Государственная служба РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:20, реферат

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что на государственную службу возлагается решение ответственных задач. От профессионализма и компетентности государственного служащего зависит успех многих государственных дел. В связи с этим правовое положение государственной службы и государственного служащего в последние годы стало предметом внимания федерального законодателя, Президента Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1.Понятие государственной федеральной службы………………………………4
2.Государственные должности, их классификация………………………………8
3.Правовой статус государственного служащего РФ…………………………..12
4.Функции государственной федеральной службы…………………………….18
5.Виды государственной федеральной службы………………………………...19
6.Прохождение государственной службы……………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………...28

Список литературы…………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

   План

   Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Понятие государственной федеральной службы………………………………4
  2. Государственные должности, их классификация………………………………8
  3. Правовой статус государственного служащего РФ…………………………..12
  4. Функции государственной федеральной службы…………………………….18
  5. Виды государственной федеральной службы………………………………...19
  6. Прохождение государственной службы……………………………………….23

   Заключение…………………………………………………………………………...28

   Список  литературы…………………………………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Конституция Российской Федерации (п. «т» ст.71) устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, тем самым определяя, что  государственной службой в субъектах РФ ведают они сами.

   Статья 4 Федерального Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», которая называется «Законодательство Российской Федерации о государственной службе», в пункте 1 определяет следующие составляющие данного законодательства: Конституция Российской Федерации,  Федеральные законы и иные нормативные  правовые акты  Российской Федерации, а так же конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Таким образом, законодательно определена двухуровневая система нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы; один уровень – федеральный, а другой –  уровень субъектов Федерации.

   Актуальность  работы заключается в том, что  на государственную службу возлагается  решение ответственных задач. От профессионализма и компетентности государственного служащего зависит успех многих государственных дел. В связи с этим правовое положение государственной службы и государственного служащего в последние годы стало предметом внимания федерального законодателя, Президента Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Понятие государственной федеральной службы

   В 90-е годы XX в. в России в принятых нормативных правовых документах сформировалось современное понимание сущности государственной службы и системы государственной службы.

   В советское время, к государственным служащим практически относились все те служащие, которые занимали должности в государственных предприятиях, учреждениях и организациях, в том числе и в органах государственной власти и управления, и получали заработную плату из государственного бюджета.

   Подобное  понимание государственных служащих имеет место в настоящее время  и в ряде зарубежных стран, например, во Франции, Великобритании, Канаде и  других. При этом в разных странах  используются различные термины - «государственная служба» (state servis), «публичная служба» (public servis), «гражданская служба» (civil servis), далеко не совпадающие по своему содержанию.

   Государственная служба понимается в широком и  узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле — это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

   Утвержденное  Указом Президента РФ в декабре 1993 г. Положение о федеральной государственной службе и принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» стали первыми основополагающими актами в правовой базе, регламентирующей эту сферу отношений.

   Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению  исполнения полномочий государственных  органов. К государственным служащим относятся не все лица, занимающие государственные должности, а только те из них, которые занимают должности категории «Б» (учрежденные для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих категории «А») и госдолжности категории «В» (учреждаемые госорганами для исполнения и обеспечения их полномочий).

   Очень важно иметь в виду, что лица, занимающие должности категории «А», не относятся к государственным служащим Российской Федерации, Кто же это конкретно? Перечень должностей категории «А» определяется в статье 1 данного Федерального закона - это «должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов». Далее в данной статье Федерального закона приводится не исчерпывающий перечень этих должностей - Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие.

   Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

   Следует обратить внимание на то, что формула  «обеспечение исполнения полномочий» (Российской Федерации, т.е. государства, федеральных государственных органов, субъектов Федерации и их государственных  органов) обозначает конкретное содержание самой государственной службы как вида управленческой деятельности, включающей в себя организацию исполнения, само исполнение, контроль и надзор и другие функции.

