Основные положения стратегии развития Нижегородской области до 2020 года

Автор: k***********@list.ru, 27 Ноября 2011 в 19:13, доклад

Описание работы

Цель проекта по разработке Стратегии развития Нижегородской области – определение приоритетных действий областного Правительства в условиях ограниченных бюджетных ресурсов. Проект включает 3 этапа:
- стратегический анализ;
- разработка долгосрочной стратегии развития области до 2020 года;
- разработка среднесрочного (пятилетнего) плана действий Правительства области по реализ.

Работа содержит 1 файл

Основные положения стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

   Основные  положения стратегии  развития Нижегородской  области до 2020 года

   Цель  проекта по разработке Стратегии  развития Нижегородской области  – определение приоритетных действий областного Правительства в условиях ограниченных бюджетных ресурсов. Проект включает 3 этапа:

   -  стратегический анализ;

   -  разработка долгосрочной стратегии  развития области до 2020 года;

   -  разработка среднесрочного (пятилетнего)  плана действий Правительства  области по реализации Стратегии. 

   Рассматриваемый документ - «Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года» является результатом второго этапа проекта. Он содержит, с одной стороны, описание текущего состояния экономики области, вызовов, конкурентных преимуществ и ключевых проблем; а с другой - представление о будущем области, долгосрочных целях Правительства, а также определенных стратегических приоритетах, на которых Правительство области будет концентрировать свои усилия и имеющиеся в распоряжении ресурсы.

   На  этапе стратегического анализа  была проведена оценка конкурентоспособности области по отношению к другим регионам России с точки зрения эффективности экономики, уровня развития и доступности инфраструктуры, качества человеческого капитала, условий для жизни, а также условий для ведения бизнеса. Была проанализирована налоговая база и расходы консолидированного бюджета. В результате анализа конкурентоспособности были выявлены наиболее значимые преимущества области и проблемы, препятствующие ее развитию.

   Оценка  внешней среды

   При разработке Стратегии во внимание принимались вызовы внешней среды:

   Близость  экономически развитых промышленных центров

   ·         Более привлекательные условия  оплаты и возможности на рынке  труда, развитая инфраструктура и условия  для жизни за пределами Нижегородской  области стимулируют отток наиболее перспективных и талантливых, особенно молодых, специалистов в другие регионы России и за рубеж.

   ·         Такие промышленные центры как Москва и Санкт–Петербург сегодня являются лидерами по привлечению инвестиций. В том числе в этих городах  расположены штаб-квартиры крупнейших финансово-промышленных групп.

   ·         Создавая на своей территории развитый транспортно-логистический центр, Нижегородская  область вынуждена конкурировать  с такими исторически сложившимися хабами как Москва и Санкт–Петербург, через которые сегодня происходит распределение основной массы товаров в центральной части России. Вследствие преференций Москвы в сфере таможенного оформления значительная часть грузопотоков проходит через столицу. С другой стороны, уникальное географическое положение Нижегородской области является хорошей предпосылкой для создания на территории области конкурентоспособной транспортно-логистический инфраструктуры.

   ·         Вместе с тем население близлежащих  крупных промышленных центров обеспечивает наиболее высокий уровень потребления товаров массового спроса на территории России, а промышленные предприятия этих регионов являются потребителями сырья, оборудования и других индустриальных товаров. Все это открывает существенные дополнительные возможности для предприятий Нижегородской области.

   Политика  федерального центра

   ·         Отсутствие ясного представления о  будущем и обоснованных стратегических приоритетов развития страны является существенным фактором неопределенности для регионов.

   ·         Вместе с тем федеральный центр принял в последние годы ряд инициатив, обозначивших некоторые приоритетные для Правительства сферы. Начало реформы административной системы, запуск ряда национальных проектов, в том числе проект создания особых экономических зон, разработка ряда отраслевых стратегий на уровне государства. Однако возможности и механизмы участия регионов в этих проектах пока нечетко определены.

   Глобализация

   ·         Вступление России в ВТО приведет к усилению конкуренции, связанной  с приходом иностранных компаний на российский рынок, в ряде секторов. Вместе с тем, конкурентоспособные предприятия Нижегородской области смогут воспользоваться преимуществами вступления в ВТО, включая новые возможности доступа на международные рынки.

   ·         В условиях глобализации мировой экономки будет возрастать роль интернационализации предприятий области: вовлечение в международную кооперацию труда, обмен людьми, знаниями, технологиями, know-how.

   ·         Усиление процессов глобализации позволяет  компаниям в полной мере использовать преимущества аутсорсинга части производственных процессов с целью сосредоточиться в тех звеньях отраслевой цепочки создания стоимости, в которых нижегородские предприятия наиболее конкурентоспособны.

   ·         Сохранится тенденция усиления «экономической власти» крупных международных и российских корпораций, уже ведущих свою деятельность либо планирующих инвестиции в развитие бизнеса на территории области. Центры принятия решений смещаются за пределы региона и зачастую государства.

   Рост роли экономики знаний

   ·         За последние 30 лет доля нематериальных активов в структуре активов  ведущих компаний выросла до 70%.

   ·         Наиболее динамичный рост в следующие 20 лет прогнозируется в высокотехнологических  отраслях, таких как информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии, товары и услуги для здоровья.

   ·         Наиболее конкурентоспособными в перспективе  будут регионы и страны, способные  формировать, развивать и удерживать квалифицированные человеческие ресурсы, а также обладающие развитым научно-производственным комплексом с высоким инновационным потенциалом.

   Изменение роли Индии и Китая  в мировой экономике

   ·         Экономики Китая и Индии являются и останутся в ближайшие годы основными конкурентами регионов России за привлечение внешних инвестиций.

