализ – это анализ сильных и слабых сторон организации а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации.

Для проведения SWOT-анализа требуется пройти следующие этапы:

1. Выбор объекта исследования

Для качественного проведения SWOT-анализа необходимо проводить его отдельно для каждого продукта, рынка и конкурента.

Таким образом, появляется возможность добиться максимальной конкретности сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, возможностей и угроз рынка.

2. Сбор информации для проведения SWOT-анализа

Сбор информации необходимо осуществлять из всех доступных источников. В первую очередь, это – внутренняя информация, обзоры рынков. А также вторичная информация: статьи в журналах, реклама конкурентов, Интернет, справочные данные.

Результатом сбора информации должно быть чёткое и ясное представление о возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах предприятия.

3. Построение SWOT-анализа в общей форме

Для каждого из рассматриваемых рынков или сегментов нужно перечислить наиболее важные (имеющие наибольшее отношение или влияющие на бизнес) элементы по всем четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы.

В результате формулирования SWOT-анализа в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды.

4. Раскрытие матрицы SWOT-анализа для формирования взаимосвязей

Раскрытие матрицы SWOT-анализа заключается в построении взаимосвязей между сильными и слабыми сторонами и возможностями и угрозами.

5. Определение основных направлений развития

Для определения основных направлений развития бизнеса необходимо, используя полученные данные SWOT-анализа:

  • Составить общий список мероприятий;
  • Сформировать критерии для определения наиболее значимых мероприятий;
  • Проранжировать меры по выбранным критериям;
  • Сформировать план реализации намеченных мероприятий.

Анализ рисков

Классификация рисков

По сфере возникновения, в основу которой положены сферы деятельности, различают следующие виды рисков:5

  • производственный риск, связанный с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате воздействия как внешней среды, так и внутренних факторов;
  • коммерческий риск — это риск потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности; его причинами могут быть снижение объемов реализации, непредвиденное снижение объемов закупок, повышение закупочной цены товара, повышение издержек обращения, потери товара в процессе обращения и др.;
  • финансовый риск возникает в связи с невозможностью выполнения фирмой своих финансовых обязательств, их причинами являются изменение покупательной способности денег, неосуществление платежей, изменение валютных курсов и т.п.

В зависимости от основной причины возникновения рисков, они делятся на следующие категории:

  • природно-естественные риски — это риски связанные с проявлением стихийных сил природы;
  • экологические риски связаны с наступлением гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде;
  • политические риски - это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики;
  • транспортные риски связаны с перевозками грузов различными видами транспорта;
  • имущественные риски — это риски от потери имущества предпринимателя по причинам от него не зависящим;
  • торговые риски зависят от убытков по причине задержки платежей, не поставки товара, отказа от платежа и т.п.

Большая группа рисков связана с покупательной способностью денег. Сюда относятся:

  • инфляционные риски, которые обусл<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roma

Информация о работе Анализ деятельности предприятия и бизнес-проекта