Формы юридических лиц Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:05, реферат

Описание работы

На данный момент правовая среда Республики Беларусь выработала разнообразие форм юридических лиц, ставящих основной целью их деятельности извлечение прибыли: полные и коммандитные товарищества, хозяйственные общества, унитарные предприятия и т. д. Однако в процессе деятельности той или иной коммерческой организации возможно возникновение ситуаций, когда организационно-правовая форма не соответствует требованиям законодательства либо планам учредителей. Очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда по решению учредителей или по стечению обстоятельств возникает необходимость реорганизации юридического лица.

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 25.29 Кб (Скачать)

 Реорганизация юридического  лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может  быть осуществлена по решению  его учредителей (участников) либо  органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами,  а в случаях, предусмотренных  законодательными актами, — по  решению уполномоченных государственных  органов, в том числе суда.

Выбор формы реорганизации субъекта хозяйствования зависит от преследуемой цели, будь то быстрое создание либо ликвидация юридического лица, расширение производства, разделение бизнеса и  т.д. Лишь при двух формах реорганизации - присоединении и выделении - реорганизуемые лица сохраняются и продолжают свою деятельность, новые административные разрешения получать не требуется. Представляется, что именно эти формы реорганизации  юридических лиц и являются наиболее привлекательными для бизнеса.

Реорганизация любого юридического лица связана с рядом юридических  рисков. Дело в том, что реорганизация  не единовременное явление, а сложная  юридическая процедура, которая  затрагивает права и обязанности  не только самого юридического лица, но и интересы учредителей и кредиторов.

 Во-первых, сложность реорганизации  состоит в принятии решения  о реорганизации. Наиболее просто  данный вопрос решается в унитарных  предприятиях. В силу того, что  имущество унитарного предприятия  не разделено на доли и может принадлежать только одному собственнику, принятие решения о реорганизации не может ничего затруднить, т.к. собственник унитарного предприятия принимает это решение единолично. Более сложный процесс принятия решений о реорганизации в хозяйственных товариществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью. ГК в ст. 65 предусматривает, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания. Сложность состоит в том, что в хозяйственных товариществах это решение должно приниматься по общему согласию участников (ст. 68 ГК), а в обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью такое решение должно быть принято единогласно (ст. 91 ГК). В случае отсутствия согласия среди участников или товарищей может привести к тупиковой ситуации, когда из-за несогласия одного участника решения о реорганизации не может быть принято. В случае реорганизации акционерных обществ решение принимается общим собранием акционеров (ст. 104 ГК).

 Во-вторых, риски возникают после  принятия решения о реорганизации.  Дело в том, что согласно  ст. 56 ГК на учредителях или  органе, принявшем решение о реорганизации  юридического лица, лежит обязанность  письменно уведомить об этом  кредиторов реорганизуемого юридического  лица. Закон «О хозяйственных  обществах» прямо предусматривает,  что в случае реорганизации  хозяйственных обществ, кредиторы  должны быть извещены не позднее  30 дней с даты принятия такого решения. Кредиторы, получив такое уведомление,  имеют право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. В этом случае реорганизуемая коммерческая организация может понести серьезные убытки.

 Также, стоит учитывать тот  факт, что при реорганизации согласно  п. 1.9.3. ст. 22 Налогового кодекса Республики  Беларусь исполнительный орган  юридического лица несет обязанность  известить налоговые органы о  принятии решения о реорганизации  в срок не позднее пяти рабочих  дней со дня принятия такого  решения. Следовательно, возможно  проведение налоговой проверки  в целях снятия реорганизуемого  юридического лица с учета.

при изменении учредительных документов собственнику реорганизуемого бизнеса  нужно проверить нормы, которые  регулируют:

-порядок распределения прибыли  и убытков; 

-размер уставного фонда и  долей каждого из участников (учредителей);

-порядок проведения общих собраний (вопросы уведомления участников (учредителей), формирования повестки  дня, установления различных сроков  при созыве, проведении и оформлении  результатов собрания);

-порядок принятия решения общим  собранием участников (иным высшим  органом управления), включая перечень  вопросов, решения по которым  принимаются органами управления  единогласно или квалифицированным  большинством голосов. Особое  внимание стоит уделить вопросу  назначения и досрочного прекращения  полномочий исполнительного органа;

-количество голосов, принадлежащему  каждому из участников;

-права и обязанности участников (учредителей);

-порядок предоставления информации  участникам (учредителям) о хозяйственной  деятельности юридического лица.

