Бизнес планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Считается, что отсутствие проработанного бизнес – плана может быть компенсировано знанием "глубины" отечественного бизнеса и интуиции. Исходя из выше изложенного, целью написания данной курсовой работы является определение значения бизнес – планирования в предпринимательстве и особенности его формирования.

Работа содержит 1 файл

СТАКАААН!.docx

— 122.14 Кб (Скачать)

Введение 

     В рыночной экономике бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес – план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом  её руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес – план помогает фирме расти, завоёвывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. Бизнес - план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри организации, так и изменениями на рынке, где действует фирма, так же и в экономике в целом.

     Планирование  производственной и коммерческой деятельности жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий: крупные социальные и научно-технические программы, распределение бюджета страны, оборону  и др. На уровне же предприятий осуществляется не только стратегическое самопланирование, но и детальная разработка оперативных, оперативно – текущих планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

     Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью  и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо обдуманный и всесторонне обоснованный детальный  план - документ, определяющий стратегию  и тактику ведения бизнеса, выбор  цели, техники, технологии, организации  производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана  позволяет активно развивать  предпринимательство, привлекать инвесторов, партнёров и кредитные ресурсы.

     Отечественные предприятия имеют пока небольшой  опыт разработки вопросов бизнес –  планирования, и ещё весьма далеки от желаемого уровня. Чтобы достичь наибольшего успеха на рынке товаров и услуг, в том числе международном, необходимо грамотно, рационально планировать свою деятельность посредством бизнес – планирования, в первую очередь, учитывая особенности национальной экономики. Казахстанское законодательство в настоящее время не закрепляет обязательность разработки бизнес – планов. Он является новым документом для большинства наших предприятий. Даже в настоящее время широко распространена позиция отрицающая целесообразность разработки развёрнутого бизнес – плана и предполагающая в качестве альтернативы краткое технико – экономическое обоснование. Считается, что отсутствие проработанного бизнес – плана может быть компенсировано знанием "глубины" отечественного бизнеса и интуиции. Исходя из выше изложенного, целью написания данной курсовой работы является определение значения бизнес – планирования в предпринимательстве и особенности его формирования.

I. Бизнес планирование на предприятии

1.1 Функции и  принципы планирования на предприятии

     В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

     1) рабочий инструмент предпринимателя для организаций своей работы;

     2) развёрнутую программу (рационально  организованных мер, действий) осуществления  бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;

     3) документ, характеризующий основные  стороны деятельности и развития  предприятия;

     4) результат исследования и обоснования  конкретного направления деятельности  фирмы на определённом рынке.

     Предприятие может иметь одновременно несколько  бизнес-планов, в которых степень  детализации обоснований может  быть различной. В малом предпринимательстве  бизнес-план и план предприятия могут  совпадать и по объёму и по содержанию. Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов. 

     Схема 1.1 Назначение бизнес-плана и его  основные элементы

 

     Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской  деятельности ряд важнейших функции, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

     1. Инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок.

     2. Прогнозирование - предвидение и  обоснование желаемого состояния  фирмы в процессе анализа и  учёта совокупности факторов.

     3. Оптимизация - обеспечение выбора  допустимого и наилучшего варианта  развития предприятия в конкретной  социально-экономической среде.

     4. Координация и интеграция - учёт  взаимосвязи и взаимозависимости  всех структурных подразделений компаний с ориентацией их на единый общий результат.

     5. Безопасность управления - обеспечения  информацией о возможных рисках  для своевременного принятия  упреждающих мер по уменьшению  или предотвращению отрицательных  последствий.

     6. Упорядочение - создание единого  общего порядка для успешной  работы и ответственность.

     7. Контроль - возможность оперативного  отслеживания выполнения плана,  выявление ошибок и возможной  его корректировки.

     8. Воспитание и обучение - благоприятное  воздействие образцов рационально  спланированных действий на поведение  работников и возможность обучения  их, в том числе и на ошибках.

     9. Документирование - представление действий  в документальной форме, что  может быть доказательством успешных  или ошибочных действий менеджеров  фирмы.

