Методология разработки бизнес-планов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
- рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
- развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;

Работа содержит 1 файл

КР Макроэкономическое планирование и прогнозирование.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Вариант 8.

8. Методология разработки  бизнес-планов

В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система  мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как  один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой: 
  - рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы; 
  - развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов; 
  - документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия; 
  - результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке; 
  - функции и принципы бизнес-планирования. 
Итак, бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности 
Бизнес-план служит двум основным целям:

  • Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
  • Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.

 

 

 

 

Рис. 1. Назначение бизнес-плана  и его основные элементы

6 5


 1


 


 2 3



 




 


 

 

 

6

 

 

 

 

Бизнес-планирование, как  необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской  деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие: 
  - инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок; 
  - прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов; 
  - оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде; 
  - координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат; 
  - безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий; 
  - упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности; 
  - контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки; 
  - воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках; 
  - документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы. 
При разработке бизнес-плана эксперты будут исходить из следующих предпосылок внутрифирменного планирования: 

 

 

Таблица 1. Основные принципы внутрифирменного планирования

№ п/п

Принципы планирования

Содержание

1

Необходимость

1. Обязательное применение  планов в любой сфере деятельности  является рациональным поведением  людей. 

2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

2

Непрерывность

Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:

а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;

б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

3

Эластичность и гибкость

Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:

а) введения плановых резервов по основным показателям;

б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных;

в) использования оперативных  планов для учета возникающих  изменений среды;

г) использования альтернативных планов.

4

Единство и полнота (системность)

Системность достигается  тремя основными способами:

1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием  всех структурных подразделений  предприятия по горизонтальному  и вертикальному уровням планирования.

2. Все сопряженные  частичные планы структурных  единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития.

3. Включения в план  всех факторов, которые могут  иметь значение для принятия  решений. 

5

Точность и детализация

1. Любой план должен  быть составлен с достаточно  высокой степенью точности для  достижения поставленной цели.

2. По мере перехода  от оперативных краткосрочных  к средне- и долгосрочным стратегическим  планам точность и детализация  планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

6

Экономичность

1. Расходы на планирование  должны соизмеряться с получаемыми  от него выгодами.

2. Вклад планирования  в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

7

Оптимальность

1. На всех этапах  планирования должен обеспечиваться  выбор наиболее эффективных вариантов  решений. 

2. Выражается в максимизации  прибыли и других результативных  показателей фирмы и минимизации  затратных, при прогнозируемых ограничениях.

8

Связь уровней управления

Достигается тремя способами:

а) детализацией планов «сверху-вниз»;

б) укрупнением планов «снизу-вверх»;

в) частичным делегированием полномочий.

9

Участие

1. Активное участие  персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения.

2. «Планирование для  себя» психологически и экономически  эффективнее, чем «для других». 

10

Х олизм (сочетание координации и интеграции)

Чем больше структурных  единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.


 
 
Изложенные выше принципы планирования тесно связаны между собой и, в конечном счете, ориентированы на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших финансовых результатов деятельности предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации. 
Кроме перечисленных базовых принципов, в процессе планирования будут учтены общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др. 
Разработчики, в процессе бизнес-планирования, ставят перед собой целью дать правильную оценку: 
  - круга потенциальных потребителей продукции; 
  - конкурентоспособности выпускаемых изделий на рынке в своем сегменте качества; 
  - возможности и необходимости выпуска продукции в заявленных объемах; 
  -  достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи.

Бизнес-план может иметь  различную структуру разделов и  порядок изложения, это зависит  от сути проекта и ключевых вопросов, подлежащих исследованию. Тем не менее, существует наиболее распространенная структура документа, которую и предлагается взять за основу бизнес-плана при его разработке.

Типовая структура бизнес-плана  содержит следующие разделы:

  • Резюме
  • Информация об инициаторе проекта
  • Представление проекта (продукта)
  • Маркетинговый анализ
  • Технологии и операционный план (Технологический и правовой анализ)
  • Бюджет и финансовый анализ
  • Анализ рисков

Резюме содержит краткое изложение сути проекта и представление ключевых фактов и показателей.

Информация об инициаторе и предпосылках проекта включает данные о компании, ее финансовом состоянии, компетенциях и истории работы на рынке.

Представление проекта (продукта) – описание того, что планируется сделать, какими характеристиками будет обладать продукция или объект, что уже сделано.

Маркетинговый анализ может охватывать несколько разделов бизнес-плана, посвященных рынку и организации продаж, или быть полностью представленным в одном разделе.

