Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 00:01, доклад

Описание работы

Определение понятия «авторское право» отсутствует в международных договорах. В национальном законодательстве такие определения иногда даются. Например, в действовавшем ранее Законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» установлено, что авторское право — это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие «авторское право» не определено. Тем не менее, используя общее определение понятия «интеллектуальная собственность», можно предложить следующее определение понятия «авторское право»

Работа содержит 1 файл

АВТОРСКОЕ ПРАВО.docx

— 73.60 Кб (Скачать)

 

Эволюция авторского права России

В эволюции авторского права России можно выделить имперский (1828—1917 гг.), советский (1917—1991 гг.) и современный периоды.

Имперский период. Первые положения об авторском праве в Российской империи возникли в 1828 г. В 1830 г. появилось Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, в 1845 г. — Правила о музыкальной собственности, а в 1846 г. — Положение о собственности художественной.

С 1887 г. нормы  авторского права входили в Свод законов Российской империи в  качестве приложения к ст. 420, которое  включало постановления о праве собственности наук и словесности, о праве художественной собственности, о праве музыкальной собственности.

Последний Закон Российской империи «Об  авторском праве» от 20 марта 1911 г. распространил  авторское право на географические, топографические, астрономические и иного рода карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи, драматические, музыкально-драматические и фотографические и подобные им произведения. Некоторые положения Закона не соответствовали Бернской конвенции — например, допускался свободный перевод произведений.

Советский период. После крушения Российской империи правоотношения в сфере авторского права регулировались декретами и постановлениями Совета народных комиссаров, которые ограничили права авторов. В соответствии с декретом СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» 1918 г. любое произведение могло быть признано достоянием республики. На основании декрета «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» в 1919 г. были признаны достоянием РСФСР произведения 17 русских авторов.

Закон «Об авторском праве» 1928 г. просуществовал до начала 60-х годов, когда его измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик.

После присоединения  СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции  об авторском праве в Основы гражданского законодательства СССР и гражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые несколько расширили права авторов.

Современный период. Новым этапом в развитии законодательства об авторском праве явилось вступление в силу законов Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об авторском праве и смежных правах», который был изменен и дополнен в 2004 г.

С 2008 г. правоотношения в сфере авторского права регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Субъекты авторского права

Первичными или первоначальными  субъектами авторского права являются авторы произведений литературы, науки и искусства. В отличие от раннего законодательства в ст. 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации автор произведения определен следующим образом.

Автор — это гражданин, творческим трудом которого создано произведение.

Несмотря  на кажущуюся простоту, это определение  нуждается в пояснениях.

Во-первых, первичными субъектами авторского права являются авторы произведений. Субъектами авторского права могут быть создатели иных объектов интеллектуальной собственности, поскольку заявочная документация, которую они подают в патентное ведомство для получения охранных документов (патентов, свидетельств), является объектом авторского права.

Во-вторых, при создании произведений совместным творческим трудом нескольких лиц все они признаются соавторами. Однако соавторами не могут быть лица, оказывавшие автору материальное, организационное, техническое или иное содействие или помощь, которые не имели творческого характера.

В-третьих, категория «гражданин» вместо категории  «физическое лицо», использовавшейся в раннем законодательстве, представляется более узкой, поэтому использование категории «физическое лицо» представляется предпочтительным.

Поскольку личные неимущественные права автора признаются неотчуждаемыми и непередаваемыми, то субъектами личных неимущественных прав могут быть только авторы произведений литературы, науки и искусства.

Исключительное авторское право  может принадлежать не только автору произведения, но и иным лицам — правообладателям авторского права. Причем принадлежность исключительного права тому или иному лицу устанавливается по закону или по договору.

По закону или по договору субъектами исключительного  авторского права могут быть не только авторы произведений, но и иные лица:

  • наследники авторов;
  • работодатели авторов служебных произведений;
  • издатели некоторых видов произведений;
  • правопреемники юридических лиц;
  • правообладатели объектов авторского права.

Наследники авторов — это физические или юридические лица, которые по закону или завещанию наследуют исключительные права авторов на те или иные произведения.

Работодатели авторов — это физические или юридические лица, которые оплачивают работу авторов по созданию служебных произведений.

Издатели некоторых  видов произведений — это физические или юридические лица, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы и иные периодические издания, в том числе сборники научных трудов.

Правопреемники  юридических лиц — это лица, к которым перешли исключительные права по закону, договору или в силу других юридических оснований, например при реорганизации юридических лиц.

Правообладатели объектов авторского права — любые физические и юридические лица, обладающие исключительными правами на объекты авторского права.

В Бернской конвенции сформулирован принцип презумпции обладателя авторского права, в соответствии с которым автор охраняемого произведения рассматривается таковым при отсутствии доказательства иного, если имя автора обозначено на произведении обычным образом. Признание авторства необходимо для того, чтобы автор имел право на возбуждение судебного преследования во всех странах Бернского союза в отношении любых лиц, допустивших незаконное использование его произведения.

Объекты авторского права

Объектами авторского права являются произведения литературы, науки и искусства. Перечни произведений имеются в ряде международных до говоров и в национальном законодательстве.

При рассмотрении подобных перечней объектов авторского права обычно подчеркивают, что перечень не является исчерпывающим, другими словами, считается, что к объектам авторского права могут относиться произведения, которые в этом перечне явно не представлены.

Однако  такое расширение сферы действия законодательства нельзя считать правомерным. Бернская конвенция давно содержала  довольно широкие критерии, которые  позволили включить в число объектов авторского прав не только любые произведения, но и некоторые исполнения произведений. Точно так же законодательство стран с переходной экономикой завершает перечень объектов авторского права словами «другие произведения». С этой точки зрения любой объект, который мог считаться объектом авторского права, должен пользоваться правовой охраной. Однако это далеко не так.

