Российская Федерация — светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:54, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа посвящена раскрытию темы "Понятие и содержание основ конституционного строя РФ". Цель работы охарактеризовать и проанализировать сущность конституционного строя РФ, его ключевых понятий. В содержании рассматриваются особенности конституционных основ правового положения человека, исследуется взаимосвязь институтов власти, гражданского общества, современного государства в России, где свобода и закон находятся в неразрывной связи.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….2
1. Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие………………………………………………………………….3
2. Политические основы конституционного строя Российской Федерации…………………………………………………………………………..7
3. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации………………………………………………………………………….11
4 Социальные основы конституционного строя в Российской Федерации………………………………………………………………………….15
5. Российская Федерация — светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести……………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………25
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

рабочая контрольная.doc

— 138.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………………………….…….2

1. Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие………………………………………………………………….3

2. Политические основы конституционного строя Российской Федерации…………………………………………………………………………..7

3. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации………………………………………………………………………….11

4 Социальные основы конституционного строя в Российской Федерации………………………………………………………………………….15

5. Российская Федерация — светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести……………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………25

Список используемой литературы…………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие "основы конституционного строя" являет­ся новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конститу­ции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется "Основы конституционного строя". В завершающей  первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Контрольная работа посвящена раскрытию темы "Понятие и содержание основ конституционного строя РФ". Цель работы охарактеризовать и проанализировать сущность конституционного строя РФ, его ключевых понятий. В содержании рассматриваются особенности конституционных основ правового положения человека, исследуется взаимосвязь институтов власти,  гражданского общества, современного государства в России, где свобода и закон находятся в неразрывной связи.

Основы российской государственности раскрывается в главе 1 "Основы конституционного строя", в главах 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России.

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

1. Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие

Принятие государством конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным по­рядкам. Однако в понятие «конституционный строй» включается не только формальное соблюдение конституции, но государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву.

Конституционный строй не сводится к факту существования конституции, а становится реальным, если основополагающий за­кон, то есть конституция, соблюдается, и если она демократична. Для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Они в своей совокупности обеспечивают такой способ организа­ции государства, который может быть назван конституционным строем. Таким образом, конституционный строй — это форма, или способ, организации государства, обеспечивающая подчинение его праву и характеризующая его как конституционное государ­ство. Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества. Что такое гражданское общество.

Первая глава Конституции РФ, содержащая наиболее общие, отправные положения, называется «Основы конституционного строя». Понятие «Основы конституционного строя» является новым в российском конституционном праве. В юридической литературе нет единого, общепризнанного определения конституционного строя. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин рассматривают конституционный строй как «форму (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство».[1] Ограничение  государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

В годы советской власти в нашей стране понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено прежде всего тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различия между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и, соответственно, права. Кроме того, в процессе строитель­ства социализма государство, рассматривавшееся как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчини­ло и поглотило все общество, занимаясь решением всех, до самых мельчайших, вопросов. [2]

Ранее предполагалось, что конституция должна устанавли­вать такие пределы государственной власти, которые вообще ис­ключили бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Но в наше время, по мере усложнения общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданско­го общества настолько усложнился, что вмешательство государ­ства в эту сферу облегчает саморегулирование. Задача конститу­ции всякого конституционного государства состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу об­щественного саморегулирования для того, чтобы это вмешатель­ство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегу­лирования.

Именно в результате подобного ограничения государствен­ной власти правом современное конституционное государство функционирует таким образом, что оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества. Дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие данное вме­шательство, тем сильнее, чем дальше идет государственное регу­лирование.

Таким образом, в демократическом конституционном госу­дарстве общество функционирует одновременно и как управляе­мая государством, и как саморегулирующаяся система, а консти­туционное государство — как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося граж­данского общества и его потребностей.

В основу концепции конституционного строя Российской Фе­дерации в действующей Конституции РФ 1993 г. положены гума­нистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней государство рассма­тривается как официальный представитель общества, правомоч­ный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Кон­ституцией РФ. И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, сам факт закрепления этих идей в действующей Консти­туции РФ играет важную положительную роль, так как указывает тот путь, следуя которому Российская Федерация может стать под­линно конституционным государством. [3]

Правовые нормы Конституции РФ закрепляют основные устои российской Конституции. В качестве устоев выступают основы конституционного строя. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимают главные устои государства, его основные принципы, призванные придать Российской Федерации характер конституционного

В Конституции РФ содержится отдельная глава (1), посвя­щенная основам конституционного строя Российской Федера­ции. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, в признании местного самоу­правления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. [4] Его основу составляет признание государством человека, его прав и свобод высшей цен­ностью. Такой основой представляется и социальное — рыночное хозяйство.

Среди основ конституционного строя имеются также феде­рализм, суверенитет Российского государства и республиканская форма правления.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а все они в совокупности конституируют государство. Эти прин­ципы могут дополнять и корректировать друг друга.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке (ст. 16 Конститу­ции РФ).

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, характе­ризующие российскую государственность. Совокупность право­вых норм, регулирующих эти отношения, образует конституци­онно-правовой институт «Основы конституционного строя Рос­сийской Федерации».

Основы конституционного строя Российской Федерации как конституционный институт – это обладающие наивысшей юридической силой, систематизированные нормы Конституции, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского общества и государства. По мнению Бутусовой Н.В., имеются основания для выделения и конституционно-правового института основ конституционного строя, который помимо норм главы 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Говоря  иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы Главы 1 Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы – функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов.[5]

Если сгруппировать статьи главы 1 Конституции по крупным рубрикам, то можно выделить четыре главных составляющих: политические основы конституционного строя; экономические основы конституционного строя; социальные и духовные основы конституционного строя.

2. Политические основы конституционного строя Российской Федерации

В ст.1 Конституции РФ  провозглашается: Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст.3 Конституции РФ, «носителем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспе­чиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна­ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции РФ, – осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции РФ).

В содержание основ конституционного строя, закрепленных Конституцией РФ 1993 года, входят и нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В своей совокупности они регулируют политические основы общественного устройства или политическую систему Российской Федерации.

Народ – единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий её независимо и самостоятельно. Как подчеркивается в ст.3 п.1 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Власть народа в любом государстве не может осу­ществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепле­ния в законодательных актах.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федера­ция является правовым государством.

Сущность идеи правового государства — его последователь­ный демократизм, утверждение суверенитета народа как источни­ка власти, подчинение государства обществу. Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав го­сударственной властью и необходимостью возмещения ущерба, нанесенного гражданам публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства правом, гаран­тированная предсказуемость и надежность его действий, подчине­ние государства праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и гражда­не. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает прежде всего верховенство за­кона. Оно выражается в том, что главные, основополагающие об­щественные отношения во всех сферах общественной жизни ре­гулируются законами. Верховенство закона означает также его всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает утвержде­ние его господства, то есть такого положения, когда выраженные в законе начала и устои общества должны остаться непоколебимы­ми, а все субъекты общественной жизни без исключения должны подчиняться его нормам (ст. 15 Конституции РФ). [5]

Информация о работе Российская Федерация — светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести