Гарантии избирательных прав граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

Содержание

Введение 3 стр.
1.1 Классификация гарантий 4 стр.
1.2 Гарантии избирательного права 5 стр.
2. Органы осуществляющие гарантии избирательного права:
2.1. Президент РФ 9 стр.
2.2. Прокуратура Российской Федерации 11стр.
2.3. Избирательная комиссия 11стр.
2.4 Суд РФ 14стр.
Заключение 16стр.
Список использованной литературы 17 стр.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПРАВОВЕДЕНИЕ на отправку.doc

— 105.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

«УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

 

 

 

Выполнил студент группы

 

Проверил преподаватель  .

 

 

 

 

 

 

2011 год

 

 

 

 

План

 

 

Введение                                                                                                                 3 стр.                                                                                                      

 

1.1  Классификация   гарантий                                                                               4 стр.                                                

1.2  Гарантии избирательного права                                                                                      5 стр.

2.      Органы осуществляющие гарантии избирательного права:

2.1. Президент РФ                                                                                                9 стр.

2.2. Прокуратура Российской Федерации                                                                     11стр.

2.3. Избирательная комиссия                                                                                            11стр.

2.4  Суд РФ                                                                                                                           14стр.

Заключение                                                                                                                         16стр.

Список использованной литературы                                                                        17 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.

В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие — как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи — как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако формулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43) о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гарантируется, и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан, а получить высшее образование только «каждый вправе», поскольку бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состоянии. Формулировки «охраняются государством» и «находятся под защитой закона», по существу, означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста.

Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные статьи , устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.

 

 

Классификация Гарантий

Осуществление прав и выполнение обязанностей зависит не только от самого индивида. Этот процесс контролируется и обеспечивается государством с помощью установления гарантий обеспечения прав и свобод личности, выполнения ими своих обязанностей.

Гарантии — это условия, средства и способы обеспечения и защиты прав. Обычно выделяют политические, материальные, организационные и юридические гарантии.

Под политическими гарантиями понимается стабильность политической линии государственной власти, приверженность ее праву, законности, правам и свободам человека и гражданина.

Материальные или экономические гарантии обеспечиваются характером и уровнем развития экономических отношений, всем экономическим строем. Очевидно, что экономически развитые и стабильные страны обладают значительно большими возможностями в обеспечении правопорядка, законности, создания условий безопасности общества и личности. Стабильное и богатое общество всегда безопаснее, чем общество, раздираемое экономическими и политическими кризисами. Оно в состоянии тратить больше средств не только на удовлетворение насущных потребностей населения, но и на работу правообеспечительного механизма — судов, исполнительных органов, полиции, органов следствия, надзора и др.

Организационные гарантии обеспечения конституционных прав и свобод — это прежде всего эффективное действие всех правовых механизмов (государственных и самоуправленческих органов, должностных лиц, законодательной базы). Так, реализация права человека на свободное гражданство потребовала создания целого механизма его обеспечения, предусмотренного в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» В ред. от 11 ноября 2003г.,

 

Гарантии избирательного права

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявления граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

    Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

Выборы непосредственно отражают политическую систему со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах.               Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть — быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы — это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы  в  соответствии   с   предлагаемыми   им   программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами, в развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, — это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая — распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или система относительного большинства, когда победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат). В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле — нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право — это право избирать, а пассивное — право быть избранным.

Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя, по существу, пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

1)  Президента РФ;

2)  депутатов Государственной Думы;

3)  глав администраций субъектов РФ;

4)  депутатов законодательных органов субъектов РФ;

5)  органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.

Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т. е. без регулирования со стороны субъектов Федерации. Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий).

Информация о работе Гарантии избирательных прав граждан