Российское предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

Предпринимательская деятельность - это одна из форм участия граждан в предпринимательских отношениях. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Работа содержит 1 файл

эссе.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт  экономики и управления

Кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 
 
 
 
 
 

ЭССЕ

по дисциплине 

«Основы бизнеса»

Тема

«Российское предпринимательство» 
 
 

                                       Выполнили: студентка группы МК-415

                                       Вайслейб Я.Е. 
 

                                       Проверила:                   Шестернина М.В.

                                                       

     

                                                         (дата  и подпись)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа  2011 
 

    Предпринимательская деятельность - это одна из форм участия  граждан в предпринимательских  отношениях. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

    Становление и развитие предпринимательской  деятельности в России связано с  коренным преобразованием сложившихся  социально-экономических отношений  на пути к рынку, формированию нового элитного социального слоя – предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием. Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов.

    Краткость периода, пригодного для полевых  работ, являвшаяся следствием местоположения Древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества излишков. Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.

    Таким образом, складывался своего рода замкнутый  круг: неблагоприятные погодные условия  приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Разрыв замкнутого круга мог быть достигнут при дополнении дохода от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Таким образом, создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства в Древнерусском государстве. Одним из самых характерных городов русского предпринимательства был Новгород Великий. Торговлей и предпринимательством здесь жила большая часть населения, и предприниматель был главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды. Одной из них является былина о Садко, купце- предпринимателе, который показан как герой-богатырь, причем подвигом представлена его торговая деятельность.

    В начале 18 в. в России происходят преобразования Петра I, которые оказали серьезное  воздействие на развитие отечественного предпринимательства. Это касается в первую очередь сферы промышленного производства. В допетровскую эпоху еще не в полной мере сложились условия для инвестиций капитала в промышленность.

    19 февраля 1861 г. императорский манифест  провозгласил наступление новой эпохи в истории России. Крепостное право было отменено. Таким образом, российские крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения страны, получили, наконец, свободу и немного земли — за определенную, довольно существенную выкупную плату, рассроченную на несколько десятков лет.

    Так же, несомненно, известно в истории  российского предпринимательства  благотворительность и меценатство российского купечества. Из истории нам знакомы имена наиболее значимых предпринимателей. Савва Иванович Мамонтов - крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки, являлся основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России (от Ярославля до Архангельска и Мурманска и от Донецкого угольного бассейна до Мариуполя), основателем Мытищенского вагоностроительного завода, занимался добычей железной руды и выплавкой чугуна.

    Алексей Викулович Морозов и Савва Тимофеевич Морозов. Морозовы - одна из самых знаменитых фамилий в истории предпринимательства. От крестьянских корней они получили упорство в достижении цели и невероятную работоспособность. Саввы Морозова  сумел преодолеть консерватизм купеческой среды, в которой вырос, ее старые авторитеты и архаичные представления, религиозные и корпоративные предрассудки. Он преуспел благодаря деловому чутью и предпринимательской хватке, но главное - благодаря своему фантастическому трудолюбию.

      Имя Павла Михайловича Третьякова знакомо многим. Российский предприниматель, меценат, коллекционер, благотворитель.

    Русское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплоченностью. Купеческие ряды поддерживали друг друга, роднились между собой.

    Особый  этап русского предпринимательства  приходится на конец XIX - начало XX веков. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильной, переработки сельхозпродуктов и т. п.) к фабрикантам передовых технологий - машиностроения и металлообработки. Происходит гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Начинает преобладать акционерная форма предпринимательства.

    Новое правительство России провозгласило  решительный переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором достойное место должно принадлежать предпринимателям.

      Сейчас от предпринимателей зависит  во многом возрождение России, но для этого они должны  продолжать традиции русского  купечества и заботиться не  только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.

    На  сегодняшний день деятельность коммерческих организаций имеет также ярко выраженную социальную составляющую. Пока в зарубежной управленческой теории еще нет классического определения социальной ответственности бизнеса. Смысл данной концепции во многих случаях воспринимается очень субъективно, однако можно выделить ее основные характеристики. В отличие от юридической, социальная ответственность не предполагает жестких норм. Это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный общественный договор между предпринимателями, населением и государством, цель которого – способствовать благу всего общества. Само словосочетание «социальная ответственность» достаточно интересно. Российским законодательном (в отличие от других видов ответственности) этот термин не регулируется. Для оценки социальной ответственности корпораций за рубежом существуют специальные этические индексы. Компании включаются в них по трем основным критериям: эффективность деятельности по защите окружающей среды, качество взаимоотношений с сотрудниками и акционерами и соблюдение прав человека. Этические индексы служат ориентиром для SRI-фондов (socially responsible investments).

    В отличие от остальных, социальная ответственность  не предполагает жестких норм. Это  добровольная обязанность бизнесменов  проводить деловую политику в соответствии с потребностями общества и готовность субъектов бизнеса разделить с государством всю полноту ответственности за социально-экономическое состояние России. Единых критериев оценки социальной ответственности субъектов бизнеса в России пока нет, они могут быть различными в зависимости от ряда факторов: размера компании, вида осуществляемой деятельности, географических сегментов и т.д. Очевидно, чем выше уровень развития общества, тем строже эти критерии.

    По  моему мнению, социальная ответственность бизнеса должна начинаться с ответственного отношения к персоналу организации (создание новых рабочих мест; продвижение современных стандартов и технологий производства; утверждение принципов социального партнерства, справедливости, прозрачности в трудовых отношениях; повышение оплаты труда; рост производительности труда; развитие собственного персонала улучшение условий охраны труда и т.д). 

    Для современного российского бизнес-сообщества типичной является достаточно противоречивая модель поведения, которую с одной стороны характеризует желание дистанцироваться от решения социальных проблем общества, стремление ограничиться социальной активностью лишь в среде собственного предприятия; а с другой – растущая уверенность в том, что сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в стране диктуют необходимость реализации социальных инициатив. С исторической точки зрения, в нужное время люди нашей страны объединялись. Это ярко иллюстрируют самые известные, выигранные нами войны.

     Проблема  развития социальной ответственности бизнеса в России сегодня особенно актуальна. Это связано с тем, что у нас весьма своеобразно прошел процесс первоначального накопления капитала. Приватизация проводилась одновременно с формированием государства, когда еще не действовали законы рыночной экономики. Все это сопровождалось ростом коррупции и криминализацией общества. Следствием этого стало то, что отечественный бизнес приобрел негативный имидж как на Западе, так и в России. В результате за счет крайне низкой оценки нематериальных активов российские компании оказались недокапитализированы. К сожалению, исследований, посвященных тематике социальной ответственности бизнеса, на русском языке крайне мало. Представление о ней пока размыто и требует серьезного уточнения, недостаточно изучена и история развития социальной ответственности бизнеса в России. Не обобщен пока и накопленный российский опыт, который хотя и не афишируется, но уже есть в достаточном для анализа количестве. Бизнесмены должны сформировать свое понимание этих процессов, плюс – эмоционально к этому отнестись, и, наконец, предпринять конкретные шаги – действовать в том или ином направлении.

    Очевидно, что весьма полезным было бы изучение зарубежного опыта в этой области. Однако при этом он должен быть соотнесен с российскими реалиями. Западные экономические институты необходимо вписать в совершенно непохожие исторические и культурные условия. Можно предположить, что сложнейший процесс внедрения сможет облегчить комплексное изучение социальной ответственности бизнеса.

     

Информация о работе Российское предпринимательство