Анализ договора перевозки грузов и его правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ договора перевозки грузов и его правовое регулирование.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность понятия «обязательства перевозки» и их правовое регулирование.
2. Характеристика видов транспорта, осуществляющих перевозку груза.
3. Проанализировать договор перевозки грузов и его элементы.
4. Рассмотреть содержание договора перевозки груза.
5. Проанализировать содержания договора перевозки груза.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Общая характеристика транспортных обязательств и их правовое регулирование. Виды транспорта в РФ. 8
1.1 Общая характеристика транспортных обязательств 8
1.2 Правовое регулирование транспортных обязательств 14
1.3 Виды транспорта в РФ 17
Глава 2. Общая характеристика договора перевозки груза. Понятие и юридическая характеристика, элементы и содержание договора перевозки груза. 19
2.1. Общая характеристика договоров перевозки 19
2.2. Юридическая характеристика договора перевозки грузов 21
2.3. Элементы договора перевозки грузов 23
2.4. Содержание договора перевозки грузов 26
Заключение 34
Приложение

Работа содержит 1 файл

ГП.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

План: 
 
 

 

Введение

    Любая отрасль Российского права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву свойственно  регулирование гражданских правоотношений, то есть имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав. Всякое правоотношение возникает вследствие юридических фактов. В Гражданском Кодексе РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ч. 1 ст. 8 (далее - ГК РФ) содержится перечень юридических фактов – как оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений1.

      В свою очередь все юридические  факты можно подразделить на  правомерные и неправомерные  действия граждан и юридических  лиц, а также события. К правомерным действиям граждан можно отнести действия, направленные на возникновение, изменение, прекращение гражданского правоотношения 2.

    Договор представляет собой одно из самых  уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в  принципе, может быть удовлетворён лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны.3

    Договор - это наиболее оперативное и гибкое средство связи между производителем и потребителем, изучения потребности  и немедленного реагирования на них  со стороны производства. В силу этого именно договорно-правовая форма  способна обеспечить необходимый баланс между спросом и предложением, насытить рынок теми товарами, которыми нуждается потребитель4.

    Договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон, заключивших  его.

    Так, например, договор перевозки грузов - один из важнейших хозяйственных договоров, благодаря, которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. В силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату)5.

    Актуальность  проведения исследования на обозначенную тему, определяется, прежде всего, тем, что в процессе перехода России к рыночным условиям развития, существенными законодательным изменениям подверглось правовое регулирование отношений, связанных с перевозкой грузов.6

    Нормы о договоре перевозки грузов, включенные в разд. IV ГК РФ, подверглись изменениям с внесением некоторых дополнений. Теперь ГК РФ расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки; в ГК РФ впервые включена специальная статья об ответственности перевозчика применительно ко всем видам общественного транспорта; изменен претензионно-исковой порядок урегулирования споров, возникающих из перевозки грузов.7

    Договор перевозки грузов занимает в системе  транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым  договором, поскольку именно этот договор  выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

    Вместе  с тем, правовое регулирование в  ГК РФ отношений, связанных с перевозкой грузов в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозка, законодатель посвятил лишь 14 статей (для сравнения, гл. 30 ГК о купле-продаже насчитывает более 100 статей). Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Как известно специфика деятельности транспортных организаций в зависимости от вида транспорта существенно влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на различных видах транспорта закреплены в специальном транспортном зако-нодательстве. Это транспортное законодательство также подверглось значительным изменениям, в связи, с чем не утрачивает актуальность изучения обновленного законодательства. Этим объясняется значение и актуальность исследуемой темы. 8

    Объект исследования – общественные отношения, связанные с заключением, исполнением и прекращением договора перевозки груза.

    Предмет исследования – нормы права, регулирующие договор перевозки груза. Права и обязанности сторон.

    Цель исследования – анализ договора перевозки грузов и его правовое регулирование.

    Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать сущность понятия «обязательства перевозки» и их правовое регулирование.

    2. Характеристика видов транспорта, осуществляющих перевозку груза.

    3. Проанализировать договор перевозки грузов и его элементы.

    4. Рассмотреть содержание договора перевозки груза.

    5. Проанализировать содержания договора перевозки груза.

 

     Глава 1. Общая характеристика транспортных обязательств и их правовое регулирование. Виды транспорта в РФ.