 

Если говорить об изменениях в составе  имущества юридических лиц, то необходимо понимать, что основным документом, который определяет конкретный перечень прав, обязанностей, имущества, переходящих  к возникающим (существующим) юридическим  лицам является передаточный акт  или разделительный баланс.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения  о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного хозяйственного общества в отношении всех его  кредиторов и должников, включая  обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются общим собранием  участников хозяйственного общества или  органом, принявшим решение о  реорганизации этого общества, и  представляются вместе с учредительными документами для государственной  регистрации возникающих юридических  лиц или изменений, вносимых в  учредительные документы существующих хозяйственных обществ.

Какой-либо обязательной формы  передаточного акта или разделительного  баланса на сегодняшний день законодательство не устанавливает. На практике разделы  данных документов обычно соответствуют  разделам бухгалтерского баланса, что  значительно упрощает их понимание  и дает повод советовать пригласить для изучения указанных документов квалифицированного бухгалтера или  аудитора.

 

Возможной гарантией соответствия бухгалтерских данных, содержащихся в разделительном балансе (передаточном акте), фактическому наличию имущества и обязательств, является обязанность реорганизуемого юридического лица провести инвентаризацию активов и обязательств. Эта обязанность установлена статьей 12 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности".

 

Зачастую реорганизация  юридического лица влечет за собой  необходимость внесения дополнительных вкладов и пересмотра размера  долей участников (учредителей).

 

Реорганизация и  ликвидация акционерного общества

Реорганизация или ликвидация акционерного общества могут быть осуществлены по решению общего собрания акционеров этого общества, а также по другим основаниям в порядке, определенном настоящим Законом и иными  законодательными актами.

При реорганизации акционерного общества в форме слияния или  разделения акции реорганизуемого  акционерного общества аннулируются в  соответствии с законодательством  о ценных бумагах.

При реорганизации акционерного общества в форме присоединения  акции присоединяемого акционерного общества аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

При реорганизации акционерного общества в форме выделения акции  реорганизуемого акционерного общества аннулируются на величину уменьшения размера его уставного фонда  в соответствии с законодательством  о ценных бумагах.

Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с  ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, хозяйственное товарищество или  в производственный кооператив, а  также в унитарное предприятие  в случае, когда в составе этого  общества остался один участник. При  реорганизации акционерного общества в форме преобразования в акционерное  общество другого вида или в иную форму коммерческой организации  акции реорганизуемого акционерного общества аннулируются в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

 

Реорганизация и  ликвидация общества с ограниченной ответственностью

 

Реорганизация или ликвидация общества с ограниченной ответственностью могут быть осуществлены добровольно  по единогласному решению участников этого общества, а также по другим основаниям и в порядке, определенных настоящим Законом и иными законодательными актами.

Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться  в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью, хозяйственное товарищество или  в производственный кооператив, а  также в унитарное предприятие  в случае, когда в составе этого  общества остался один участник.

В случае, когда число  участников общества с ограниченной ответственностью превышает пятьдесят, общество с ограниченной ответственностью подлежит реорганизации в течение  одного года, а по истечении этого  срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного предела.

При ликвидации общества с  ограниченной ответственностью оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией (ликвидатором) между его участниками в следующей очередности:

в первую очередь осуществляется выплата участникам общества с ограниченной ответственностью распределенной, но не выплаченной части прибыли;

во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью между участниками общества пропорционально  их долям в уставном фонде общества.

Если имеющегося у общества с ограниченной ответственностью имущества  недостаточно для выплаты распределенной, но не выплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном фонде общества.


Информация о работе Формы юридических лиц Республики Беларусь