   Что касается лиц, непосредственно исполняющих  полномочия государственных органов, то они осуществляют такой вид государственно-властных полномочий, который федеральным законом квалифицируется как не относящийся к государственно-служебной деятельности и, следовательно, не включенный в состав государственной службы. Таким образом, государственно-политическая деятельность по непосредственному исполнению полномочий государственных органов (как федеральных так и региональных) лежит за пределами государственной службы.

   Особенности понятия государственной службы, вытекающие из Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», таковы:

   - во-первых, это деятельность государственно-значимого  характера, а именно государственная  деятельность;

   - во-вторых, она лишь часть государственной  деятельности, а именно в той ее мере, в которой она обеспечивает исполнение полномочий государственно-властного характера, присущих Российской Федерации (составным частям государства), а также лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и ее субъектов;

   - в-третьих, это деятельность профессионального  характера, отвечающая специальным  требованиям, предъявляемым к  ее субъектам, в качестве которых  выступают государственные служащие.

   Характеризуя  государственную службу, важно понимать, что это служба не конкретным «государственным органам» или «должностным лицам», а служба государству, государственным и общественным интересам. Это профессиональная деятельность по выполнению государственных задач и функций, осуществляемая лицами, которые находятся на штатных государственных должностях в государственных органах. При этом их деятельность оплачивается из государственного бюджета - федерального или субъекта РФ. Иначе говоря, не являются госслужащими лица, привлекаемые к обеспечению исполнения тех или иных государственных полномочий на «общественных началах» или с оплатой за счет каких-либо негосударственных средств - фирм, фондов, корпораций и других тому подобных спонсоров.

   В то же время следует учитывать, что  отнюдь не все должности, включаемые в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются государственными должностями государственной службы. Не являются таковыми, например, должности младшего обслуживающего персонала (водители, вахтеры, гардеробщицы, уборщицы и т.п.). Лица, занимающие эти должности, не относятся к категории государственных служащих, хотя они и числятся в штатных расписаниях тех или иных органов власти и управления.

   Не  является государственной службой  профессиональная деятельность на госпредприятиях, не имеющих властных функций. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным. С другой стороны, государственная служба осуществляется не только в аппаратах органов представительной и исполнительной власти, в судебных и правоохранительных органах, вооруженных силах, но и в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе. Например, в Федеральном законе «О естественных монополиях» указывается, что в сферах деятельности субъектов естественных монополий - транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии и т.д. - образуются органы регулирования (ст. 4). В ст. 9 данного Закона прямо указывается, что на работников этих органов распространяется правовой статус государственного служащего. Хотя, конечно, следует иметь в виду и то, что распространение статуса госслужащего на ту или иную категорию работников отнюдь не равнозначно отнесению их к категории государственных служащих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Государственные должности, их классификация

   В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном  порядке первичная структурная единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта организационно-правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.

   В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. «Об  основах государственной службы Российской Федерации» дано понятие  государственной должности в современном ее значении. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

   Государственные должности, включенные в Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие  и младшие.

   Применительно к группам государственных должностей государственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим высших государственных должностей; государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим главных должностей; советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим старших должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса; референт государственной службы 1, 2 и 3 класса — государственным служащим младших должностей.

   Специализация предусматривает наличие у государственного служащего соответствующего профессионального  образования для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы. Она устанавливается в зависимости от функциональных обязанностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

         Квалификационные  требования к служащим, замещающим государственные должности государственной  службы, включают следующее.

         Во-первых, требования к уровню профессионального образования  с учетом группы и специализации  должностей. Например, гражданам, претендующим на высшие и главные государственные должности государственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы.

         Во-вторых, для лиц, замещающих государственные должности  федеральной государственной службы или претендующих на их замещение, в  целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются также в зависимости от группы должностей. Например, для замещения ведущих государственных должностей требуется иметь стаж государственной службы на должностях, отнесенных к старшим государственным должностям, не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет и профессиональные качества руководителя, необходимые для исполнения соответствующих должностных обязанностей.

Информация о работе Государственная служба РФ