Курс лекций по «Бизнес – планированию»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 18:52, курс лекций

Описание работы

Начиная деятельность, предприниматель должен ясно представлять потребности фирмы в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения и, кроме того, уметь рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

Чтобы добиться стабильного успеха, необходимо четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и анализировать информацию о состоянии рынка и конкурентах, а также о собственных перспективах и возможностях.

Работа содержит 1 файл

БИЗНЕС_ПЛАН_лекции.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Лекционный  материал по курсу  «Бизнес – планирование» 

     Роль  бизнес-плана в  деятельности фирмы 

     Начиная деятельность, предприниматель должен ясно представлять потребности фирмы в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения и, кроме того, уметь рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

     Чтобы добиться стабильного успеха, необходимо четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и анализировать информацию о состоянии рынка и конкурентах, а также о собственных перспективах и возможностях.

     Даже  самый хороший план не дает гарантии успеха без его умелой реализации, эффективного управления имеющимися ресурсами, без учета ограничений и требований рынка. Тем не менее, правильно составленный бизнес-план проекта дает возможность:

  • объективно оценить проект;
  • помочь в эффективном управлении предприятием и его успешном функционировании;
  • понять замысел предпринимателя и создать основу для привлечения финансовых ресурсов.
 

     Бизнес-план предприятия является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. Разработка бизнес-плана позволяет эффективно использовать планирование бизнеса для грамотного управления предприятием.

     В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:

  • администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;
  • существуют конкретные цели, к достижению которых должно стремиться предприятие;
  • при постановке целей предприятия менеджмент активно использует планирование, строго контролируется и выполняется каждый шаг плана для их достижения;
  • администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой фирмы.

     Бизнес-планирование первоначально потребует значительных сил, средств, усилий и времени по сбору и обработке информации, а последующее финансовое планирование предприятия является намного более простым, так как требует только своевременного периодического внесения дополнений и изменений к текущему плану, а также своевременного реагирования на рыночную ситуацию.

     Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей.

     В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план фирмы начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.

     Внешние цели, для которых составляется бизнес-план предприятия - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.

     Каждый  инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

     Бизнес-план инвестиционного  проекта, это, по сути - его визитная карточка. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта.

     Грамотно  составленный бизнес-план инвестиционного проекта является обязательным условием получения банковского кредита. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне менеджмента предприятия, его не владении ситуацией, и делает получение кредита в банке практически невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию. Это означает, что банк, учитывая более высокий риск невозврата кредита, обязательно увеличит величину процентов по кредиту в сторону увеличения, а кредит соответственно - станет дорогим и невыгодным. 

     Очень важными для фирмы являются внутренние цели, для четкого видения и понимания которых необходимо составить бизнес-план предприятия.

     Внутренние  цели - планирование бизнеса, обучение и проверка знаний менеджмента предприятия, понимания им рыночной среды и реального положения предприятия на рынке.

     Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях. Понимание того, как правильно составить бизнес план, становится обязательным требованием к подготовке любого менеджера, управленца и бизнесмена. 

     Требования  к бизнес-плану.

     Одним из основных требований к бизнес-плану инвестиционного проекта является его понятность, он должен быть написан без сложной профессиональной терминологии, простыми словами, бизнес-план не может содержать элементов украшательства.

     Очень желательны приложения в виде графиков и диаграмм, которые делают бизнес-план более наглядным.

     Объем бизнес-плана - порядка 20-30 листов текста с одной стороны, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию и объем может достигать 50 листов.

     Бизнес-план должен содержать только основную информацию, но любая дополнительная информация также должна быть подготовлена для возможного дальнейшего рассмотрения.

     Бизнес-план инвестиционного  проекта должен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать ссылки на документы, результаты исследований, отчеты и заключения экспертов.

     В бизнес-плане нельзя делать сомнительные или неопределенные допущения и выводы, которые не основаны на расчетах и экспертных оценках.

     Должна быть приведена достоверная информация о рисках от участия в инвестиционном проекте, по которым должен быть сделан беспристрастный анализ и рассмотрены варианты не участия в проекте или минимизации. 

     Структура бизнес-плана.

     Структура бизнес-плана не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований.

     Структура бизнес-плана зависит от цели его написания, того, для чего он предназначен - для получения кредита, привлечения инвестора, предварительной оценки инвестиционного проекта, или внутрифирменного планирования. 
 

     1. Бизнес-план начинается с титульного листа, на который должны быть вынесены следующие данные:

     - название предприятия;

     - полное наименование документа; 

     - адрес и телефон предприятия; 

     - фамилия, имя, отчество составителя  бизнес-плана; 

     - сроки реализации проекта;

     - очень кратко (одним предложением) - суть проекта. 

     2. Резюме проекта - представляет собой основные положения, суть, "выжимки" из проекта, его основные выводы. Цель резюме - заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана. Объем резюме обычно составляет 2-3 страницы текста, который должен быть составлен простыми словами без использования терминологии и простыми предложениями. Оно должно показать инвестору выгодность и перспективность вложений в представляемый инвестиционный проект. Если план составлен только для собственных нужд, можно этот раздел проигнорировать. Резюме пишется в самую последнюю очередь, после того как проведены все расчеты и составлен весь план. 

     3. Описание фирмы, выпускаемой ею продукции и оказываемых услуг 

     Содержательная  часть практически каждого бизнес-плана  начинается с описания фирмы, на которой будет реализован проект и для которой должен быть разработан бизнес-план.

     В первую очередь необходимо представить  о фирме следующие сведения:

  • когда, кем и где учреждена фирма;
  • численность ее работников;
  • уставный фонд, основные и оборотные средства;
  • динамика развития предприятия, его связи, основные события и успехи;
  • основные финансово-экономические показатели, такие как прибыль, объем производства и продаж;
  • достоинства и недостатки местоположения фирмы;
  • кадровый состав, включая квалификацию и опыт работы команды управления и ведущих специалистов;
  • перспективы развития предприятия, направления его деятельности;
  • состояние отрасли экономики, к которой относится предприятие, и перспективы ее развития;
  • вклад предприятия в социально-экономическое развитие региона.

     Далее следует подробно описать продукцию  или услуги, выпуск которых планируется, и для этого указать:

  • наименование продукции, товара или услуги;
  • назначение и область применения, а также перспективность выпуска;
  • возможностъ экспорта или импортозамещения;
  • конкурентоспособность продукции, ее основные сильные и слабые стороны;
  • степень готовности продукции (идея, научно-техническая документация, макет или готовое изделие);
  • наличие и необходимость лицензии или патента;
  • условия поставки и упаковки;
  • наличие предпродажного или послепродажного обслуживания, а также возможности консультаций и обучения пользователей;
  • возможности льготного налогообложения.

     После того как определены состояние предприятия, отрасль, к которой оно относится, и основные характеристики выпускаемой продукции, можно переходить к маркетинговому анализу. 
 

     4. Маркетинг и сбыт продукции 

     Этот  раздел бизнес-плана зачастую бывает наиболее значимым, и после его детальной проработки можно сделать вывод о том, стоит заниматься данным видом деятельности, выпускать данную продукцию или нет.

     Известно, что маркетинг - это деятельность в сфере рынка, направленная на продвижение товара и услуг к потребителю. Современный маркетинг представляет собой совокупность социальных и этических норм делового общения, правил добросовестной коммерческой деятельности в интересах потребителей и общества в целом.

     Основные  задачи маркетингового анализа:

  • изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков сбыта и обоснование планов производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;
  • анализ факторов, формирующих эластичность спроса, и оценка степени риска не востребованности продукции;
  • оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов ее повышения;
  • разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;

     •  оценка эффективности производства и сбыта продукции.

Информация о работе Курс лекций по «Бизнес – планированию»