Особенности финансирования и минимизации государственного долга в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором с другой стороны.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 493.01 Кб (Скачать)

Глава 1. Теоретические аспекты  государственного долга

1.1. Понятие, виды  и причины возникновения  государственного  долга

    Государственный долг - это сумма  выпущенных и непогашенных государственных  займов с невыплаченными процентами  по ним. Он образуется путем  временной мобилизации государством  дополнительных средств для покрытия  своих расходов путем выпуска  правительственных займов. Долг  может быть оформлен ценными  бумагами или быть определен  в договоре между заемщиком  в лице соответствующего исполнительного  органа государственной власти  или местного самоуправления, с  одной стороны, и инвестором  с другой стороны. Наиболее  полно величину государственного  долга  отражает общегосударственный  долг, который включает задолженность  центрального правительства, долги  государственных предприятий и  местных органов власти.

В зависимости  от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный  долг подразделяется на внешний и  внутренний.

    Внешний  государственный   долг - это сумма обязательств  по погашению основного долга  по фактически полученным и  не возвращенным займам (кредитам) в иностранной валюте, привлеченным  от имени республики или ее  резидентами под гарантии Беларуси (государственные гарантии) от иностранных  государств, международных организаций,  других нерезидентов РБ. Этот  долг – наибольшее бремя для  страны, так как она должна  отдавать ценные товары, оказывать  определенные услуги, чтобы оплатить  проценты по долгу и сам  долг.

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь, внешние государственные  займы могут привлекаться в виде:

1) иностранных  кредитов, предоставляемых РБ как  заемщику или ее резидентам  под гарантии правительства;

2) займов, получаемых от размещения на  внешних финансовых рынках государственных  ценных бумаг.

В составе  внешнего государственного долга в  зависимости от типа долгового обязательст-ва государства (прямое или косвенное) выделяется  прямой государственный  долг, возникающий по прямым обязательствам государства, и гарантированный  государством долг, возникающий по обязательствам эмитентов [15, с.107-108].

Важно указать, что к внешнему государственному долгу не относится кредиторская задолженность хозяйствующих субъектов  данной страны перед внешним миром (текущие поставки продукции, денежные ссуды, банковские кредиты, выплата  процентов и так далее). Чистая  стоимость обслуживания внешнего долга (NDS) тождественна чистому трансферту долговых ресурсов. Возможны три варианта сценариев чистой стоимости обслуживания внешнего долга. NDS = 0. Это означает, что страна заимствует средства на сумму, достаточную для того, чтобы осуществить платежи по обслуживанию долга. Ее усилия по обслуживанию в этом случае нулевые. Чистая внешняя задолженность остается постоянной. NDS<0. В этом случае страна заимствует средства на сумму меньшую, чем та, что необходима для обслуживания долга. Ее усилия по обслуживанию положительные. Чистая внешняя задолженность сокращается. NDS>0. Страна заимствует средства на сумму, превосходящую ее потребности в обслуживании внешнего долга. Это ведет к росту чистой внешней задолженности.

В зависимости  от срока погашения  и объема обязательств выделяют капитальный  и текущий  государственный долг. Под капитальным  государственным долгом понимают всю  сумму выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты по этим обязательствам. Под  текущим государственным  долгом понимают расходы по выплате  доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил [18, с. 155].

Внутренний  долг - это долг государства своему населению, предприятиям и организациям. В качестве основных компонентов  внутреннего государст -венного  долга выделяют:

1)кредит, полученный правительством в  центральном банке страны («монетизация  дефицита»);

2)кредит, полученный правительством в  коммерческих банках, за минусом  размещенных депозитов (валютные  резервы правительства и так  далее);

объем продаж государственных долговых обязательств (ГКО, ГДО и так далее), распространяемых среди юридических лиц;

3)облигации  внутренних государственных займов (рублевых, валютных), распространяемые  среди физических лиц;

4)казначейские  векселя и обязательства, используемые  для оплаты общегосударственных  нужд (поставка в страну энергоносителей,  погашение старых внешних долгов  и так далее);

5)просроченная  задолженность коммерческим банкам  со стороны государственных предприятий-банкротов,  которую правительство, выполняя  ранее выданные гарантии, переводит  на себя;

6)вклады  населения в государственном  сберегательном банке (за минусом  полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования  государственных предприятий.

      Экономисты склоняются к той  точке зрения, что умеренный внутренний  долг - явление обычное, не имеющее  тяжелых социально-экономических  последствий. Они считают, что  даже большой государственный  долг не приведет к банкротству  национальной экономики, так как  всегда существуют источники  его финансирования. К ним относят,  во-первых, рефинансирование, т.е. продажу  новых облигаций и использование  выручки для выплаты держателям  погашенных облигаций. Вторым  источником может быть дополнительное  налогообложение. Наконец, правительство  может увеличить денежную массу  в обращении и тем самым  оплатить сумму долга с процентами.  

      Однако  рост государственного долга все же вызывает отрицательные тенденции. Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как их получают наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции.     

       Компонентом как внешнего, так  и внутреннего  долга выступают  государственные  ценные бумаги. Они занимают определенное место  на рынке финансовых активов  и выполняют особую роль в  общественном производстве. Экономическая  сущность государственных ценных  бумаг состоит в том, что  ссудный капитал, аккумулируемый  на условиях возвратности и  возмездности, направляется на финансирование  общегосударственных потребностей.

       Государственные ценные бумаги классифицируются:

1)по срокам действия: краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (один год и выше);

2)по форме выплаты дохода: процентные, купонные и на дисконтной основе (с доходом в виде разницы (дисконта) между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций);

3)по характеру: долговые (свидетельствуют о займе, например, государственные краткосрочные облигации) и долевые (свидетельствуют о доле их владельца (держателя) в реальной собственности, например, ИПЧ Республики Беларусь).