    1.1 Общая характеристика транспортных обязательств

    Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а  также объемов и характера  перевозимых грузов). Основная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда в регулировании экономики преобладали административные начала, подавляющая часть перевозок планировалась в централизованном порядке. Именно поэтому во все транспортные уставы и кодексы включались разделы о планировании перевозок. В настоящее же время планирование перевозок, как правило, носит технико-экономический, а не административно-правовой характер.9

    По  общему правилу, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.10 Договор перевозки грузов традиционно рассматривается как реальный договор, который считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Этому моменту предшествуют взаимоотношения сторон, направленные на организацию перевозки груза. 11

    Предпосылки заключения договора грузовой перевозки  сегодня могут приобретать правовые формы:

    а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте;

    6) договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта;

      в) административно-плановых актов  в упоминавшихся особых случаях.  Кроме того, иногда все организационные  предпосылки заключения договора  перевозки груза просто содержатся  в самом договоре перевозки, имеющем консенсуальную природу.12

    Необходимой предпосылкой заключения договора перевозки  грузов является согласование заявки грузоотправителя с перевозчиком. В  заявке указываются пункт назначения, наименование и количество груза, вид  и количество транспортных средств и другие необходимые сведения. Согласование заявки по действующему законодательству не рассматривается как заключение договора перевозки, оно порождает обязательство перевозчика подать транспортные средства под погрузку и грузоотправителя — предъявить груз для перевозки, за неисполнение которых стороны несут ответственность.13

    При необходимости осуществления систематических  перевозок грузов может заключаться  договор об организации перевозок грузов. Договор об организации перевозок заключается в порядке, установленном ст. 798 ГК РФ. В соответствии с ним перевозчик обязуется в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель — предъявлять их для перевозок в обусловленном объеме. Договоры об организации перевозок получили разное наименование в транспортных уставах и кодексах (годовой договор — на автомобильном транспорте, навигационный — на внутреннем водном и др.). В нем определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.14

    Обязательство перевозчика подать транспортные средства считается надлежаще исполненным, если транспортные средства своевременно поданы в обусловленное место и в заранее определенном количестве. Транспортные средства должны быть поданы в исправном состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 2 ст. 791 ГК РФ). Различают техническую пригодность транспортного средства, т. Е. пригодность для транспортировки грузов, и коммерческую пригодность, т. е. пригодность транспортного средства для перевозки конкретного груза (отсутствие внутри него постороннего запаха, других неблагоприятных факторов; в случае необходимости — поддержание определенного температурного режима). Определение технической пригодности транспортного средства осуществляется перевозчиком, коммерческой пригодности грузоотправителем, если погрузка осуществляется им, в остальных случаях — перевозчиком. Грузоотправители вправе отказаться от транспортных средств, не пригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен них исправные, пригодные для перевозки такого груза транспортные средства. 15

    Соответственно  грузоотправитель обязан своевременно предъявить к перевозке указанные в заявке или договоре грузы. До предъявления груза для перевозки грузоотправитель обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза, а также перевозочного средства. Груз должен быть предъявлен в исправном состоянии (надлежащего качества) и при необходимости помещен в исправную тару и упаковку. В случае предъявления к перевозке тарных и штучных грузов на них должна быть нанесена маркировка, назначение которой состоит в индивидуализации груза (указывается грузополучатель, пункт назначения и т.д.), а также в предотвращении возможного его повреждения (наносятся манипуляционные знаки, указывающие на способ обращения с грузом, предупредительные надписи — например, «стекло», «не кантовать»).16

    Груз  должен быть предъявлен вместе с необходимыми документами: транспортной накладной, заполненной грузоотправителем в соответствии с правилами перевозок грузов; другими документами, предусмотренными соответствующими нормативными актами.17

    Грузоотправитель обязан предъявить груз в указанном в заявке количестве, которое определяется массой или количеством грузовых мест для тарных или штучных грузов. Груз может быть предъявлен к перевозке с объявленной ценностью, которая не должна превышать действительной стоимости груза. Практическое значение объявления ценности состоит в том, что в случае утраты или повреждения груза грузоотправитель освобождается от доказывания его стоимости. За перевозку грузов с объявленной ценностью взимается дополнительная плата.18

    Согласно пункту 1 ст. 794 ГК РФ перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки грузов в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Устав железнодорожного транспорта РФ19 и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ20 предусматривают ответственность в виде штрафов, размер которых зависит от количества непогруженных тонн груза или контейнеров.

    Законодательством устанавливаются обстоятельства, при  наличии которых перевозчик и  грузоотправитель освобождаются от такой ответственности.

    Поскольку договор перевозки груза является реальным, по стольку передача груза для перевозки служит необходимым элементом заключения такого договора. Для договора перевозки грузов характерен особый порядок оформления его заключения: согласно пункту 2 ст. 785 ГК РФ оно подтверждается составлением и выдачей отправителю груза документа о принятии груза (транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).21

    Для заключения договора применяется система  единого документа, предусмотренная  п. 2 ст. 785 ПС. Заполнение и выдача такого документа имеет важное доказательственное значение. В зависимости от вида документа, служащего оформлению перевозки, выделяются: а) система накладной, применяемой практически на всех видах транспорта; б) система коносамента и в) система чартера, применяемые обычно на морском транспорте. В ряде случаев системы могут комбинироваться.22

Информация о работе Анализ договора перевозки грузов и его правовое регулирование