     При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки  для успешной деятельности предприятия  в конкретной экономической среде: необходимость, непрерывность, эластичность и гибкость, единство и полнота (системность), точность и детализация, экономичность, оптимальность, связь уровней управления, участие, холизм (сочетание координации  и интеграции).

     Бизнес-план, также, призван помочь предпринимателю  решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

     уточняются  правовые аспекты, нормативы, ограничения, требования муниципальных органов;

     приводится  анализ исходных материалов: ситуационного  плана, показателей технического состояния бизнеса (если приобретается действующий бизнес), социальных условий и демографического состава населения и т. д.;

     рассматриваются размеры возможных потерь, связанных  с организацией и развитием данного бизнеса, компенсационными выплатами, а также упущенной выгодой (например, при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческими структурами);

     формируется инвестиционная программа проектного предложения нового бизнеса с анализом возможных вариантов;

     определяются  формы и условия реализации проектного предложения;

     прогнозируются  условия производства продукции (услуг) предприятиями, формируемыми на данной территорий, получения ими прибыли, а также финансовых поступлений в бюджет (налоги, сборы, выплаты и др.);

     определяются  показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективности, проектного предложения, а также его социальной и экологической результативности;

     разрабатывается стратегия маркетинга;

     формируется план финансирования и организации  функционирования объекта;

     определяют  условия, формы, сроки развития бизнеса;

     уточняются  типы коммерческих рисков и условия  страхования;

     подготавливается  резюме, в концентрированном виде излагаются основные характеристики, параметры и показатели проектного предложения, его преимущества, получаемые доходы, инвестиционные и эксплуатационные затраты, их структура по источникам финансирования, размеры и сроки финансовых поступлений в городской бюджет и внебюджетные фонды. 

1.2 Этапы разработки  бизнес-плана

     Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-плана  задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские  способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать  и разрабатывать новые идеи. В  самом общем виде идея - форма  отражения в мыслях явлений объективной  действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего  развития и осознания цепи дальнейшего  преобразования бизнеса.

     Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом  мыслительной деятельности человека и  определяются совокупностью внешних  стимулов и внутренних побудительных  сил - желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые  идеи возникают в процессе выявления  недостатков или возможностей улучшения  удовлетворения существующих (явных) и  ещё не осознанных потребностей различных  слоёв населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного  анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации  производства, сбыта, поведения потребителей и других элементов общества (схема 1.2.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Схема 1.2 Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане

 

     Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить  свои потребности в процессе бизнеса  и его результатами. Потребность  как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования  личности, лежит в основе поведения  человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности  переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем - в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определённым действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируется у предпринимателя с учётом ценностей (представление о значимости различных явлений, о целях и средствах их достижения) и ценностных ориентаций (устойчивого отношения к системе материальных и духовны благ и идеалов, которых человек стремится достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях).

     Деятельность  предпринимателя по отбору и реализации бизнес идей технологически проходит в общем четыре укрупнённых фазы (таблица 1.1.). 

     Таблица 1.1. Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане 

     № п\п      Наименование  фазы      Основание содержание
     1.      Поиск новой идеи и факторы ее возникновения.      Мотивы, состояние рынка, достижение науки  и техники, не осознанный или не удовлетворённый  спрос и т.п.
     2.      Анализ  потенциальной и реальной ценности идеи      Выявление необходимых условий и наличия  технических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (потребность) в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель)
     3.      Оценка  риска      Виды  рисков, источники их возникновения  и меры по минимизации риска банкротства  и финансовых потерь.
     4.      Разработка  бизнес-плана проекта      План  действий по реализации цели: выбор  техники, технологии, обеспечение ресурсами, управление процессом и т.д.
 

     Формирование  бизнес-плана, идеи создания новой или  существенного изменения уже  действующей фирмы проходит несколько  этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени:

     На  первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия ведения предприятия), которая состоит из:

     1. Этика фирмы

     2. Основополагающие принципы

     3. Внешний образ фирмы

     4. Ценности организации

     5. Высшие цели и ограничения:  тактические и оперативные цели

     6. Авторитет предприятия

     7. Культура предприятия

     8. Нормы поведения фирмы

Информация о работе Бизнес планирование на предприятии