Государство как субъект гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении и раскрытии особенностей правового положения РФ как участника гражданских правоотношений по современному российскому законодательству и выведении самой распространенной позиции по существующим проблемам. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи: рассмотреть порядок участия государства в гражданских правоотношениях на современном этапе, определить правоспособность Российской Федерации, проанализировать ответственность государственно-правовых образований. При изучении общественных отношений, в которых участвует государство, как объекта исследования и Российской Федерации как предмета исследования мною были применены следующие методы: сравнительно-правовой (сравнение действующего законодательства регламентирующего деятельность государства в сфере гражданских правоотношений), исторический (изучение правосубъектности государственных образований с опорой на теорию советского периода),

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и виды публичных образований. Правовое положение и
правовой режим деятельности Российской Федерации
1.1. Понятие публичных образований................................................................................5
1.2. Виды публичных образований.....................................................................................8
1.3. Правовое положение государства. Общие начала выступления
в гражданском обороте...........................................................................................................9
1.4. Правовой режим деятельности Российской Федерации.........................................12
Глава 2. Участие государства в гражданских правоотношениях
2.1. Правоспособность государства...............................................................15
2.2. Формы участия государства в гражданских правоотношениях.............16
2.3. Виды гражданских отношений, в которых
участвует Российская Федерация.…………………………….........................18
Глава 3. Ответственность государства……………………………………………....26
Заключение…………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………................36

Работа содержит 1 файл

ГП.Курсовая.Государство как субъект гражданского права.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Московская финансово-юридическая академия

Кировский филиал 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по гражданскому праву

на тему

«Государство как субъект гражданского права» 
 
 
 
 

      Выполнила:

      Вылегжанина М.Д.

      Группа ЮД-31

      Проверил:

                              Верхорубов И.Н. 
                     
                     
                     
                     

Киров

2010 
 

Оглавление: 

Введение…………………………………………………………………………......3

Глава 1. Понятие и виды публичных образований. Правовое положение и

правовой режим деятельности Российской Федерации

1.1.  Понятие публичных образований................................................................................5

1.2.  Виды публичных образований.....................................................................................8

1.3. Правовое положение государства. Общие начала выступления

в гражданском обороте...........................................................................................................9

1.4. Правовой режим деятельности Российской Федерации.........................................12

Глава 2. Участие государства в гражданских правоотношениях

2.1. Правоспособность государства...............................................................15

2.2. Формы участия государства в гражданских правоотношениях.............16

2.3. Виды гражданских отношений, в которых

участвует Российская Федерация.…………………………….........................18

Глава 3. Ответственность государства……………………………………………....26

Заключение…………………………………………………………………………..34

Список использованной литературы………………………………………................36 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы курсовой работы. Реформирование государственности и правовой системы России, производимое в течение последних двух десятилетий, привело к возникновению нового конституционного строя российского государства и кардинальным образом изменило его сущность. Конституция РФ предусматривает, что Россия является федеративным социальным демократическим правовым государством, обязанным защищать права и свободы человека и гражданина. Изменение конституционно-правового статуса Российской Федерации на современном этапе развития обусловливает необходимость нового подхода к его участию в гражданском обороте и к определению гражданской правосубъектности по сравнению с существовавшим в советском гражданском праве, требует переосмысления прежних ценностей и установок. В настоящее время возникли принципиально новые точки зрения на понимание традиционных правовых институтов и трактовку их сущности.  
Действующий ГК впервые назвал Российскую Федерацию в числе субъектов гражданского права. При этом вопросы участия указанных субъектов в имущественных отношениях, являющихся предметом регулирования гражданского права, недостаточно четко регламентированы в ГК, что обусловливает необходимость их тщательного рассмотрения и теоретической разработки. Следует отметить, что вопросы форм и способов участия государства в гражданских правоотношениях достаточно много рассматривались в советской цивилистике. Однако выводы советских ученых, были сделаны на основе принципиально иных положений законодательства и, хотя и сохраняют, в целом, определенное значение, в настоящее время требуют переосмысления с учетом новых представлений о сущности государства. Несмотря на всю очевидность существующих проблем правового регулирования гражданско-правовых отношений с участием государства, и специфики правового положения государства как субъекта гражданского права, нельзя сказать, что в трудах современных ученых-правоведов они получили необходимое отражение. Можно отметить лишь нескольких авторов, которые, так или иначе, анализировали указанные проблемы в своих работах. Это О.Г.Барткова, Е.В.Васильева, В.Г.Голубцов, М.В.Жабреев, А.В.Костин, Д.В.Пятков. Публикации же других юристов по вопросам особенностей гражданской правосубъектности государства не носят глубокого исследовательского характера и могут быть отнесены лишь к разряду комментариев действующего законодательства. Отдельные аспекты данной темы, получив определенное освещение в работах ряда авторов, нуждаются в дальнейшем углубленном исследовании.

     Цель  исследования заключается в выявлении и раскрытии особенностей правового положения РФ как участника гражданских правоотношений по современному российскому законодательству и выведении самой распространенной позиции  по существующим проблемам. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи: рассмотреть порядок участия государства в гражданских правоотношениях на современном этапе, определить правоспособность Российской Федерации, проанализировать ответственность государственно-правовых образований. При изучении общественных отношений, в которых участвует государство, как объекта исследования и Российской Федерации как предмета исследования мною были применены следующие методы: сравнительно-правовой (сравнение действующего законодательства регламентирующего деятельность государства в сфере гражданских правоотношений), исторический (изучение правосубъектности государственных образований с опорой на теорию советского периода), логический (последовательное рассмотрение различных тезисов и проработка причинно-следственной связи между элементами), метод анализа, синтеза (изучение явлений в отдельности и выведение общего умозаключения на основании полученных выводов),  и другие. 

