Современный предприниматель: психологический портрет

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:08, реферат

Описание работы

Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства -- одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью.
Предприниматель должен обладать следующими качествами:
завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);
организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работа

Содержание

1. Современный предприниматель: психологический портрет ………3
Литература…………………………………………………………………9
2. Интервью с владельцем компании «Автогарант» господином Рушановым Алексеем Георгиевичем…………………………………………10
3. Задача……………………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

основы бизнеса 1 вариант.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

      Cодержание 

    1.  Современный предприниматель: психологический  портрет ………3

    Литература…………………………………………………………………9

    2. Интервью с владельцем компании  «Автогарант» господином Рушановым  Алексеем Георгиевичем…………………………………………10

    3. Задача……………………………………………………………………12

 

     1.  Современный предприниматель: психологический портрет 

    Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух  предпринимательства -- одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью.

    Предприниматель должен обладать следующими качествами:

    завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);

    организатора (способность правильно оценивать  людей, заставлять их работать, координируя  их действия);

    торговца (способность вербовать людей  без принуждения, возбуждать в них  интерес к своей продукции, внушать  доверие).

    Мещанину  требуются другие качества:

    хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью;

    деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.

    Третья  составляющая капиталистического духа -- бюрократия. Черты бюрократа:

    преданность корпорации, работа ради ее прибыли -- способ личного карьерного продвижения и благополучия,

    коллективный  интерес,

    дисциплина,

    потребность в четкой инструкции,

    наличие закрепленных функций.

    Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто прежние правительства России, стремясь к тоталитаризму, боролись с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.

    В рамках социально-психологической  теории депривации (процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов  или групп) было установлено, что  выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.

    К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся:

    в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;

    в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и  готовность к социально лояльному  общению с другими людьми и  в то же время умение идти против течения;

    в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность  в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.

    Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом По исследованиям западных ученых.. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель, прежде всего, фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

    Мотивы  предпринимателей, способы  и средства достижения целей

    К открытиям большой важности можно  отнести заявление З. Фрейда о  доминирующей роли бессознательного в  человеческом поведении. Великий психоаналитик  считал, что эта область психики  заполнена вытесненными из сознания человека различного рода неудовлетворенными желаниями, в основном сексуального характера. Накапливаясь, они приобретают огромную силу и прорываются в виде агрессии, навязчивых идей, необъяснимых поступков и т.д.

    В нашей стране теория Фрейда с 30-х  гг. подвергалась резкой критике. Вплоть до 60-х гг. были прекращены переводы и публикации работ по психоанализу. Несмотря на это, в тридцатые годы в Грузии знаменитая школа психолога-экспериментатора Д. Н. Узнадзе использовала современные западные знания по психологии бессознательного для создания теории установки. Только в начале 70-х гг. эти работы были переведены на русский язык. В результате экспериментов Д. Н. Узнадзе обнаружил, что принятая двухзвенная схема (стимул-реакция), объясняющая поведение, не совсем правильна. А именно, между стимулом и реакцией находится некоторое образование, которое было названо установкой.

    Классическое  определение установки звучит следующим  образом: в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения у человека возникает установка -- состояние готовности к совершению определенного поведенческого акта. Узнадзе и его последователи считают, что при неоднократном столкновении потребности и ситуации установка фиксируется. По словам Ш. А. Надирашвили, многообразие устойчивых взаимосвязей индивида с внешним миром вставлено системой фиксированных вторичных установок, тогда как непосредственное поведение управляется динамической первичной, или актуальной, установкой. При этом все фиксированные установки находятся в области бессознательного, а актуальные -- в сознательной сфере, ибо их формирование происходит при обстоятельствах, с которыми не сталкивается прошлый опыт человека.

    Отечественные исследователи А. Д. Смирнов, В. Ф. Максимов, Д. Н. Акуленок и др. видят мотивационную  структуру предпринимателя так. Во-первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту и К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».

    Ни  в одной из вышеперечисленных  мотивационных структур не встречается  весьма актуальная для российских предпринимателей мотивация вынужденного занятия  этим видом деятельности в ущерб  своим интересам. Назовем ее вынужденной  мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления. Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вышеперечисленных мотивов, необходим соответствующий доход. В связи с этим В. С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.

    Западные, а особенно американские, теории мотивации  признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех -- это  удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:

    – простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);

    – активный поиск «того самого выигрышного  варианта» с использованием метода проб и ошибок;

    – компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;

    – получение и использование в  благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого  вида;

    – использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в  качестве товара, дающего доход.

    Добавим к этому общую точку зрения российских и американских специалистов в сфере бизнеса на мотивы.

    Мотивы:

    – желание быть хозяином своей судьбы;

    – стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;

    – желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

    Следующим элементом предпринимательской  деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности и задатки.

    Значительное  число исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству  нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие задатков -- некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В. А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.

    Люди  обладают врожденными индивидуальными  различиями в задатках. Потому у  некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей -- прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания.

 

     Литература 

    Авдеев  А.С., Рябова Е.Е. Предпринимательство в России. – М.: Манускрипт, 2000

    Яковлев М,А. Основы предпринимательской деятельности. – М.: Юристъ, 2003

    http://homeidea.ru/index.php?topic=25155.0

 

     2. Интервью с владельцем компании «Автогарант» господином Рушановым Алексеем Георгиевичем 

      Компания «Автогарант» предлагает  автоуслуги на рынке Свердловской области. Мы решили узнать об услугах и фирме подробнее.  

    
  1. Чем Вы занимались до того, как стали предпринимателем?

    -Работал  водителем  рейсового   пассажирского автобуса.

  1. Как и когда у Вас появилась возможность для занятия бизнесом?

               -Идея родилась сама собой,  я понял, что  качественное  обслуживание перевозок пассажиров  и  грузов необходимо каждому  человеку.  Переезд, перевозка   дорогих тебе вещей  всегда  большая проблема. Надо чтобы  кто-то решал эту проблему. Вот мы и решили, что это будем мы- «Автогарант».

  1. Каковы была Ваши цели и первоначальный план действий?

    -Цели? Не буду обманывать, но у какого бы бизнесмена вы не спросили, что заставило вас пойти на это? Ответ один – заработать! Просто зарабатывать можно по- разному. Я хочу  не просто,  как говориться «срубить бабло», любыми способами и методами, но и   сделать полезное дело, которое будет пусть не великим доходом, но станет постоянным, а главное  законным!

  1. Были ли у Вас партнеры? Какова их роль в организации дела?

    - Нет! Так сложилось, что главным  партнёром  и в жизни и  в бизнесе стала моя супруга.  Она поверила  в меня, поддержала, позволила заложить всё наше имущество, когда это понадобилось. В общем,   она – мой партнёр! Впускать в столь серьёзную авантюру, а на начальном этапе организации моего бизнеса, а это действительно было авантюрой, со стороны человека я бы не стал. Это не значит, что я не доверяю ни кому. Рядом со мной на протяжении многих лет есть надёжные люди,  но….

  1. Какими финансовыми средствами Вы располагали?

          - Если это можно назвать средствами! В наличии имелись два легковых  автомобиля. Воспользовался услугами  Сбербанка России. Оформил кредит. Два года выплачивал.

Информация о работе Современный предприниматель: психологический портрет