Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:06, реферат

Описание работы

Деклара́ция прав челове́ка и граждани́на (фр. Déclaration des Droits de l'Homme et du Citoyen) — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным Учредительным собранием (фр. Assemblée nationale constituante) 26 августа 1789 г. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправии и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

Содержание

Введение……………………………………………………..2
Основная часть……………………………………………...2
Предпосылки………………………………………….2
Принятие и направления Декларация……...............3
Декларация и феминизм……………………………..8
Заключение………………………………………………….8
Приложение…………………………………………………9
Список использованной литературы……………………..12

Работа содержит 1 файл

Декларация прав человека и гражданина.docx

— 182.11 Кб (Скачать)

- Демократическая  и гуманистическая направленность Декларации во многом определялась атмосферой подъема и ликования, вызванной падением абсолютизма. Декларация открывалась заявлением, имевшим историческое значение:

"Люди  рождаются и остаются свободными  и равными в правах". В духе  идей Просвещения в качестве "естественных  и неотъемлемых прав человека" назывались: свобода, собственность,  безопасность и сопротивление  угнетению.

 Свобода  определялась Декларацией как  возможность делать все, что  не причиняет вреда другому. Осуществление свободы, как и других "естественных" прав человека, встречает "лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом". Декларация выделяла свободу личности, свободу слова и печати, свободу вероисповедания. Отсутствие в Декларации свободы собраний и союзов определялось враждебностью законодателей к массовым выступлениям и общенародным организациям и объяснялось доминировавшим в теории естественного права отрицательным отношением ко всякого рода союзам. По мнению Руссо, союзы ограничивают личную свободу, искажают оформление общей воли народа. Опасались также возможности возрождения цехов, сковавших в прошлом развитие промышленности и торговли.

 Принципиальное  значение имело объявление в  Декларации собственности правом "неприкосновенным и священным".

Во имя  обеспечения безопасности личности декларировался ряд прогрессивных  принципов, относящихся к уголовному праву и процессу: никто не может  подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в  случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, установленных  законом, т.е. нет преступления без  указания о том в законе; никто  не может быть наказан иначе как  в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного  до совершения преступления, т.е. закон  не имеет обратной силы; каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное.

 Обеспечение  провозглашенных "прав человека" Декларация возлагала на государство  ("государственный союз"). В  этом она следовала одной из  основных идей теории естественного  права, которая видела в государстве,  возникшем в силу "общественного  договора", инструмент защиты "неотъемлемых  прав человека". Верховная власть  в государстве объявлялась принадлежащей  нации. Никакая корпорация, ни  один индивид не могут располагать  властью, которая не исходит  явно из этого источника. Соответственно  декларировались политические права  граждан: их участие лично или через своих представителей в принятии закона, рассматривавшегося как "выражение общей воли", определении размеров и порядка взимания налогов, в контроле за их расходованием,за деятельностью должностных лиц, а также равный доступ к государственным должностям.

 Выводы  Монтескье, полагавшего, что сохранение  свобод и прав граждан во  многом достигается введением  организационно независимых друг  от друга и взаимно уравновешивающих  властей (законодательной, исполнительной, судебной), нашли свое отражение  в Декларации: "Общество, в котором  не обеспечено пользование правами  и не проведено разделение  властей, не имеет конституции". Во времена революции Декларация  звучала как утверждение справедливости, даруемой всем, но абстрактность  ее формулировок позволяла наполнить  их различным политическим содержанием.  Пришедшая к власти буржуазия  дала ей свое, по существу, общеобязательное  толкование. Вопреки Декларации  Учредительное собрание, спустя 3 месяца  после ее опубликования, приняло  декрет о введении имущественных  и иных цензов для избирателей.  Первая в истории Франции Конституция  1791 г. еще более углубила разрыв  между провозглашенными Декларацией  демократическими правами и введенным  государственно-правовым строем.

 

Декларация  и феминизм

Слово фр. Homme в названии документа может переводиться на русский язык как «человек» и как «мужчина». В 1789 году текст декларации относился исключительно к мужчинам. С самого начала это вызывало возражения со стороны феминисток. Так, в сентябре 1791 Олимпия де Гуж опубликовала пародийную «Декларацию прав женщины и гражданки». После принятия Конституции Четвёртой французской республики от 13 октября 1946 года, женщины были уравнены в правах с мужчинами, и Декларация стала пониматься как относящаяся к каждому человеку, независимо от пола.

 

Заключение

Декларация  является одной из наиболее прогрессивных. В результате анализа Декларации можно сделать следующие выводы: в первых статьях Декларации закреплены неотъемлемые права и свободы, без которых не возможно существование индивида как такового, другие статьи Декларации регламентируют социальное взаимодействие индивидов в обществе, устанавливая конструктивные правила и нормы поведения, также некоторые статьи Декларации касаются организации политической власти государства и отношения общества к ней.

 

Приложение 

Декларация включает в себя Введение и 17 статьей:

  1. №1 Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.
  2. №2 Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
  3. №3 Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.
  4. №4 Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.
  5. №5 Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.
  6. №6 Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.
  7. №7 Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.
  8. №8 Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного.
  9. №9 Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.
  10. №10 Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.
  11. №11 Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
  12. №12 Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.
  13. №13 На содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.
  14. №14 Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.
  15. №15 Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.
  16. №16 Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.
  17. №17 Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года

2. Вопросы государства и права во Французской буржуазной революции XVIII в. М..

3. Федотов К. Г. История государства и права зарубежных стран. — Л.: 1977.

4. Батыр К.И. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.// СГП, 1980, №2.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года