Генеральноцелевое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 08:57, лекция

Описание работы

Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д.

Содержание

Понятие и виды генеральных целей (миссия, видение, стоимостные, материальные и социальные цели).
Процесс формирования генеральных идей
Генеральные цели предприятий: значение и особенности формирования для предприятий различных отраслей экономики.

Работа содержит 1 файл

генеральноцелевое планирование на предприятии.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Богдановская  О.А.

Дисциплина  «Планирование на предприятии»

11.03.2013

Лекция 5. Генеральноцелевое планирование на предприятии

  1. Понятие и виды генеральных целей (миссия, видение, стоимостные, материальные и социальные цели).
  2. Процесс формирования генеральных идей
  3. Генеральные цели предприятий: значение и особенности формирования для предприятий различных отраслей экономики.

 

Стратегическое  планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. 

Процесс стратегического  планирования включает:

• определение  миссии предприятия, организации;

• формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;

• оценку и анализ внешней среды;

• оценку и анализ внутренней структуры;

• разработку и  анализ стратегических альтернатив;

• выбор стратегии.

Процесс стратегического  управления (кроме стратегического  планирования) включает также:

• реализацию стратегии;

• оценку и контроль выполнения стратегии.

Основные компоненты стратегического планирования:

1.Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом  расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д.

2. Формулирование  целей и задач. Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины "цели" и "задачи". Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь по крайней мере четыре типа целей:

• количественные цели;

• качественные цели;

• стратегические цели;

• тактические  цели и т.д.

Цели для  нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.

  1. Генеральное целевое планирование включает как определение генеральных целей предприятия, так и стратегических и оперативных целей. К планированию генеральных целей можно отнести задание всех общих экономических и неэкономических целей, т.е. разработку концепции предприятия. Генеральные цели всегда выражают ценностные представления высшего руководства предприятия или других высших внутренних и внешних центров волеизъявления.

Генеральная цель предприятия (ГМЦ) или организации  касается ее долгосрочной направленности и ориентации на конкретный тип деятельности. В рыночной экономике тип деятельности задается рыночной ситуацией, потребностями рынка, а также другими факторами среды: ГМЦ в рыночной экономике трактуется как миссия.

Миссия - цель, ради которой существует организация.

Миссия тесно  связана с такими категориями, как  «видение» развития фирмы, «философия существования фирмы» и т.д., и  почти всегда является личным взглядом руководителей высшего уровня на перспективу развития предприятия.

Управленческая  ценность формулировки миссии состоит  в определении долгосрочной ориентации предприятия и основных решений  относительно согласованных действий по реализации «видения» его развития.

«Видение» - взгляд высшего руководства предприятия на том, какой может ли быть организация (предприятие) при самом благоприятном стечении обстоятельств.

Миссия состоит  из долгосрочного «видения» того, что организация хочет делать, и из того, какой организацией она  пытается стать.

В условиях, когда  руководители предприятия «не имеют четкого« видения »того, что организация собирается делать и чем стать, их решения и действия больше похожи на блокирование путей развития сверху, чем на их расчистку».

«Видение» очень  тесно связано с философией функционирования предприятия.

Философия функционирования предприятия - это интегрированная  часть управления, что позволяет  осознать будущее, руководствуясь имеющейся  и желаемой позицией, образом жизни  предприятия, которые являются основными  установками процесса мышления, интеллектуальных работ, обусловливающих процессы, процедуры, технологии и содержание решений. Сейчас доминирующей философией развитых, процветающих организаций является предпринимательство как основа движения вперед, создание ценностей и выполнение требований по социальной ответственности.

Довольно значительное количество авторов считает нужным начинать формирование и анализ деятельности любой организации из таких существенных категорий, как «видение», философия существования, ценности, разделяемые персоналом, и миссия.

Прежде чем  начинать процесс принятия решения  по дальнейшему развитию предприятия, каждый руководитель должен четко ответить на следующие вопросы: «К какой сфере  относится наша нынешняя деятельность? Чем мы собираемся заниматься в будущем? »Ответ на эти вопросы поможет оценить масштабы и глубину преобразований в организации, характер управления этими изменениями. Чаще всего ответ на указанные вопросы в концентрированном виде определяется в миссии предприятия.

Миссия организации – это предназначение организации в обществе, это её главная общественная цель, т.е. то ради чего она существует в обществе. Миссия раскрывает смысл организации, конкретный статус организации. 

   Значение миссии: 

   а) является основой для всех плановых решений организации, для определения целей и задач организации, 

   б) миссия даёт общее представление об организации и содержании форм имущества организации, 

   в) миссия как генеральная цель организации объединяет действия всех работников.  

   В содержании миссии должны обязательно отражаться:  

   -целевые ориентиры, на решение каких задач направлена деятельность организации, 

   -сфера деятельности организации, 

   -должна быть отражена философия, ценности, которые приняты в организации, 

   -способы осуществления деятельности. 

   На основе миссии определяются цели. Цели – это конкретное конечное состояние или желаемый результат. Большинство организаций носят многоцелевой характер.   

