Экономический анализ гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:56, контрольная работа

Описание работы

Если обратиться к английскому слову «трансакция» (transaction), то в нем можно выделить две составные части. «Транс» (trans) в данном контексте означает «между», «акция» (action) – «действие». Это означает, что ближе всего по смыслу к данному иностранному термину находится русское слово «взаимодействие». Ключевым в данном случае является отличие трансакции от более широкого понятия – «операция». Операция может совершаться субъектом без прямого контакта с кем-либо (например, рабочий на конвейере закручивает гайку).

Работа содержит 1 файл

кр эагп.docx

— 31.86 Кб (Скачать)

Понятие «трансакция»

Если обратиться к английскому слову «трансакция» (transaction), то в нем можно выделить две составные части. «Транс» (trans) в данном контексте означает «между», «акция» (action) – «действие». Это означает, что ближе всего по смыслу к данному иностранному термину находится русское слово «взаимодействие». Ключевым в данном случае является отличие трансакции от более широкого понятия – «операция». Операция может совершаться субъектом без прямого контакта с кем-либо (например, рабочий на конвейере закручивает гайку). Трансакция, напротив, совершается «коллективно» (операционист банка принимает поручение клиента). Таким образом, трансакция – любая операция (действие, акт) субъекта экономики, в котором участвует хотя бы один контрагент. 

В соответствии с нашим  определением, трансакции могут быть как «внутрифирменные» (в роли «контрагентов» выступают коллеги – сотрудники одной и той же фирмы), так и «рыночные» (в этом случае взаимодействуют сторонние партнеры). Примеры трансакций многообразны: от издания приказа и отпуска материалов со склада до подписания контракта и отправки партии товара клиенту.

Механизмы координации  деятельности и основные типы трансакционных издержек

Трансакционные  издержки – это издержки, возникающие при осуществлении трансакций. Они складываются из затрат  ресурсов и затрат времени на совершение сделки, а также из потерь, возникающих вследствие того, что был заключен неполный или неэффективный контракт.

Кеннет Эрроу: трансакционные издержки -   это издержки эксплуатации экономических систем. Трансакционные издержки как трение в экономике.

Механизмы координации  деятельности людей:

  • Рынок - множество симметричных избирательных обменов, пропорции в которых регулируются механизмом цен;
  • фирма (организация, иерархия) - множество асимметричных неизбирательных обменов, в которых координация деятельности индивидов осуществляется посредством команд;
  • государство - .

Все механизмы координации деятельности представляют собой второй оптимум (second best).

 

Типы трансакционных издержек

  • Внешние (рыночные) трансакционные издержки

Первое исследование проблемы рыночных трансакционных издержек было осуществлено Р. Коузом в 1937 году. Развивая свою идею в более поздней работе 1960 года, он пишет, что издержки «использования рыночного механизма» проистекают из необходимости «выяснить, с кем можно совершить сделку, выйти к контрагенту со своими предложениями, провести переговоры, составить контракт, убедиться в том, что его условия приемлемы» и т.д. Рыночные издержки состоят из затрат на проведение переговоров и поиск информации.

Классифицировать рыночные издержки можно следующим образом: 

• расходы на подготовку контракта (поиск информации); 

• расходы на заключение контракта (переговоры и принятие решений); 

• расходы на мониторинг и отстаивание своих интересов. 

  • Внутренние (управленческие) трансакционные издержки

Данный вид издержек связан с выполнением заключенных фирмой трудовых контрактов. Для простоты предположим, что сами трудовые соглашения уже заключены, и теперь необходимо обеспечить их успешную реализацию (расходы, связанные непосредственно с заключением сделки мы относим к «рыночным»). Управленческие расходы, таким образом, сводятся к следующему: 

1)расходы по построению, поддержанию и совершенствованию  организационной структуры компании.

2)расходы по управлению  организацией.

  • Политические трансакционные издержки

Рыночные «правила игры»  создаются не на пустом месте. Напротив, они базируются на определенной «политической платформе», которая совместима с «капиталистическим» рынком и способна поддерживать его работу. Создание и функционирование такой структуры, а так же «общественные блага», которые она воспроизводит, требуют издержек. Их природа аналогична управленческим трансакционным затратам: в какой-то степени они могут считаться агентскими издержками, т.е. ценой взаимодействия принципала и агента.

 В частности, к политическим  трансакционным затратам относятся:

  • затраты на создание  и поддержание властных структур,

       • текущие затраты политической системы.

Политические трансакционные расходы необходимы не только с политической точки зрения. В развитых демократических обществах становятся все более выгодными такие формы поведения, как обман и мошенничество, поэтому очень важна «третья сила», выполняющая функции независимого арбитра и полицейского. Рынок сегодня не может существовать в отрыве от политической системы, следовательно, издержки, которые вызваны ее работой, неизбежно ложатся на экономику. 

Издержки поиска информации об альтернативах  сделки (о цене и партнере)

 

В условиях неопределенности (неполноты информации) возникают  издержки, обусловленные взаимным поиском  покупателей и продавцов (для  трансакции сделки) или управляющих  и наемных работников (для трансакции управления). Чтобы снизить неопределенность, агенты используют институты репутации, специализированных рынков и рекламы. Эти институты порождают организации, уменьшающие трансакционные издержки поиска: биржи, деловая пресса, банки-гаранты, фирмы-поручители.

Организованные рынки  способствуют выравниванию цен за счет усиленной циркуляции информации об игроках и объектах сделок. Репутация  также помогает сократить объем  исходной информации, необходимой для  начала сделки. Например, репутация  фирм, где работал сотрудник, или  кадрового агентства, которое его  рекомендует, помогает фирмам и работникам быстрее заключать контракт найма. Схожую роль играют торговые марки  и фирменные названия – например, в системах франчайзинга они гарантируют  определенный уровень качества товаров  и услуг, сокращая информационные затраты  покупателей. Экономия на трансакционных издержках в этом случае настолько  значительна, что часть ее может  быть компенсирована торговой наценкой. Например, цена джинсов дизайнерских марок в несколько раз превышает  издержки их изготовления, но, тем не менее, потребители соглашаются  уплачивать эту разницу в обмен  на еще большую экономию на издержках  поиска джинсов гарантированного качества.

Информация о работе Экономический анализ гражданского права