Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

Понятие гражданства известно давно. В него вкладывался и вкладывается различный смысл. В изначальном смысле гражданином был и являлся человек, который связан тесными узами с определенным государством, будучи его частью.
Понятию «гражданство», как правило, сопутствует понятие «подданство». В ряде случаев эти два термина употребляются как синонимы.

Содержание

15. Гражданство (подданство) как основа конституционно – правового статуса человека в государстве. Гражданство Республики Беларусь: понятие, правовые основы, принципы и значение………………………………………..3
35. Конституционно – правовой статус органов Прокуратуры в системе разделения властей. Функции и цели прокурорского надзора………………...8
Ситуация №39……………………………………………………………………17
Список использованных источников……..…………………………………….19

Работа содержит 1 файл

констиутционное право.docx

— 38.05 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

15. Гражданство (подданство) как основа конституционно –  правового статуса человека в  государстве. Гражданство Республики  Беларусь: понятие, правовые основы, принципы и значение………………………………………..3

35. Конституционно – правовой  статус органов Прокуратуры в  системе разделения властей. Функции  и цели прокурорского надзора………………...8

Ситуация №39……………………………………………………………………17

Список использованных источников……..…………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Гражданство (подданство) как основа конституционно –  правового статуса человека в государстве. Гражданство Республики Беларусь: понятие, правовые основы, принципы и значение

 

Понятие гражданства известно давно. В него вкладывался и вкладывается различный смысл. В изначальном смысле гражданином был и являлся человек, который связан тесными узами с определенным государством, будучи его частью.

Понятию «гражданство», как правило, сопутствует понятие «подданство». В ряде случаев эти два термина употребляются как синонимы.

Понятие «подданный» — это термин, пришедший к нам из времен феодализма, когда человек был подданным феодального правителя. Подданство означало нахождение «под данью», обязанность выплачивать дань.

Понятие «подданство» означало феодальную зависимость, а понятие гражданства означало и означает равенство всех носителей этого юридического статуса перед законом. «Подданство» — термин феодальный, тогда как понятие «гражданство» появилось в эпоху Французской буржуазной революции и распространилось на все демократические страны.

Необходимо отметить, что в наше время эти два понятия практически перестали отличаться. Осталась лишь некая традиция, которая сводилась к тому, что в странах, где форма правления республиканская применяется термин «гражданство», а в странах с монархической формой правления – «подданство».

Гражданство — это устойчивая, длящаяся во времени политико-правовая связь, а также принадлежность лица к определенному государству, в силу которой на данное лицо распространяется полная юрисдикция данного государства, т.е. это лицо обладает всей полнотой прав, существующих в данном государстве, и несет все возложенные на граждан обязанности.

Как приобретается гражданство?

Первый способ — приобретение гражданства по рождению. Существует две формы приобретения такого гражданства, установленные древнеримскими юристами «по праву почвы» и «по праву крови». Гражданство по праву почвы означает, что ребенок, рожденный на конкретной территории, приобретает гражданство того государства, на чьей территории он родился. Гражданство по праву крови означает, что ребенок, родившийся у граждан данного государства, приобретает гражданство своих родителей по праву кровного родства.

В американском законодательстве гражданством по рождению признается рождение на территории США. Если ребенок американцев рождается в другой стране, то он будет гражданином Америки, но вот американским президентом стать не сможет.

Отличительной чертой гражданства по рождению является то, что оно приобретается автоматически, без ведома его получателя, т.е. младенца.

 Второй способ —  натурализация, отличается от приобретения  гражданства по рождению тем, что взрослое лицо сознательно  хочет получить гражданство иного  государства. Этот способ всегда  связан с активным и юридически  выраженным желанием лица получить  гражданство той страны, на территории  которой он проживает.

Натурализация предоставляется всем, кто в ней заинтересован, — все зависит от законодательства данного государства. Как правило, предоставление гражданства путем натурализации связано с рядом условий. Натурализоваться, т.е. стать гражданином какой-то страны, особенно высокоразвитой весьма сложно. Различного рода затруднения создаются сознательно, чтобы оградить страну от нежелательных элементов [9, c. 175]. Например, законодательство США содержит пять основных условий получения американского гражданства:

Необходимость пять лет на законных основаниях прожить на территории США и быть законным иммигрантом, т.е. въехать в страну на постоянное место жительства по иммиграционной визе;

Достаточно хорошее владение английским языком, позволяющее отвечать на вопросы, заполнять анкеты и т.п.;

Не быть врагом существующего строя;

Отказаться от верности своему государству;

Оба эти требования выполняются одним способом: при приеме гражданства человек дает клятву верности США, тем самым отказываясь от своего бывшего государства. Это требование редко афишируется. В анкетах будущего гражданина имеется графа «вероисповедание».

Третий способ приобретения гражданства носит специальное название оптация, иногда применяется термин «трансферт».

Оптация — это выбор гражданства в тех случаях, когда меняется государственная принадлежность территории, на которой проживает данное лицо. Такое встречается достаточно редко.

Оптация — это цивилизованный подход к вопросу гражданства, учитывающий волеизъявление лица, проживающего на данной территории.

Четвертый способ — восстановление гражданства, т.е. получение гражданства тем лицом, которое его имело, но утратило. Обычно восстановление — более простая процедура, чем натурализация, все-таки речь идет о человеке уже имевшем гражданство. Восстановить гражданство может лицо, которое выехало за рубеж, скажем, из-за революционных событий или изменения семейного положения, т.е. в связи с вынужденной эмиграцией.

Есть и такой способ приобретения гражданства как репатриация — применяется в особых случаях, когда гражданство утрачивали большие массы населения в силу важных исторических причин. Репатриация переводится как «восстановление гражданства». Но если обычное восстановление происходит в случаях потери гражданства не без участия гражданина, то в случае репатриации имеется в виду, что гражданин не имел к потере гражданства никакого отношения – гражданство потеряли его родители, прадеды и т.д.

Следующий способ — так называемое дарование гражданства. Дарование гражданства предоставляется за особые заслуги и в особом порядке.

Бывают и дополнительные варианты приобретения гражданства, которые являются частью или разновидностью натурализации. Например, гражданство может быть приобретено путем вступления в брак. В некоторых государствах (Арабские страны) допускается приобретение гражданства при регистрации брака с гражданином данного государства.

Сходный способ — приобретение гражданства в результате усыновления или удочерения.

Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.

Государство гарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

Решения о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении принимаются Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке.

Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

- каждый имеет право  на гражданство;

- гражданство Республики  Беларусь является равным для  всех граждан Республики Беларусь  независимо от оснований его  приобретения;

- гражданство Республики  Беларусь не может быть предоставлено  против воли лица;

- никто не может быть  лишен гражданства Республики  Беларусь или права изменить  гражданство;

Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства.

Проживание гражданина Республики Беларусь на территории иностранного государства само по себе не ведет к утрате гражданства Республики Беларусь [8, c. 190].

Гражданство Республики Беларусь при заключении и расторжении брака

Заключение или расторжение брака гражданином Республики Беларусь с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не влечет изменения гражданства супругов.

Лицо, которое заключило брак с гражданином Республики Беларусь, приобретает гражданство Республики Беларусь при наличии его желания и соблюдении условий, предусмотренных настоящим Законом.

Документ, подтверждающий гражданство Республики Беларусь

Документом, подтверждающим гражданство Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, содержащий указание на гражданство Республики Беларусь.

Непризнание за гражданином Республики Беларусь принадлежности к гражданству иностранного государства

За лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами.

Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь.

 

 

35. Конституционно  – правовой статус органов  Прокуратуры в системе разделения  властей. Функции и цели прокурорского надзора

 

Особое место в системе органов государственной власти Республики Беларусь занимает прокуратура.

В юридической литературе нередко дискутируется вопрос о правовой природе органов прокуратуры и их месте в системе государственных органов. На наш взгляд, Прокуратура не входит в судебную или законодательную власть. Она ближе к такой ветви власти, как исполнительная, хотя в Республике Беларусь ее статус отличается особенностями формирования, подчиненностью. Нередко за рубежом органы прокуратуры подчиняются Министерству юстиции, соответственно у них и другой объем полномочий. Исходя из опыта развития нашего государства, отсутствие устойчивых традиций уважения к праву такой надзирающий орган безусловно необходим.

Под функциями прокурорского надзора следует понимать основные направления деятельности прокурора. Они определены Конституцией и законом "О прокуратуре Республики Беларусь".

Согласно Конституции на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Органы прокуратуры «надзирают» лишь за теми общереспубликанскими органами, которые подчиняются Совету Министров. Таким образом, из сферы ее надзора исключены палаты Парламента, Правительство, Президент, Конституционный Суд, т.е. по отношению к этим органам исключены меры прокурорского реагирования.

Анализ статуса прокуратуры в зарубежных странах показывает, что во многих государствах Европы ее полномочия более узкие, упоминание прокуратуры редко встречается в конституции, ее статус регулируется специальными законами о ее организации и судебно-процессуальным законодательством.

Цели прокурорского надзора, исходя из природы органов прокуратуры, определяются законодательством.

Согласно Конституции и Закону «О прокуратуре Республики Беларусь» задачами органов прокуратуры являются:

1) обеспечение верховенства  закона, декретов и указов;

2) укрепление законности;

3) защита прав и свобод  граждан;

4) защита законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Для достижения этих целей органы прокуратуры наделяются весомыми полномочиями.

Система органов прокуратуры отличается строгой централизацией. Возглавляет ее Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики.

Систему органов прокуратуры составляет Генеральная прокуратура - центральный орган системы органов прокуратуры; прокуратуры "областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организаций, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"