Например, несмотря на то что компьютерные программы в законодательстве многих стран давно охраняются как объекты авторского права, лишь в Соглашении ТРИПС и Договоре ВОИС по авторскому праву они стали признанными объектами авторского права. Другими словами, любые заявления о неисчерпывающем характере перечня объектов авторского права не имеют правовых последствий. Для того чтобы конкретный объект авторского права охранялся, он должен быть явно указан в законодательстве. В противном случае его охрана может зависеть от аргументов истца, ответчика и позиции суда.

Литературные произведения — это произведения художественного, публицистического и прикладного характера, воплощенные на материальном носителе.

Не следует считать, что литературные произведения включают только художественные литературные произведения. Понятие литературного произведения гораздо шире. К литературным произведениям относятся литературные сценарии, либретто, тексты и нотные записи, статьи в газетах и журналах, дневники, письма и т. д.

С конца  XX в. к литературным произведениям стали относить и компьютерные программы. Обычные базы данных в виде сборников также относят к литературным произведениям.

Часто к объектам авторского права  относят музыкальные, драматические и музыкально-драматические и хореографические произведения, хотя в действительности эти «произведения» являются исполнениями тех или иных произведений. Эти объекты могут считаться произведениями только в том случае, если существуют ноты (текст музыкального произведения в нотной записи); партитура (нотная запись многоголосного и музыкального исполнения для оркестра, ансамбля, хора); либретто (словесный текст музыкально-драматического исполнения — оперы, оперетты), сценарий (сюжетная схема постановки, пьесы, оперы, балета, фильма и т. д.).

 Научные произведения — письменные произведения научной, научно-популярной, учебной направленности, воплощенные на материальном носителе.

Произведения  науки упоминаются в Бернской конвенции с момента ее принятия, хотя все время были попытки исключить  их оттуда.

Обычно  под научными произведениями понимают любые оригинальные письменные произведения научного, учебного, научно-популярного, научно-художественного и прикладного характера, выраженные в научных монографиях, диссертациях, отчетах, учебниках, справочниках, статьях в научных журналах и т. д.

Научно-технические  произведения — произведения научно-технической и прикладной направленности, воплощенные на материальном носителе.

Разновидностью  научных произведений являются произведения научно-технического содержания, выраженные в книгах, брошюрах, статьях, технических руководствах, патентной документации, нормативно-технической документации, промышленных каталогах, конструкторской документации, отчетах по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам, депонированных рукописях, переводах научно-технической литературы, других опубликованных и неопубликованных научно-технических документах, в частности в заявках, подаваемых в патентные ведомства на получение охранных документов. Патентные ведомства иногда отказываются признавать заявочные материалы объектами авторского права, считая, что эти материалы формализованы. Однако даже диссертационные работы должны соответствовать некоторым формальным требованиям, но никогда никто не сомневался, что в них выражены объекты авторского права.

Произведения изобразительного искусства — это произведения живописи, графики, скульптуры, выраженные различными методами, на различных предметах или из различных материалов.

Изобразительное искусство объединяет живопись, графику, скульптуру; оно отображает действительность в наглядных и зрительно воспринимаемых образах. Произведения изобразительного искусства эстетически выражают мысли, переживания и взаимоотношения людей, воплощают те или иные идеи и представления.

Изобразительное искусство предполагает не столько  унифицированное, сколько субъективное восприятие, другими словами, одно и то же произведение может вызывать возвышенные чувства и эмоции у одних фителей и полное неприятие у других. Особенно это относится к произведениям нереалистических школ. Субъективизм в восприятии живописи, графики и скульптуры может доходить до абсурда. Примеры здесь бесчисленны.

Охрана произведений изобразительного искусства авторским  правом имеет особенности, вызванные  уникальностью каждого произведения. Для произведений искусства как ни для какого-либо другого вида произведений различие между оригиналом и копией имеет существенное значение. Уникальность художественного произведения ведет к дополнительным формам охраны прав художника, поскольку после продажи художник может больше никогда не увидеть свое творение. Кроме того, он не сможет предотвратить его использование (создание репродукций, альбомов репродукций, тиражирование в промышленности открыток, созданных на основе оригинального произведения, и т. д.). Для того чтобы хотя бы частично помочь автору, в Бернской конвенции и в национальном законодательстве некоторых стран введено право следования.

Произведения прикладного  искусства — это произведения изобразительного искусства, выраженные в товарах прикладного назначения, произведенные промышленным, ремесленным или кустарным способом.

Другими словами, прикладное искусство —  это искусство производства бытовых предметов, обладающих художественно-эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков, в качестве элементов оформления зданий и помещений, промышленной и полиграфической продукции и т. д. Поэтому иногда прикладное искусство называют декоративно-прикладным искусством.

Произведения  прикладного искусства могут  охраняться патентным законодательством  как промышленные образцы, если выполнены условия патентоспособности. При этом во многих странах установлено, что при патентной охране объект перестает охраняться авторским правом. Другие же страны допускают двойную охрану как патентным, так и авторским правом.

Произведения архитектуры — это объекты, воплощенные в зданиях, сооружениях, их комплексах, спроектированных и построенных с использованием различных методов и технологий для создания удобной среды обитания и производства.

В архитектурном произведении взаимосвязаны  функциональные (полезность), эстетические (красота) и технические (качество) функции. Нашачение архитектурного сооружения определяет его пространственную структуру, а уровень техники и технологии определяет конкретные методы его создания. Выразительными средствами являются композиция, масштаб, пропорции, пластика, фактура и цветовая гамма материалов.

Информация о работе Авторское право