Российский федерализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:07, реферат

Описание работы

История существования государства свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга способом территориального деления (административно-территориальные единицы, государственные образования и т.д.), а также степенью централизации государственной власти. Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. История федерализма России………………….……………….………..4
2. Понятия и принципы федеративного устройства РФ………………….6
3. Основы конституционного статуса РФ и ее субъектов……………….13
Заключение……………………………….………………………………….17
Библиографический список.………………..………………………………….18

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 122.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по правоведению.

Тема: Российский федерализм 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

    Введение………………………………………………………………………3

  1. История федерализма России………………….……………….………..4
  2. Понятия и принципы федеративного устройства РФ………………….6
  3. Основы конституционного статуса РФ и ее субъектов……………….13

    Заключение……………………………….………………………………….17

Библиографический список.………………..………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

История существования государства свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга способом территориального деления (административно-территориальные единицы, государственные образования и т.д.), а также степенью централизации государственной власти. Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается способ территориальной организации государства, а также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей, характеризующий территориальную организацию государственной власти.[1]

Существуют  две основные формы государственного устройства унитарная и федеративная.

В России же федеративная форма государственного устройства, которая во многом уникальна. Ей  трудно подобрать аналоги  в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству, ни к территориальному. Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны.

Принцип федерализма, безусловно, крайне важен для интеграции Российского государства в сферу международных отношений и мировую правовую систему, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием черт, присущим только нашей стране: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. 
 
 
 
 
 
 
 

1.История федерализма России. 

     Споры о корнях развития федерализма до сих пор возникают в современном  обществе. Но многие предполагают, что  зарождаться он начал во времена  объединения княжеств, когда наше государство только начинало складываться. Со временем Россия превратилась в единое государство с общностью исторического пути народов  и общими интересами — политическими, экономическими, социальными и т.д. Но Россия создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство, в котором власть принадлежала государю.

     Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и в Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление власти национальные "верхи".

     Основные законы царской России провозглашали, что во всем ее пространстве власть принадлежала государю. В верховном управлении его власть действовала непосредственно, а "в делах же управления подчиненного", определенная степень власти могла вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, его именем и по его повелению.

     Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно отдавалось крупному централизованному государству.

     Впервые попытка провозглашения федеративного устройства России была осуществлена Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой 6 января 1918 года:

     « Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское Учредительное Собрание постановляет: 
Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные.» [2]

     Но  в тот же день учредительное собрание было распущено, и данный документ не имел силы.

     Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к федерализму. Решающую роль играло возрастание национального фактора в борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой войны большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение охватывает их право на отделение и образование самостоятельного государства. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесообразности. Примечательно, что в первых актах победившей советской власти вопрос о государственном устройстве практически не затрагивался.

     Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребовала радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за свое выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что от бывшей "единой и неделимой" отпадали все новые регионы. Поэтому  лозунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.

     Российский федерализм характерен тем, что республики, входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете. Это принципиальное положение признано в Федеративном Договоре 1992 года, декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах.

     В России, таким образом, сложилась ситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем суверенитете. Сам по себе такой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушаются исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостность ее территорий. 
 

2. Понятия и принципы федеративного устройства РФ 

     Федеративное устройство — устройство государства, при котором административное деление страны состоит из зачастую неравноправных субъектов федерации. Государство с федеративным устройством называется «федерацией».

     Федеративное устройство РФ — это его национально-территориальная организация, структура, характеризующая состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

     По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.

     Состав субъектов Российской Федерации  сегодня закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей 
Конституции. В Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов: Республика Адыгея (Адыгея), 
Республика Алания , Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика 
Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская 
Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская 
Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, 
Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан 
(Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, 
Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики;

Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, 
Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, 
Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, 
Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, 
Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, 
Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, 
Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, 
Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, 
Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, 
Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано- 
Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, 
Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
 

     Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя.

     1. Первым Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное инераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации. Целостность — естественная черта независимых государств.

     Современная Российская Федерация — государственное по своей природе объединение всех субъектов федерации, а не слабый их союз, Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.

     В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство.

     2. Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.

     Система государственных органов субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.

Информация о работе Российский федерализм