Финансовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Несколько тем.

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 28.83 Кб (Скачать)
 
 

     Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

     Общая характеристика финансово-правовых норм

 

     Как и норма всякой другой отрасли, финансовое право состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут  возникать финансовые правоотношения и указывает на субъектов, то есть на участников этих правоотношений. Основа финансово- правовой нормы - диспозиция. Она содержит предписание того, как  должны поступать участники финансовых отношений, то есть определяют их права  и обязанности. Способом защиты правил, установленных нормами, служит санкция.

       Финансово правовые нормы в  зависимости от содержания могут  быть материальными или процессуальными.  Материальные финансово-правовые  нормы закрепляют виды и объем  денежных обязательств юридических  и физических лиц перед государством, определяют объем и направление  расходов государства. 

     Процессуальные  нормы финансового права устанавливают  порядок применения действий норм материального  права. Так законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую нормами права деятельность органов  государственной власти местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению  исполнению бюджетов, составлению и  утверждению отчетов об исполнении бюджетов различных уровней.

     По  характеру воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на:

  1. Обязывающие. Регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия (уплата налогов)
  2. Запрещающие. Регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность (ограничение наличности между юр лицами).
  3. Уполномочивающие. Содержат дозволения определенным органам или должностным лицам конкретизировать обязательства, содержащиеся в норме.

     В зависимости от вида регулируемых отношений  финансово-правовые нормы деляться на:

    1. Бюджетные
    2. Налоговые
    3. Финансового контроля
    4. Страховые
    5. Банковские валютные
    6. Другие

     В зависимости от вида нормативно-правового  акта, в котором содержаться финансово-правовые нормы они могут быть разделены  на:

    1. Нормы законы
    2. Нормы подзаконных актов
 
 

     Правовое  регулирование финансового контроля в РФ

     Понятие финансового контроля и его принципы

 

         Финансовый  контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных общественных органов  и организаций, иных субъектов по проверке соблюдения законности всеми  субъектами в процессе осуществления  финансовой деятельности для достижения в обществе социально значимых целей и задач.

         В зависимости от времени проведения финансового контроля он подразделяется:

      1. Предварительные (осуществляется до начала расходования подконтрольных денежных средств и материальных ценностей)
      2. Текущий (осуществляется в ходе проведения денежных операций)
      3. Последующий (проводиться после завершения финансовых операций)

     Основной  метод финансового контроля –  ревизия. Ревизия – это проверка хозяйственно-финансовой деятельности конкретного хозяйствующего субъекта с целью установления ее законности и целесообразности. На практике осуществляются ревизии нескольких видов:

    1. Документальная (проверке подлежат первичные денежные документы: счета, платежные ведомости, на ряду с обобщающими материалами: сметами. Отчетами)
    2. Фактическая (проверяются не только финансовые документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей)
    3. Полная (проверка всей деятельности субъекта)
    4. Выборочная (сосредотачивает контроль на конкретных обособленных аспектах финансово-хозяйственной деятельности).

     По  итогам ревизии составляют акт ревизии ,который подписывают руководитель ревизионной группы, руководитель проверяемой  организации и ее главный бухгалтер. В акте ревизии указываются ее цели, результаты, выявленные факты  нарушений, именуются виновные в  нарушениях, фиксируются предложения по ликвидации нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц. В случае возражений по содержанию и выводам акта руководитель проверяемой организации и главный бухгалтер приобщают их к акту ревизии. На основе акта ревизии должны приниматься меры по устранению выявленных нарушений, при чем контроль за этими действиями возлагается на руководителя организации, назначившего ревизию.

     Органы  осуществления финансового  контроля

 

     В зависимости от субъектов, осуществления  финансового контроля он подразделяется:

    1. Государственный (осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти)
      1. Общегосударственный
      2. Надведомственный
      3. Внутриведомственный
    2. Муниципальный
    3. Внутрифирменный
    4. Аудиторский

     Для усиления контроля со стороны федерального собрания РФ за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объему, структуре  и целевому назначению ФЗ от 11.01.95 года №4-ФЗ «О счетной палате» была создана  счетная палата РФ. Счетная палате РФ – это постоянно действующий  орган государственного финансового  контроля, подотчетный федеральному собранию РФ. Основные задачи счетной  палаты:

    1. Определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности
    2. Оценка обоснованности доходов и расходов статей проекта федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов
    3. Проведение экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета.
    4. Осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных банков и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. Для реализации возложенных на нее задач счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Контрольные полномочия счетной палаты распространяются:
      1. На все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды
      2. На органы местного самоуправления, предприятия и организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и объединения, вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ей, а также имеют предоставленные законодательством или федеральными органами государственной власти, налоговые, таможенные  и иные льготы и преимущества.

     Счетная палата, осуществляя контрольную  деятельность, в праве проводить  ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь при этом в оперативную  деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизии счетная палата информирует совет федерации и государственную думу. В случае выявления повторных нарушений счетная палата по согласованию с государственной думой в праве принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемой организации.

     Следующий орган контроля – Президент РФ. Контроль за финансами со стороны  президента РФ осуществляется в соответствии с конституцией РФ путем издания  указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и  освобождения от должности министра финансов РФ, представления государственной  думе кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ и  председателя счетной палаты РФ. В  соответствии с конституцией РФ, президент  страны обращается с ежегодным бюджетным  посланием к Федеральному собранию. Определенные функции финансового контроля управления президента РФ. Для определения функций администрации президента оно подчиняется непосредственно президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди функций:

    1. Контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений администрации президента, органов исполнительной власти субъекта РФ.
    2. Рассмотрение жалоб и обращений юридических лиц

     Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов организаций и предприятий представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверки, привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение президента РФ предложения по результатам проверок. Оно в праве направить предписание об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней.

Информация о работе Финансовое право