Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучения финансовой категории, как государственный кредит.

Исходя из цели определены задачи: рассмотреть сущность и значение государственного кредита.

Содержание

1. Введение

2. Сущность, значение и формы государственного кредита

3. Функции Государственного кредита.

4. Международный кредит

5. Государственный долг

6. Управление государственным кредитом

7. Пути преодоления Государственного долга.

8. Развитие госкредита и госдолга в России
9. Заключение

10. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Государственный кредит.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССЕОНАЛЬГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Челябинский  Юридический Техникум» 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Тема: «Государственный кредит» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:

                    Ишбулатова  Д. А.

                    Группа: П– 33

                    Проверила:

                    Плеханова В.В. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Введение

2. Сущность, значение и формы государственного кредита

3. Функции Государственного кредита.

4. Международный кредит

5. Государственный долг

6. Управление  государственным кредитом

7. Пути  преодоления Государственного долга.

8. Развитие госкредита и госдолга в России

9. Заключение

10. Список  литературы

 

1. Введение 

     Важную  роль в системе государственных  финансов играет государственный и муниципальный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом.

     Государственный кредит выражает совокупность кредитных  отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

     По  своему целевому назначению, госкредит  является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и  звеном государственной финансовой системы. Государственный кредит является одной из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.

     Государственный кредит – во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет свои источники доходов.

     Существование государственного кредита помогает государству регулировать растущие потребности общественные потребности и ограниченностью бюджетных средств. В условиях рынка неизбежно растут расходы, и посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

     Принимая  во внимание сложившиеся экономическую ситуацию в России, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономики, а также то, каким является положение страны на мировом рынке.

     Целью данной курсовой работы является изучения финансовой категории, как государственный  кредит.

     Исходя  из цели определены задачи: рассмотреть  сущность и значение государственного кредита.

 

2. Сущность, значение и формы государственного  кредита

 

     Основным назначением государственного кредита является мобилизация денежных средств (ссудный капитал) для формирования государственных расходов, особенно когда государственный бюджет является дефицитным. Для кредиторов государственный кредит является формой сбережения или инвестирования средств в ценные бумаги, которые дает им дополнительный гарантированный доход.

     Государство выступает заемщиком в лице его  органов (Министерство финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для  заемщика такая форма кредита  позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для неиинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.

     В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения  временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, то есть происходит отвлечение средств из денежного оборота  на заранее оговоренный срок. Слишком большой государственный долг вместе с тем может привести к тому, что это может отрицательно сказаться на состоянии финансов государства.

     Денежные  средства, поступающие от выпуска  местных облигаций, обычно зачисляются  во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо проекта муниципальный орган может выделить часть средств из местного бюджета, взять банковский кредит (что не всегда является выгодным) либо использовать внебюджетные средства, полученные от выпуска местных облигаций.

     Для кредиторов государственный кредит – форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства.

     Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; и другое.

    В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором – местные органы власти (Совет депутатов). В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

      В отличие от двух первых видов кредитных (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат.

     Однако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

       Децентрализованные займы проводятся  для частного покрытия расходов  местного бюджета, а целевые  займы – для финансирования  конкретных проектов, связанных  с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. Местные органы власти могут осуществлять мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и другое. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.

     По  месту получения кредита государственный  кредит подразделяется на внутренние и внешние займы. В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы  и сроки государственного кредита.

     В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают: государственные облигационные и безоблигационные займы.

     Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит  из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита. Следует отметить, что в условиях переходного периода государственный кредит должен использоваться не только в качестве источника привлечения финансовых ресурсов, но и эффективного инструмента централизованного кредитного регулирования экономики.

       Как один из видов кредита  государственный кредит имеет  ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов:

  1. добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов.
  2. если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно лишь в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

      

     Особенности государственного кредита.                                                                                                                                      

  1. Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незаверщенное производство (хотя возможно и предоставление банковского кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
  2. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
  3. Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать тридцать лет.

     Социальная сторона государственного кредита связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы; функция учета и контроля проявляется в целевом и рациональном использовании средств, привлекаемых и выдаваемых государством.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита. В качестве звена финансовой он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть бюджета и внебюджетных фондов.

     Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, то есть это делает его элементов финансов. 
 

3. Функции Государственного кредита 

  Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции:

  1.Распределительную

  2. Регулирующую

  3. Контрольную.

      1) Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Информация о работе Государственный кредит