Юридические лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:01, реферат

Описание работы

Цели, которые преследуют люди, объединившись и создав юридическое лицо, заключаются в следующем:
Оформление коллективных интересов: институт юридического лица определенным образом организует внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю всей организации в целом, позволяя, таким образом, ей выступать в гражданском обороте от собственного имени;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ.
ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
ОБРАЗОВАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА.
ТОВАРИЩЕСТВА
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ.
АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА.
КООПЕРАТИВЫ.
КОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, НЕ ОБЛАДАЮЩИЕ ПРАВОМ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗАКРЕПЛЁННОЕ ЗА НИМИ ИМУЩЕСТВО.
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Реферат №3 ГП Юр. лица. Общие положения.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

    Во  всех случаях реорганизации, за исключением присоединения, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации в форме присоединения реорганизация юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается законченной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.

    После принятия решения о реорганизации  юридического лица его учредители или  орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращение или досрочного исполнения обязательств,  должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

    Ликвидацией юридического лица признаётся его прекращение  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация юридического лица может  быть добровольной - по решению его  учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами органа юридического лица или принудительно - по решению суда в определённых законом случаях.

    Юридические лица - коммерческие организации, за исключением  казённого предприятия, могут быть признаны по решению суда несостоятельными (банкротами), что влечёт за собой их ликвидацию. Юридическое лицо может также совместно со своими кредиторами принять решение о своём банкротстве и добровольной ликвидации. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявление им о своём банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица установлены Законом Российской Федерации "О несостоятельности предприятий" от 19 ноября 1992 г.

    Учредители  юридического лица или орган, принявший  решение о ликвидации,  должны совершить следующие действия:

    незамедлительно сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических  лиц, для внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о  том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

    назначить по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц, ликвидационную комиссию и установить порядок и сроки ликвидации.

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Для завершения ликвидации ликвидационная комиссия обязана совершить следующие действия:

  • принять все меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности. Для этого она должна поместить в органах печати, в которых публикуются данные о госсударственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований кредиторами (срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации), а также письменно уведомить всех известных ей кредиторов юридического лица о его ликвидации;
  • по истечении срока для заявления требований кредиторами составить промежуточный ликвидационный баланс и утвердить его у учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;
  • произвести денежные расчёты с кредиторами (при недостаточности для этого денежных средств осуществить продажу имущества коммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений) в следующей очерёдности:
  • в первую очередь - удовлетворить требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • во вторую очередь - произвести расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда с работниками данного юридического лица;
  • в третью очередь - произвести расчёты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвёртую очередь - рассчитаться по задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоги и сборы);
  • в пятую очередь - произвести расчёт с другими кредиторами;  после завершения расчётов с кредиторами составить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

    Оставшееся  после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передаётся его учредителям, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица.

       Исходя  из организационных, функциональных и  иных качеств и различий юридических  лиц можно классифицировать все  их множество по различным критериям.

       В зависимости от формы собственности, лежащей в основе организации, можно  выделить юридические лица созданные  на базе федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной  собственности, объединённой собственности  юридических лиц, а также собственности граждан.

       В зависимости от цели деятельности юридические  лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п.1 ст.50 ГК).

       Состав  учредителей также можно отнести  к числу критериев, по которому следует  классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

       Различный характер прав участников в отношении  юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

       В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

       В зависимости от масштаба коммерческой и производственной деятельности юридические лица можно разделять на малые предприятия, предприятия-монополисты и прочие.

       Малые предприятия составляют значительную часть общего количества юридических  лиц в РФ. Государство заинтересовано в малом предпринимательстве, прежде всего за счет конкуренции, существующей между большим количеством малых предприятий. Малым предприятиям предоставляется довольно обширный перечень льгот, прежде всего в сферах налогообложения и отчетности. В уставном капитале малого предприятия доля участия государства, некоммерческих организаций или юридических лиц не должна превышать 25%. Существуют ограничения и на численность работников малого предприятия (в промышленности и на транспорте – до 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек; в розничной торговле – до 30 человек; оптовая торговля и прочие – до 50 человек).

         Предприятия-монополисты – антипод  малых предприятий. Это структуры,  занимающие на определённом рынке  сбыта свыше 35% его объёма. Особую  часть предприятий-монополистов  представляют естественные монополии. В большей своей части это государственные унитарные предприятия. Как правило, естественные монополии - это наследие плановой социалистической экономики. К ним относятся электростанции, предприятия транспорта (как правило, в отдалённых и труднодоступных районах), предприятия по транспортировке нефти газа (Транснефть и Трансгаз), почтовые службы и т.д. В силу естественности таких монополий государство не может в полном объеме применять к ним антимонопольные меры, но оставляет за собой право в определённых законом случаях регулировать их ценовую политику в силу того, что такие структуры имеют стратегическую важность и предлагаемые ими товары и услуги потребляются значительной частью населения.

       К предприятиям-монополистам, не являющимися  естественными монополиями, применяется антимонопольное законодательство в полном объёме. (Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91. и др.)

       Также может выступать в качестве критерия классификации уже упомянутый ранее порядок образования юридических лиц: образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

       По  составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица – хозяйственные товарищества, договорно-уставные – общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица. 
 

      ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА 
 

      Товарищества   и   общества   -   наиболее   распространенная   в имущественном обороте форма коллективного предпринимательства. В связи с этим предполагается осветить данную тему реферата наиболее подробно. 

      Новый Гражданский кодекс России, первая часть которого  вступила в силу  с  1  января  1995  года, закрепляет продуманные и проверенные практикой  правила  о правовом положении обществ и товариществ, следуя как  российским  правовым  традициям,  так  и современному зарубежному опыту.   

      Товарищества  и общества имеют много общих  черт. Все они являются коммерческими   организациями,   преследующими извлечение  прибыли в качестве  основной  цели  своей деятельности  (п.  1  ст.  50  ГК)  и обладающими общей правоспособностью,  которая дает  им  возможность осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности, включая и не  названные  прямо  в  их учредительных документах (п. 1 ст. 49 ГК).  Основой  их  создания  является  договор (соглашение) участников, если только   речь  не  идет  о  "компаниях  одного  лица",  которые  могут создаваться в виде хозяйственных обществ.

      Как  общества,  так и товарищества являются юридическими лицами - собственниками  своего  имущества  (п.  1  ст.  66 ГК). Их уставный (в обществах)  или  складочный  (в  товариществах) капитал  разделяется на доли (вклады) их участников. Доля участников в этом капитале   является   условной  величиной,  служащей  для определения относительного   размера   требований   участника   к   обществу   или товариществу.

      Права участников обществ и товариществ  также в основном совпадают (п.  1  ст.  67  ГК).  Это -  право на  участие в управлении делами коммерческой   организации   (оно   отсутствует   лишь   у вкладчиков товариществ на вере и владельцев привилегированных и иных неголосующих акций)  и право на  получение информации о деятельности общества или товарищества (распространяющееся и на указанных выше лиц); право на участие в распределении прибыли, в том числе на выплату дивидендов по акциям; право на ликвидационную квоту, то есть  на  участие в распределении остатка имущества общества  или товарищества в случае его ликвидации. Первое право имеет корпоративный характер, два других - характер обязательственных требований (ср. п. 2 ст.  48  ГК).  Законом  или  учредительными  документами  общества или товарищества  для  его  участников  могут  быть  предусмотрены и иные, дополнительные права.

      В  соответствии  с п. 2 ст. 67 ГК участники  обществ и товариществ несут   перед   своей   коммерческой   организацией   и   определенные обязанности:  во-первых,  по  внесению имущественного взноса (вклада); во-вторых, по неразглашению конфиденциальной информации о деятельности организации.  Учредительными  документами  могут предусматриваться и иные  обязанности  участников  общества или товарищества: например, по участию    в    формировании   дополнительных   имущественных   фондов организации, по воздержанию от ведения аналогичной предпринимательской деятельности (запрет конкуренции) и др.

      Различия  в положении товариществ и  обществ определяются тем, что товарищества  -  это объединения лиц, тогда как общества - объединения капиталов.  Объединения  лиц помимо имущественных вкладов предполагают непосредственное  участие  в их деятельности учредителей (участников).  Следовательно,   индивидуальному   предпринимателю   или  коммерческой организации  возможно  быть  участником  только  одного  товарищества.  В отличие  от  этого  общества как объединения капиталов не предполагают (хотя  и  не  исключают) личного участия учредителей (участников) в их предпринимательской  деятельности,  а  потому  допускают одновременное участие одних и тех же лиц в различных обществах.

Информация о работе Юридические лица