Основные положения деятельности бизнес-инкубаторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

В мировой практике существует множество вариантов организационных форм взаимодействия науки и производства. Такая стыковка происходит на базе:
 опытных лабораторий;
 выставочно-торговых комплексов, банков, бирж, и тому подобное;
 больших корпораций.

Работа содержит 1 файл

БИЗНЕС-ИНКУБАТОР.doc

— 306.92 Кб (Скачать)
  1. Основные положения деятельности бизнес-инкубаторов

В мировой практике существует множество вариантов организационных форм взаимодействия науки и производства. Такая стыковка происходит на базе:

  • опытных лабораторий;
  • выставочно-торговых комплексов, банков, бирж, и тому подобное;
  • больших корпораций.

Отсюда разнообразие названий: «научные  центры», «бизнес - инновационные центры», инкубаторы.

В основу их формирования положен принцип общего использования интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов.

Инкубатор-- это сложный многофункциональный комплекс, который обеспечивает благоприятные условия для эффективной деятельности новообразованных малых инновационных фирм, которые реализуют интересные научные идеи. Таким фирмам в центрах-инкубаторах предоставляются многочисленные инновационные услуги, к которым, в частности, принадлежат:

  • аренда помещений;
  • прокат научного и технологического оборудования на определенный период;
  • консультации по экономическим и юридическим вопросам;
  • финансовые услуги;
  • экспертиза инновационных проектов (научно-техническая, экологическая, коммерческая);
  • информационное и рекламное обеспечение.

Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг.

Главная задача бизнес-инкубаторов -- помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат.

Практика свидетельствует, что в конкурентной среде значительно больше инновационных малых предприятий выживают в пределах инкубаторов, чем  вне их.

Деятельность инкубаторов достаточно эффективна.  Их развитие не нуждается в бюджетных ассигнованиях (возможно за исключением минимальных средств в виде стартового капитала). Инкубатор, как правило, обеспечивает себя на принципах самофинансирования. Он заинтересован в том, чтобы малые инновационные структуры как можно быстрее становились рентабельными: инкубатору гарантируется значительная частица в их будущих прибылях.

Доходы инкубатора состоят из трех основных источников:

  • арендная плата, полученная от клиентов за наем помещений;
  • продажа разных услуг;
  • участие в прибылях тех фирм, к которым инкубатор вложил в той или другой форме свои средства.

Длительность пребывания новообразованной фирмы в инкубаторе ограничивается сроком три года. Считается, что этого периода фирме достаточно, чтобы быть состоятельной самостоятельно разрешать хозяйственные проблемы.

Высокая дееспособность инновационных инкубаторов подтверждена в США. В 1998 г. в стране насчитывалось около 470 фирм-инкубаторов, которые возникли с целью выращивания новых инновационных предприятий, тогда как в до 1980 г. их было всего 10. Среди известных американских компаний, которые владеют специальными фирмами-инкубаторами для выращивания дочерних малых венчурных фирм, есть «Дженерал електрик» но «ІБМ».их деятельность организована таким образом, что материнская компания финансирует значительную сумму расходов, связанных со становлением инновационной фирмы (до 80%), которая дает возможность ей позже полностью выкупить малую венчурную фирму и организовать на ее базе свои опытно-экспериментальные, конструкторские или производственные подразделы. Бизнес-инкубаторы почти всегда имеют юридическую и хозяйственную самостоятельность.

Успешно функционируют бизнес-инкубаторы в Германии, Польше, Словакии, Чехии. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что инкубаторы бывают трех видов.

1. Неприбыльные -- это те, которые работают с привлечением средств местных органов власти. Последние заинтересованы в создании рабочих мест и экономическому развитию региона. Инкубаторы такого вида получают из арендаторов плату, какая значительно ниже (до 50 %), чем в среднем в стране. Этого достаточно, чтобы удерживать основной персонал, который работает в инкубаторе.

2. Прибыльные -- те, которые не предоставляют льготы, сдавая в аренду свое имущество. Это преимущественно частные бизнес-инкубаторы, численность которых растет. Они предлагают арендаторам широкий круг разнообразных услуг, за пользование которыми получают плату.

3. Инкубаторы, которые функционируют при академических институтах, высших учебных заведениях. Они выступают как связующее звено в разработке нововведений между научными учреждениями и частным бизнесом, оказывают эффективную поддержку предприятиям, которые намереваются овладеть высокотехнологичной продукцией: необходимые консультации научных работников, опытную и лабораторную базу, вычислительную технику, возможность пользования библиотекой [1,3].

2. История возникновения и развитие бизнес-инкубаторов

Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50 годы в Великобритании. Однако наибольшее распространение особенно после 1983 года инкубаторы бизнеса получили в США. В последние десять лет их число выросло с нескольких десятков до 575, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса. Можно назвать три причины, которые способствовали их быстрому распространению в США

Инкубаторы, создаваемые в рамках схемы проблемы возрождения приходящих в упадок городских центров и отдельных регионов, открывались на свободных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов, школ, в восстановленных зданиях, в общем, в любых помещениях, которые можно было приспособить для формирования и выхаживания малого бизнеса. Эти инкубаторы выполняли в основном, функцию создания новых рабочих мест и связаны, в основном, с нетехнологичным бизнесом.

Причина появления инкубаторов - поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах. Инкубаторы выполняли функцию поддержки наукоемкого предпринимательства.