Основным  видом государственных ценных бумаг  являются государственные облигации, которые в свою очередь делятся  на номинируемые в национальной валюте (бывают государственные краткосрочные  облигации или ГКО и государственные  долгосрочные облигации с купонным доходом или ДГО-КД) и номинируемые в свободно конвертируемой валюте [3, с. 102-103].  Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние  фондового рынка, курсы ценных бумаг  других эмитентов, поэтому их нередко  рассматривают в качестве барометра  изменений в экономической и  политической жизни страны.

1.2. Причины возникновения  государственного  долга

Рост  государственного долга – явление  сложное и неоднозначное, обусловленное  рядом специфических причин, среди  которых можно выделить следующие:

1)потребность  в заемных средствах часто  возникает в результате чрезвычайных  обстоятельств (войн и локальных  конфликтов, террористических актов  и техногенных катастроф, крупных  стихийных бедствий), когда резервных  фондов недостаточно и правительству  приходится прибегать к дополнительным  заимствованиям;

2)причиной  государственного долга являются  экономические спады, которые  обусловлены автоматически достигнутой  нестабильностью экономики [1, с.394]. То есть в условиях экономического  спада сокращается национальный  доход, что ведет к уменьшению  налоговых поступлений и возникает  бюджетный дефицит, который погашается  государственными займами;

3)вместе  с тем, устойчивый бюджетный  дефицит может также отражать  кризисные явления в экономике  – неэффективность экономической  инфраструктуры, финансово-кредитных  связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политик. То есть в данном случае имеет место необходимость структурной перестройки экономики. В таких случаях требуется принятие срочных и действенных экономических мер по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства, а зачастую и соответствующих политических решений;

4)кроме  того, бюджетный дефицит может  быть связан с необходимостью  осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики.  Еще Дж. М. Кейнс, исследуя взаимозависимости  между бюджетным дефицитом, государственными  расходами, совокупным спросом,  частными сбережениями и безработицей, рекомендовал проводить политику  дефицитного финансирования. В этом  случае бюджетный дефицит отражает  не кризисное течение общественных  процессов, а активное государственное  регулирование экономики, стремление  обеспечить прогрессивные сдвиги  в ее структуре;

4)государственные  ценные бумаги, то есть обязательства,  выпущенные от имени государства  или гарантированные им, в экономически  развитых странах являются основным  источником формирования государственного  долга. Эмиссия государственных  ценных бумаг в неоплаченных  внутренних задолженностях колеблется  в разных странах от 20 до 90%: в  Германии они достигают 40%, в  США – 60%, в Великобритании  – 90%. Причиной этого является  то, что посредством государственных  ценных бумаг проводится денежно-кредитная  политика, осуществляется воздействие  на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на  открытом рынке, то есть купли-продажи  ценных бумаг, Центральный банк  страны регулирует денежную массу  в обращении. Чтобы увеличить  объем денежной массы, финансовые  возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у  них государственные ценные бумаги; и наоборот – при излишках  денежной массы, возрастании остатков  на счетах коммерческих банков  Центральный банк «выбрасывает»  на рынок государственные ценные  бумаги, с тем чтобы «связать»  излишнюю денежную массу. Операции  с государственными ценными бумагами  обеспечивают также ликвидность  активов коммерческих банков  и других кредитно-финансовых  институтов. То есть в условиях  рыночной экономики государственные  ценные бумаги – это важнейший  финансовый инструмент: они выступают  наиболее рыночным способом в  формировании государственного  долга;

5)государственный  долг может быть следствием  социально-экономической политики  государства. Основной причиной  крупных бюджетных дефицитов  является снижение налоговых поступлений без корректировки государственных расходов, а также неудовлетворительная организация сбора налогов и платежей (высокие затраты по организации, уклонение от уплаты налогов, как следствие, рост объема недоимок);

6)кроме  того, ряд исследователей обращают  внимание на то, что заимствования  в демократических странах часто  производятся накануне выборов,  то есть для осуществления  социально-популярных расходов. При  этом правительство предполагает, что в случае поражения отвечать  за неэффективные расходы не  придется, а бремя государственных  расходов ляжет на будущие  правительства [8, с.19]. Необходимо  отметить, что особенно трудно  впоследствии поддаются сокращению  программы социальных льгот, принятые  прежним правительством, точно также  как и введение новых налогов  или повышение существующих, поскольку  осуществлению этих мер жестко  противостоит политическая оппозиция;

9)однако  величина государственного долга  зависит не только от государственной  политики, но и от чисто социальных  изменений. Например, повышение удельного  веса лиц пожилого возраста  в структуре населения влечет  за собой рост государственных  расходов на социальное обеспечение  и здравоохранение, а повышение  удельного веса молодежи –  увеличение расходов на образование,  создание новых рабочих мест;

10)следует  отметить, что, возникнув единожды, государственный долг из-за плохого  обслуживания может и далее  увеличиваться в силу следующих  причин: при использовании привлеченных  ресурсов на текущее государственное  потребление и выплату заработной  платы. То есть, в данном случае  нет основы для возврата, поскольку  новая добавленная стоимость  не создается. Она возникает  только в том случае, если заемные  средства будут вложены в высокодоходные  инвестиционные проекты;

11)вместе  с тем, если реальные процентные  ставки по долговым обязательствам  выше среднего темпа роста  доходной базы бюджета, то для  обслуживания государственного  долга его правительство вынуждено  будет прибегнуть к новым заимствованиям.

Информация о работе Особенности финансирования и минимизации государственного долга в Республике Беларусь