   ·         Нижегородские производители товаров  с низкой добавленной стоимостью не смогут конкурировать по цене с  производителями из Китая и Индии  вследствие низкой стоимости трудовых ресурсов и значительного внутреннего  спроса, обеспечивающего большой масштаб производства.

   ·         Вместе с тем экономики Индии  и Китая открывают новые возможности. Во-первых, это новые динамично  развивающиеся рынки с высоким  потенциалом спроса, на которых смогут успешно конкурировать эффективные  нижегородские предприятия. Во-вторых, развивающийся промышленный потенциал этих стран предоставляет нижегородским предприятиям возможность получить ценовое преимущество, сконцентрировавшись только на тех элементах цепочки ценности, которые создают максимальную добавленную стоимость, перенеся операции с низкой добавленной стоимостью на территории этих стран.

   Проблемы  безопасности и экологии

   ·         Усиление угрозы терроризма в России и во всем мире приведет к существенному  росту расходов стран на национальную оборону и безопасность (в течение последних 5 лет бюджет расходов на национальную оборону России и США устойчиво растет со среднегодовым темпом на уровне 7%). Нижегородская область, с мощным военно-производственным комплексом и передовыми научными разработками в данной области может претендовать не только на государственный заказ, но и на часть международного финансирования расходов на безопасность.

   ·         Усиление мер безопасности сопряжено  с угрозой снижения интенсивности  обмена людьми, знаниями, технологиями и информацией, что может ограничивать возможности нижегородских предприятий успешно конкурировать на международных рынках. Риски угрозы безопасности также негативно сказываются на развитии туризма.

   ·    Усиление экологических стандартов и требований приведет к необходимости значительных дополнительных инвестиций в модернизацию экологически проблемных производств, в том числе химических, нефтехимических, металлургических, фармацевтических, агропромышленных и других предприятий.

   ·         Угроза глобальных эпидемий, в том числе птичьего гриппа, является существенным фактором риска не только для населения, но и для отдельных сфер экономики.

   ·         Изменение потребительских предпочтений в сторону роста спроса на экологически чистые продукты, рост и масштабные инвестиции в НИОКР и производство товаров для здоровья.

   Цены  на энергоносители.

   ·         Несмотря на то, что экономика Нижегородской  области напрямую не зависит от цен  на энергоносители, изменение ценовой  конъюнктуры может привести к  ухудшению экономического положения в России в целом. Это обстоятельство, в первую очередь, отразится на тех секторах экономики области, потенциал которых будет преимущественно связан с уровнем потребления внутри страны.

   ·         Эти внешние факторы, которые  могут быть источником преимуществ, могут открывать как новые возможности для роста, так и источники проблем для развития экономики области.

   Ключевые  проблемы, препятствующие развитию  Нижегородской  области

   Низкий  уровень производительности труда

   Большинство секторов экономики Нижегородской области демонстрируют относительно низкий уровень производительности труда. Даже в секторах, где в последние годы наблюдался быстрый рост производительности за счет внедрения новых технологий производства, сохраняется большой разрыв (в стекольной промышленности уровень производительности составляет 25% текущего уровня США). В среднем по базовым секторам экономики Нижегородской области уровень производительности составляет сегодня около 6% от текущего уровня производительности в США. Такая ситуация обуславливает неспособность компаний платить высокую заработную плату и определяет неэффективную структуру занятости населения.

   Неразвитость  современной транспортно-логистической  инфраструктуры

   Несмотря  на относительно высокую плотность автомобильных и железных дорог, наличие комплексного транспортного узла, в области существует ряд проблем в сфере транспортно-логистической инфраструктуры, что ограничивает возможности реализации потенциала, определяемого ее выгодным географическим положением, в том числе:

   ·         Отсутствие современных логистических  центров, терминального комплекса  международного уровня, включающего  эффективные таможенно-складские  мощности.

   ·         Ограниченный доступ в северные районы Нижегородской области и северные регионы Российской Федерации из центра вследствие «разорванности» области по реке (единственный на 300-километровом участке реки Волга автомобильно-железнодорожный мост способен обеспечить не более 50% пиковых нагрузок).

   ·         Перегруженность автотранспортной системы Нижнего Новгорода транзитным транспортом вследствие отсутствия удобного объездного пути, что приводит к вынужденным простоям транспорта и ухудшению экологической обстановки.

   ·         Неразвитая инфраструктура грузовых и  пассажирских перевозок аэропорта Нижнего Новгорода.

   ·         Недостаточная мощность карго-терминала, отсутствие условий для международных  операторов, нехватка регулярных маршрутов, необходимость реконструкции взлетно-посадочной полосы.

   ·         Ограниченная проходимость русла Волги в районе вследствие низкого уровня Чебоксарского водохранилища (ниже проектной отметки на 5 метров).

   Ограничения энергетической системы

   В Нижегородской области существуют ограничения по обеспечению устойчивого  энергоснабжения, особенно вновь создаваемых или расширяющихся производственных объектов:

   ·         Одной из главных проблем энергетического  комплекса области является неразвитость магистральных и распределительных  сетей.

   ·         Высокая степень изношенности генерирующих мощностей.

   ·         Дефицит энергетических мощностей ощущается в Нижнем Новгороде, Дзержинске, особенно остро стоит проблема в районе левобережья Нижегородской области. Например, в Борском районе существует дефицит энергетических мощностей в объеме не менее 100 МВт..

   ·         Необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры подачи газа, недостаточна степень газификации северных районов области.

   ·         Большинство развивающихся предприятий  области сталкиваются с трудностями  и задержками в процессе подключения  к энергосистеме. Получение технических условий на выделение энергетических мощностей сопряжено со значительными сложностями и неоправданно высокими затратами.

Информация о работе Основные положения стратегии развития Нижегородской области до 2020 года