Технологии и операционный план включают все операционные аспекты проекта: технологические решения, оборудование, материалы, организацию производства, правовые вопросы.

Бюджет и финансовый анализ – обоснование структуры доходов и затрат проекта, прогнозный бюджет и анализ экономической эффективности.

Анализ рисков включает описание наиболее существенных рисков проекта и анализ их возможного влияния на результат.

Представленные ниже материалы  по каждому из разделов бизнес-плана  это не только информация о рекомендуемом  содержании документа, но и подробная  инструкция для аналитика, изучающего перспективы проекта. Рекомендуется следовать этим рекомендациям как при оценке самого проекта, так и при подготовке материалов для потенциальных инвесторов.

Рассмотрим каждый из разделов подробней.

Резюме

Резюме бизнес-плана  представляет главные выводы, сделанные  по результатам изучения проекта, и должно содержать следующие его основные характеристики. Обычно, это 1-2 страницы, содержащие следующие данные:

1.      Инициатор проекта. Возможно, его очень краткое описание.

2.     Краткое (1-2 абзаца) описание сути предлагаемого инвестиционного проекта.

3.     Ключевые предпосылки и/или конкурентные преимущества, позволяющие ожидать, что проект будет успешным. Это описание также надо уместить в 1-2 абзаца.

4.     Объем инвестиций в проект, возможно – с указанием основных направлений вложения средств.

5.     Источники финансирования. Сумма собственного капитала компании, сумма запрашиваемого кредита и его срок, запрашиваемая государственная поддержка и форма поддержки.

6.     Основные технико-экономические и  финансовые показатели проекта. Обычно, перечень этих показателей включает часть или все пункты из следующего списка:

a. плановый физический  объем производства;

б. плановый годовой оборот;

в. плановая годовая прибыль;

г. срок окупаемости проекта.

При составлении резюме надо исходить из того, что с одной стороны, инвестор должен увидеть в этом разделе все ключевые данные, которые он обычно использует для принятия решения, а с другой стороны, изучение этого раздела не должно занимать много времени (желательно, чтобы всё содержание резюме можно было прочитать за 1 минуту). В этом случае, резюме проекта станет хорошим инструментом для привлечения внимания инвестора и начала работы.  
Инициатор проекта

Этот раздел должен раскрывать информацию об инициаторе проекта с  точки зрения его надежности как заемщика (если в проекте предполагается банковское финансирование) и способности реализовать проект успешно и в соответствии с заявленными планами.

В разделе должны быть представлены:

1. Точное наименование  инициатора проекта и юридические данные

В зависимости от целей  бизнес-плана, может потребоваться  раскрыть географическое местоположение инициатора, структуру его акционерного капитала, список ключевых руководителей. Если в проекте участвует несколько  компаний или физических лиц, то требуется указать их, определив их роли и порядок их взаимодействия в ходе реализации проекта, при этом обязательно показать кто именно является получателем кредита или средств инвестора.

2. Подтверждение  наличия опыта работы

Желательно кратко изложить историю развития компании, дать описание характера и направлений ее деятельности.

3. Финансовые  характеристики компании

Необходимо представить  ключевую финансовую информацию по Инициатору проекта и/или группе компаний, в  которую он входит (выручка, валовая  рентабельность, чистая рентабельность, чистая прибыль, совокупные активы, соотношение собственного и заемного капитала и т.п.) в динамике за последние несколько лет.

Можно сделать это  в форме агрегированного отчета о прибылях и убытках и баланса. Желательно, чтобы эта информация сопровождалась наличием приложений к бизнес-плану, содержащих полную финансовую отчетность (в виде стандартных форм бухгалтерской отчетности или в виде форм управленческой отчетности).

4. Иная существенная  информация

Если проект относится к сфере, в которой требуется наличие лицензий, сертификатов или членство в саморегулируемых организациях, следует указать данные о наличии соответствующих документов.

Если инициатор проекта  принадлежит к группе компаний, желательно представить в графическом виде организационную структуру группы или ее фрагмент, включив в нее других участников проекта, если они также входят в группу, и указать доли участия в уставном капитале или иные отношения, связывающие членов группы.

Если проект существенно  зависит от личных профессиональных качеств отдельных исполнителей, надо представить этих исполнителей и дать информацию, позволяющую судить об их способности реализовать проект.

Информация этого раздела  может (а иногда – должна) подкрепляться  приложениями, которые содержат подтверждение фактам, упомянутым в разделе:

- копии уставных документов;

- копии лицензий и сертификатов;

- копии финансовой отчетности;

- копии отзывов и рекомендаций;

- копии заключений аудиторов и оценщиков и др.

Информация о работе Методология разработки бизнес-планов