Инициативы по открытию инкубаторов, предпринятые для создания привлекательных условий частным инвесторам - "деловым ангелам". Удобство инкубаторной схемы для венчурных капиталистов в том, что они таким образом могут контролировать по ряду параметров своих клиентов, одновременно создавая им условия для работы. Эти инкубаторы оказывают поддержку как фирмам высоких технологий, так и нетехнологическому предпринимательству.

Примером успешного развития инкубатора по третьей схеме может служить бизнес-инкубатор в г. Остин штата Техас (AustinTechnologyIncubator). Он был создан в 1989 году и занимал тогда небольшую площадь всего в 400 кв. метров. Однако уже в 1997 году его площадь увеличилась до 20000 кв. метров, а число компаний, входящих в него, возросла до 28. Сейчас общий капитал этих компаний достиг 100 миллионов долларов. 90% всех компаний, которые родились здесь, успешно развиваются. При этом 33 компании были выпущены из инкубатора в свободное плавание, а 6 из них зарегистрированы на бирже. Интересно, что постепенно на схему привлечения частных инвесторов для финансирования венчурных фирм переходят и университетские инкубаторы. В частности так теперь работает Оксфордский центр инноваций в Великобритании [2,3].

Чаще всего инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их "взросления" тяготеют к специализации. Например, создаются инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологии.

3. Организация работы бизнес-инкубаторов

Гибкая система аренды помещений и, возможно, оборудования, совместно используемые услуги, консультации при установлении контактов и заключении хозяйственных сделок, а также территориальная близость к таким же активным и динамичным молодым предпринимателям -- это и есть помощь в преодолении трудностей начального этапа.

Как правило, бизнес-инкубаторы сдают в аренду своим клиентам помещения, производственные площади и офис. Производственные помещения на каждую фирму составляют площадь примерно 150 кв. м., офис -- по меньшей мере 20 кв. м.. Помещение для переговоров, кухня и комната отдыха могут быть общими для всех предпринимателей данного бизнес-инкубатора. Если помещения используются не по назначению, то оговаривается возможность досрочного расторжения договора. Не допускается сдача помещений в субаренду.

В принципе концепция бизнес-инкубатора не предполагает долговременных или безвременных договоров об аренде. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления в необходимых случаях еще на 2 года. Однако сроки пребывания начинающей фирмы в инкубаторе могут быть еще меньше.

Кроме площадей для размещения производства и оказания услуг, бизнес-инкубатор представляет для предпринимателей:

  • современную производственную инфраструктуру с централизованным секретариатом, машинописной службой, телефоном и почтой;
  • современную коммуникационную технику, включая подключение к Интернету (возможно создание отдельных электронных адресов);
  • помещения для проведения переговоров и конференций;
  • помещения для отдыха, кухни и т. д.

Одним из главных в работе бизнес-инкубатора является вопрос об арендной плате. В первый год аренды она должна быть максимально благоприятной для предпринимателя (от 50% до 70% от рыночной цены). Арендная плата, как правило, включает:

  • предоставление всех коммуникаций, подключение телефона;
  • использование совместных помещений (кухни, комнаты для переговоров и т.д.);
  • предоставление копировальной техники;
  • использование секретаря и ежедневное почтовое обслуживание.

Аренда машин и технического оборудования оплачивается дополнительно в соответствии с установленной платой. Использование электроэнергии, воды и отопления тоже оплачивается дополнительно и, по возможности, в соответствии с индивидуальным потреблением, принимая во внимание занимаемую площадь.

Наряду со льготными условиями аренды помещений, особенностью бизнес-инкубаторов является также сервисное обслуживание начинающих предпринимателей.

Оно, как правило, включает следующие моменты:

  • подготовку учредительных документов и регистрацию юридических лиц;
  • централизованная бухгалтерия для начинающих предпринимателей;
  • консультационные услуги, бизнес-планирование;
  • помощь в проведении маркетинговых исследований;
  • поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами;
  • поддержка при решении административных и правовых проблем (составление типовых договоров);
  • приобретение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализированная печатная продукция);
  • повышение образовательного уровня в рамках предпринимательской деятельности.

Чрезвычайно удобным является то, что в бизнес-инкубаторе с предпринимателем всегда можно установить связь. Даже если он отсутствует в данный момент, информацию примет секретарь, передаст ее или согласует сроки. Постоянный обмен опытом с другими предпринимателями, которые имеют те же интересы и проблемы, может привести не только к взаимной поддержке, но и к кооперации.

4. Отбор претендентов длябизнес - инкубатора

Для того чтобы лица, создающие свое дело, или начинающие предприниматели были приняты в члены бизнес-инкубатора, они должны соответствовать определенным критериям.

Претендент должен убедительно доказать, что:

  • предприятие имеет реальные шансы на успех ;
  • предлагаемые к производству продукты, товары или услуги являются конкурентоспособными;
  • финансирование будущего предприятия гарантировано за счет собственных или привлеченных средств (должны быть предоставлены концепция финансирования, планы инвестирования и т. д.).

Претенденты обычно предоставляют следующие документы:

  • анкету и описание предыдущей предпринимательской деятельности;
  • предпринимательскую концепцию, которая характеризует планируемый для производства продукт, его рыночную перспективу, конкурентоспособность, сбыт и потребность в площади;
  • бизнес-план, экономическое планирование и организацию производства, в которые включены план товарооборота и затрат, а также прогноз достижения успеха [3].

Информация о работе Основные положения деятельности бизнес-инкубаторов