   Цели делятся на: 

   А) экономические – количественные и качественные,  

   Б) неэкономические – улучшают условия труда. 

   Все цели делятся на:  

   а) стратегические – они направлены на решение масштабных программ, относятся к организации в целом, это долгосрочные цели, они устанавливаются менеджерами высшего звена, 

   б) тактические – направлены на решение проблем, это среднесрочные цели, устанавливаются менеджерами среднего уровня, оперативные цели – они направлены на решение текущих проблем, краткосрочные цели, устанавливаются менеджерами низшего звена. 

   Цели разрабатываются по основным направлениям:

- положение на рынке,

- инновации, *производительность,

- ресурсы,

- прибыль,

- управляющие аспекты,

- *персонал,

-соц.ответственность. 

   Выбирают обычно по три основных направления, по которым и разрабатываются цели. Цели любой организации образуют иерархию целей. Выделяют цели высокого уровня, потом последующие. На основе иерархии целей разрабатывается структура аппарата управления. 

   2 основных способа формирования целей: 

   1.централизованный – цели устанавливаются самым верхним уровнем управления организации, достоинство – все цели подчиняются единой ориентации, минус – нижние уровни могут не принять эти цели, 

   2.децентрализованный – 2 схемы: а) разработка целей идёт сверху вниз, но при этом каждый следующий уровень определяет сам свои цели исходя из более высокого уровня, б) установка целей идёт снизу вверх, эти цели служат основой для разработки более высокого уровня.

В условиях рыночной экономики  планирование занимает важное место в системе внутрифирменного управления.

Планирование представляет собой процесс разработки, обоснование, организацию выполнения и контроль за выполнением планов. Это непрерывный процесс определения целей и способов их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых решений на конечные результаты деятельности фирмы. Оно создает основу для четкой, слаженной работы всех структурных подразделений, позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих разработку и внедрение рыночных методов хозяйствования.

Цель планирования заключается  в повышении производительности и эффективности работы посредством:

целевой ориентации и  координации всех событий на предприятии; выявление рисков и снижение их уровня; разукрупнение и упрощение процессов; повышение гибкости, приспособляемости  к изменениям.

Главной задачей планирования является обеспечение успешного функционирования и развития предприятия. В этом заинтересованы все субъекты рыночной экономики. Это, прежде всего, акционеры или собственник имущества (увеличивается их капитал), работники предприятия (повышаются их доходы), государство (обеспечиваются поступления в бюджет), предприятия – поставщики материалов и комплектующих (развивается их бизнес), банки (своевременное погашение кредитов).

Все цели, способствующие успешному функционированию и развитию предприятия, можно сгруппировать  по трем направлениям:

1. Материальные цели – это выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. Материальные цели достигаются посредством реализации стратегий.

2. Стоимостные (монетарные) цели – это ожидаемые в будущем финансовые результаты (чистая текущая стоимость, расчетная и балансовая прибыль, рентабельность собственного капитала, увеличение рыночной стоимости предприятия). Стоимостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями (балансовая прибыль и рентабельность капитала). Стоимостные цели реализуются только через достижение материальных целей.

3. Социальные цели (гуманитарные цели) – обуславливают модель поведения по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого предприятия и по внешней среде. Они могут иметь денежное и не денежное выражение: уровень доходов персонала, интересная работа, культура мероприятия, имидж предприятия, защита окружающей среды. Социальные цели могут быть достигнуты через реализацию материальных и стоимостных.

Одним из необходимых  факторов, определяющих реальность управления, является цель, представляющая собой  идеальный образ состояния управляемой  системы. Определение целей - первооснова, которой подчинено функционирование систем управления, начиная от разработки. Таким образом, самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации.

  1. Во многих организациях формирование цели представляет собой процесс, в котором сначала формируется генеральная цель - цель 0-го уровня, а затем последовательно цели более низких иерархических уровней, раскрывающие непосредственно предшествующие им цели более высокого иерархического уровня. Способ, посредством которого формируются таким образом цели, получил название метод дерева целей [4].

Согласно новой экономической энциклопедии [6] дерево целей (tree whole) - метод стратегического планирования, представляющий собой взаимосвязь целей разных уровней. Идея метода «дерево целей» впервые была предложена У. Черчменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности.

Построение  дерева целей. Задача руководителя - превратить цель организации в цели отдельных служб и подразделений, заставить их работать на один результат наиболее эффективным образом. При этом общая цель должна быть разложена на отдельные составляющие, которые будут ориентирами в деятельности отдельных подсистем организации. 

 На первом  этапе построения дерева целей  формируется главная, генеральная  цель организации. Она имеет  долгосрочный характер и должна  быть направлена на выживание  организации во внешней среде. Постановка этой цели должна быть тщательно подготовлена на основе предварительного анализа внешней среды организации, оценки внутренних ресурсов и возможностей. Для этого обычно проводят следующие операции: 

Информация о работе Генеральноцелевое планирование на предприятии