     Понятие и виды публичных образований. Правовое положение и

правовой режим деятельности Российской Федерации 

     Понятие публичных образований. Наряду с физическими и юридическими лицами, самостоятельными участниками гражданского оборота признаются Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования (абз. 2 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 124 ГК).

     В научной литературе распространено мнение, согласно которому РФ, ее субъекты и муниципальные образования являются особыми субъектами (лицами) гражданского права1. Соглашаясь в целом  с подобной позицией, нельзя не отметить, что сам по себе термин «особые субъекты» (особого рода — sui generis) не совсем удачен. Объясняется это тем, что он не позволяет отразить сущность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований (разумеется, с гражданско-правовой точки зрения) и их отличия от иных участников гражданских правоотношений. Поэтому более предпочтительным представляется термин «публичные образования», отражающий следующие особенности указанных выше субъектов.

     Во-первых, делается акцент на том, что Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования являются коллективными и, в противовес физическим лицам, «искусственно» созданными субъектами.

     Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в качестве участников гражданских отношений юридические лица и публичные образования относятся к одной родовой группе, что позволяет, в частности, применять к порядку участия публичных образований в гражданском обороте, например, правила о волеобразовании и волеизъявлении юридических лиц. Другое дело, что принадлежность к общему роду не отменяет видовых различий содержательного и формального характера. Например, цели участия в гражданских правоотношениях юридических лиц отличны от целей участия публичных образований. Юридическим лицом является лишь тот субъект, который признается таковым гражданским законодательством, т.е. создан в соответствующей организационно-правовой форме и надлежащим образом зарегистрирован. Однако ничего подобного в отношении публичных образований законом не установлено2.

     Во-вторых, подчеркивается специфика природы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований именно как субъектов права вообще — носителей публичной власти.

     Публичная власть, будучи средством организации и регулирования взаимоотношений между людьми; характеризуется способностью упорядочивать отношения внутри общества как целого, объединенного единой территорией. Ввиду этого неотъемлемыми признаками публичной власти признаются ее верховенство и независимость, от какой бы то ни было иной внутренней социальной власти в конкретной общественной иерархии» а также любой внешней власти. Иначе говоря, веления публичной власти, являющейся разновидностью социальной власти3, в силу присущего ей суверенного характера (в котором и воплощаются признаки верховенства и независимости) приобретают для всех и каждого общеобязательный характер. В свою очередь, указанная обязательность подкреплена принуждением, реализуемым посредством специального аппарата, т. е. различных институтов власти.

     Следовательно, исключительно носители публичной власти, выступая во всех внутренних и внешних общественных отношениях от имени социума, могут издавать властные общеобязательные предписания правового характера, регулирующие ту или иную общественную сферу (например, имущественный оборот).

     Вместе с тем преследуемые публичной властью цели упорядочения и стабилизации общественных отношений обуславливают функциональную направленность деятельности носителей публичной власти и, как следствие, характер и содержание их властных предписаний. Указанная деятельность должна быть направлена исключительно на реализацию общесоциальных задач экономического, политического, культурного и иного характера.

     Таким образом, особенность публичных образований как субъектов гражданского права обусловлена, во-первых, специфичным способом организации их существования (коллективные субъекты), и, во-вторых, функциональной направленностью их деятельности (участие в гражданском обороте постольку, поскольку это необходимо для реализации задач публичной власти). Этим публичные образования отличаются от действующих в целях удовлетворения собственных интересов физических лиц — субъектов гражданского права — в силу самого факта рождения, и юридических лиц, возникающих в результате специальной регистрации. В настоящее время эти отличия признаны и Конституционным Судом РФ, по мнению которого специфика публичных образований как субъектов гражданского права в основном проистекает из особой организации институтов публичной власти4.

     Иначе говоря, публичными образованиями как участниками гражданского оборота признаются коллективные субъекты, приобретающие гражданские права и несущие гражданские обязанности постольку, поскольку это необходимо в целях реализации задач публичной власти.

     Виды публичных образований. Обобщающий термин «публичные образования», вполне приемлемый для гражданско-правового регулирования, не отменяет множественности видов публичных образований. Так, самостоятельными видами публичных образований признаются:

  1. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1 Конституции РФ);
  2. субъекты Федерации, хотя и входящие в состав последней, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п. 1 ст. 65 Конституции РФ);
  3. муниципальные образования — городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения (п. 1 ст. 131 Конституции РФ; п. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ). 

     Из этого следует, что Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования самостоятельно и наравне выступают в гражданском обороте (разумеется, в рамках своей компетенции). Поэтому в литературе высказано обоснованное мнение о том, что встречающийся в ГК и иных законах термин «государство» всегда обозначает вполне конкретное публичное образование (Российскую Федерацию, ее субъектов или даже муниципальное образование), поскольку государства вообще, без его привязки к тому или иному публичному образованию, не существует5. Другим подходом можно считать, что под словом "государство" следует понимать не любое публичное образование, а совершенно конкретное - Российскую Федерацию, если следовать смыслу Конституции РФ. Этого подхода я и буду придерживаться в своей работе.

Информация о работе Государство как субъект гражданского права