Общая характеристика законодательства о занятости населения

Автор: m**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 01:28, доклад

Описание работы

Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются современным трудовым законодательством. Конкретное регулирование этих гарантий определяется в первую очередь Трудовым кодексом РФ, а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последними изменениями, внесенными ФЗ № 287 - ФЗ от 25. 12. 2008 г.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере объектов.

Работа содержит 1 файл

регулирование занятости.docx

— 15.95 Кб (Скачать)

1. Общая характеристика законодательства о занятости населения

Правовые, экономические  и организационные условия обеспечения  занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются современным трудовым законодательством. Конкретное регулирование этих гарантий определяется в первую очередь Трудовым кодексом РФ, а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последними изменениями, внесенными ФЗ № 287 - ФЗ от 25. 12. 2008 г.

Закон РФ «О занятости  населения в Российской Федерации» в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших  понятий в сфере занятости, а  также участвующих в этой сфере  объектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Кроме вышеназванных  нормативно-правовых актов в систему  законодательства о занятости входят в первую очередь - Конституция РФ - ст. 37, которая предусматривает  право на защиту от безработицы. Важнейшей  гарантией этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Во-вторых, Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), которая в ст. 23 (п. 1) предусматривает, что каждый человек имеет право  на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные  условия труда и защиту от безработицы.

К нормативным актамрегулирующим занятость населения относятся также: Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости», которое закрепляет полномочия, организацию деятельности службы.

Немаловажное значение имеет также Положение об организации  общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997г., (с  изменениями от 20 декабря 2003 г., 1 февраля 2005 г.).

.

2. Основные принципы  государственной  политики в области  содействия занятости  населения

В Федеральном Законе «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государство  проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:

- развитие трудовых  ресурсов, повышение их мобильности,  защиту национального рынка труда;

-обеспечение равных  возможностей всем гражданам  Российской Федерации независимо  от национальности, пола, возраста, социального положения, политических  убеждений и отношения к религии  в реализации права на добровольный  труд и свободный выбор занятости;

- создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

- поддержку трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

-осуществление мероприятий,  способствующих занятости граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы (инвалиды; лица, освобожденные  из учреждений, исполняющих наказание  в виде лишения свободы; несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет; лица  предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

- предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

- поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-объединение усилий  участников рынка труда и согласованность  их действий при реализации  мероприятий по содействию занятости  населения;

-координацию деятельности  в области занятости населения  с деятельностью по другим  направлениям экономической и  социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

-координацию деятельности  государственных органов, профессиональных  союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в  разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории РФ и иностранных  граждан на территории Российской  Федерации, соблюдение международных  трудовых норм Ст. 5 Федерального Закона « О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. ФЗ № 287 - ФЗ от 25. 12. 2008 г.) // СПС « Консультант плюс».

3. Органы Федеральной  службы по труду  и занятости, их  права и обязанности

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Центры занятости  населения непосредственно осуществляют следующие функции:

- регистрация граждан  в целях содействия в поиске  подходящей работы, а также регистрация  безработных граждан;

- содействие гражданам  поиске подходящей работы;

- информирование о  положении на рынке труда;

- организация ярмарок  вакансий и учебных рабочих  мест;

- организация профессиональной  ориентации граждан в целях  выбора сферы деятельности;

- профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработных граждан;

-осуществление социальных  выплат гражданам, признанным  в установленном порядке безработными;

- организация проведения  оплачиваемых общественных работ;

- содействие самозанятости безработных граждан и др.Ст. 7.1. Федерального Закона «Закона « О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. ФЗ № 287 - ФЗ от 25. 12. 2008 г.) // СПС « Консультант плюс

Информация о работе Общая характеристика законодательства о занятости населения