Государственный надзор за страховой деятельностью

Автор: s**********@rambler.ru, 25 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование видов государственного надзора за страховой деятельностью, раскрытие функций и задач данного надзора.
Страховое право представляет собой совокупность норм, регулирующих страховые отношения.

В государственном праве закреплены базовые принципы и нормы, имеющие ведущее значение. К разряду таких правовых документов относится закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"1 (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. Виды, условия и порядок проведения обязательного, социального, государственного пенсионного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Так, государственное социальное страхование регулируется законом Российской Федерации "Об основах обязательного социального страхования" от 16.06.1999 г. № 165- ФЗ2.

Содержание

Содержание.
Введение. - 3 -
Понятие страхования и страховой деятельности. - 5 -
Виды страхования - 5 -
Понятие государственного надзора за страховой деятельностью. - 7 -
Государственный надзор за страховой деятельностью. - 13 -
Контроль за соблюдением страхового законодательства. - 23 -
Нормативные документы, регулирующие страховую деятельность. - 27 -
Заключение - 29 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 30 -

Работа содержит 1 файл

Государственный надзор За страховой деятельностью.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

       - форма N 4 - отчет о движении  денежных средств страховой организации; 

       - форма N 5 - приложения к бухгалтерскому  балансу страховой организации; 

       - форма N 6 - отчет о платежеспособности страховой организации.

       Объем представляемой по вышеуказанным формам отчетности определен Инструкцией, являющейся Приложением N 5 к Приказу  Минфина РФ от 8 декабря 2003 г. N 113н.

       Кроме представления указанных форм отчетности страховые организации обязаны в соответствии со ст. 29 Закона о страховом деле ежегодно публиковать свои бухгалтерские отчеты в средствах массовой информации, но только после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.

       3. Обеспечение финансовой устойчивости  и платежеспособности страховщиков. Процедура обеспечения финансовой  устойчивости страховщиков представляет  собой постоянный непрерывный  процесс создания и поддержания  на определенном уровне необходимого  денежного фонда, имеющего несколько источников формирования. Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются:

       - экономически обоснованные страховые  тарифы;

       - страховые резервы, достаточные  для исполнения обязательств  по договорам страхования, сострахования, перестрахования и взаимного страхования;

       - собственные средства;

       - перестрахование. 

       Контрольные функции органа страхового надзора  за соблюдением страховщиками своей  финансовой устойчивости заключаются  в удостоверении факта того, что  финансовые показатели субъекта страхового дела соответствуют необходимым нормативным требованиям, установленным органом страхового надзора по тем или иным показателям. Осуществляется данный контроль путем проведения соответствующего экономического анализа финансового положения субъекта страхового дела на основе финансовой отчетности, предоставляемой в орган страхового надзора.

       Что касается других условий обеспечения  финансовой устойчивости страховщика, они прямо предусмотрены ст. 25 Закона о страховом деле21. В частности, страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности. Структура страховых резервов и методы их расчета установлены Приказом Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н22. Данная структура такова:

       - резерв незаработанной премии (РНП);

       - резерв убытков, в том числе: 

       а) резерв заявленных, но неурегулированных  убытков (РЗУ);

       б) резерв произошедших, но не заявленных убытков (ПУРН);

       - стабилизационный резерв (СР);

       - резерв выравнивания убытков  по обязательному страхованию  гражданской ответственности владельцев  транспортных средств (РВУ);

       - резерв для компенсации расходов  на осуществление страховых выплат  по обязательному страхованию  гражданской ответственности владельцев транспортных средств в последующие годы (стабилизационный резерв);

       - иные страховые резервы. 

       Собственные средства страховщиков включают:

       - уставный капитал; 

       - резервный капитал; 

       - добавочный капитал; 

       - нераспределенную прибыль (п. 2 ст. 25 Закона о страховом деле)23.

       Размер  уставного капитала страховщика  должен быть полностью оплачен в  размере не ниже минимального размера, который определяется умножением 30 млн. руб. на соответствующий объекту  страхования коэффициент (п. 3 ст. 25 Закона о страховом деле).

       В процессе осуществления контроля в  необходимых случаях для уточнения  финансовых показателей орган страхового надзора может направить к  субъекту страхового дела своего представителя  для выяснения причин выявленных недостатков и разработки мер по их устранению. Согласно Закону о страховом деле, "выдачу в течение 30 дней, в предусмотренных настоящим Законом случаях, разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями".

       Указанные методы осуществления контроля со стороны  органа страхового надзора корреспондируют  с обязанностями, возложенными законодателем  на страховые организации. Это следующие обязанности:

       - представлять установленную отчетность  о своей деятельности, а также  информацию о своем финансовом  положении; 

       - соблюдать требования страхового  законодательства и исполнять  предписания органа страхового  надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

       - представлять по запросам органа  страхового надзора информацию, необходимую для осуществления  им страхового надзора (за исключением  информации, составляющей банковскую  тайну) (п. 5 ст. 30 Закона о страховом деле24).

       Нормативные документы, регулирующие страховую деятельность.

       В системе законодательства, регулирующего деятельность страховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, изданные органом страхового надзора в пределах своей компетенции. В их числе:

  • Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации,
  • Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, на территории Российской Федерации;
  • Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни;
  • Правила размещения страховых резервов;
  • Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденное приказом Минфина России от 2 ноября 2001 г25., и др.

 

        Заключение

 

       Сегодня общее  законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, независимо от вида предпринимательской деятельности, рода занятий. К ним относятся, например, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие законы. Этими правовыми актами устанавливаются организационно-правовые формы и определяется порядок создания предприятий, в том числе и страховых.

       Законодательством регулируются договорные правоотношения, отношения предприятий между  собою и государством, что особенно важно в области налогообложения, и т. д. Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирования специального законодательства и принятия на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам хозяйствования в сфере страхования.

       Изучив  данный материал и оценивая обстановку в современном мире сегодня, хочется отметить, что тема страхования очень актуальна, в силу того что мы живем в век развития технологий. Каждый день новости пестрят событиями о стихийных бедствиях, ураганах, наводнениях, землетрясениях. Через страхование мы хоть как то можем возместить свои расходы и ущерб причиненный нам стихией или каким либо другим источником опасности, но соответственно чтобы все было по честному данная сфера требует жесткого государственного контроля, во избежание обмана на с вами дорогие граждане. 
 
 
 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники, учебные пособия.

  1. Смирнова М.Б. Страховое право. Учебное пособие - Москва: Юстицинформ, 2007.- 320 с.
  2. Архипов А.П., Гомелля В.Б. Основы страхового дела. М., 2002. С. 101.
  3. Финансовое право: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - 727 с.
  4. Страховое право. Учебный курс (учебно-методический комплекс) 2010г. Московский институт экономики, менеджмента и права Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП.
 

Нормативно-правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Закон  РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 23.12.2003) "О  медицинском страховании граждан в Российской Федерации"

3. Федеральный  закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) "Об основах обязательного  социального страхования"

4.. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 19.10.2011)

5. Приказ  Минфина РФ от 2 ноября 2001 г. N 90н  "Об утверждении Положения  о порядке расчета страховщиками  нормативного соотношения активов  и принятых ими страховых обязательств" (с изменениями и дополнениями)

6. Приказ  Минфина РФ от 11.06.2002 N 51н (ред. от 21.02.2011) "Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.07.2002 N 3584)

7. Приказ  Минфина РФ от 13.11.2006 N 145н "О  внесении изменений в Приказ  Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 113н" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.12.2006 N 8590) 

Электронные источники.

1. http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/doc_19012011171716.html сайт Федеральной службы страхового надзора 

Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью