Шпаргалка по "Гражданское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:51, шпаргалка

Описание работы

Гражданское право 35 вопросов

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки ПРАВО.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

  5) организующая (регулятивная). Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.

  Принципы юридической ответственности:

  1) Принцип законности - точное и неуклонное исполнение требований закона при реализации уголовной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной ответственности.

  2) Принцип справедливости заключается в необходимости соблюдения следующих требований:

  • нельзя за проступки устанавливать уголовное наказание;
  • закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы;
  • юридическая ответственность по возможности всегда должна обеспечивать возмещение ущерба, причиненного правонарушением;
  • наказание, взыскание должно соответствовать характеру и степени вредности правонарушения;
  • лицо несет ответственность лишь за свое собственное поведение(исключение – случай ответственности за чужую вину по гражданскому праву);
  • за одно правонарушение – возможно лишь одно юридическое наказание.

  3) Принцип целесообразности заключается в соответствии применяемой к нарушителю меры воздействия целям юридической ответственности в демократическом обществе. Целесообразность предполагает:

  • строгую индивидуализацию ответственности в зависимости от тяжести правонарушения, обстоятельств его совершения, свойств личности нарушителя;
  • смягчение ответственности или даже освобождение от нее в случае малозначительности правонарушения, отсутствии вредных последствий и т.п.;
  • замену при возможности к этому юридической ответственности неюридической.

  4) Принцип неотвратимости – ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым, вне поля зрения государства и общественности, без отрицательной реакции с их стороны.

  5) Принцип гуманности - не допускаются меры наказания и взыскания, причиняющие физические страдания или унижающие человеческое достоинство.

  Признаки  юридической ответственности:

  • связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;
  • государственно-принудительный характер;
  • применение в строгом соответствии с законодательно установленной процедурой;
  • влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей;
  • возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах; вне процессуальных форм юридическая ответственность невозможна;
 

   3. Понятие административного права. Понятие и виды субъектов административного права.

  Административное  право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

  Административное  право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным  образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. Предмет административного права — общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

  Система отрасли административного права  включает в себя две основные подсистемы — общую (первую) и особенную (вторую) части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы. Эта система как учебная дисциплина представлена в плане курса административного права.

  В сферу регулирования административного  права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.

  Методы  административного права — это  совокупность правовых средств, способов, приемов регулирующего воздействия  на управленческие отношения.

  В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия: императивный и диспозитивный.

  Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права.

  Административное  право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним  из участником которых в большинстве  случаев выступает орган (должное  лицо), наделенный юридически властными  полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования, который также называется административно-правовым методом. Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства сторон и односторонность юридически-властных волеизъявлений одного из участников.

  Административное  право использует три юридических  возможности: предписание (возложение прямой юридической обязанности  совершать те или иные действия в  определенных условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности  не совершать те или иные действия в определенных условиях), дозволение (юридическое разрешение совершать определенные действия, либо не совершать их по своему усмотрению).

  Механизм  административно-правового регулирования  в большей мере использует предписания и запреты.

  Источники административного права — это  внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются  в виду юридические акты различных  государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные  акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

  Совокупность  нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.

  Субъект административного права — это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

  Субъект административно-правовых отношений  — это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять.

  Субъект административного права и субъект  административно-правовых отношений  — это два равно взаимосвязанных  по значению понятия.

  Условия, при которых субъект административного  права может стать субъектом  административно-правовых отношений, это:

  • наличие административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъекта;
  • наличие оснований возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений;
  • административная правоспособность и административная дееспособность.

  Административная  правоспособность — установленная  и охраняемая государством возможность  субъекта вступать в административно-правовые отношения.

  Административная  дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать права  и создавать для себя юридические  обязанности, реализовывать их в  рамках конкретных административно-правовых отношений.

  Субъекты  административного права классифицируются по следующим видам: индивидуальные и коллективные.

  К индивидуальным субъектам относятся  граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица, наделенные специальным административно-правовым статусом (включая государственных  служащих в определенных случаях).

  К коллективным субъектам относятся  органы исполнительной власти, структурные  подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией, государственные организации (предприятия, учреждения и их объединения, государственные корпорации), органы местного самоуправления, а также общественные объединения (партии, союзы, движения и т.п.). 

  4. Понятие и признаки административного правонарушения. Нормативные и фактические основания   административной ответственности.

  Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

  Под правонарушением понимается деяние (действие или бездействие), то есть поведение субъекта. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем в определенной объективной форме. Значимость этой черты состоит в том, что в ней скрыто общепринятое положение «за мысли, намерения или цели не судят». Мыслительные процессы не регулируются правом.

  Административное правонарушение обладает пятью обязательными признаками:

  1) деянием (действием или бездействием);

  2) противоправностью;

  3) виновностью;

  4) деянием физического или юридического  лица;

  5) наказуемостью.

  Деяние юридического или физического лица выражается в одной из двух форм: или в виде конкретного действия (активное поведение), или в виде бездействия (пассивное поведение). Действие противоправно, если оно противоречит указанному в административно-правовой норме общепринятому масштабу поведения. Бездействие — один из видов поведения, состоящего в невыполнении лицом своей обязанности совершить определенные действия. Оно противоправно, если закон предписывает действовать в соответствующих ситуациях.

  Противоправность - нарушение права, его норм, содержащих юридические обязанности и запреты. Под противоправными действиями, посягающими на охраняемые законом права и интересы физического, юридического лица или публично-правовые (общегосударственные) интересы, понимаются целеустремленные, волевые поступки нарушителя. Противоправное бездействие выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении физическим или юридическим лицом субъективных обязанностей, а также полномочий (должностными лицами).

  Виновность — важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным — означает установление того, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

  В случае отсутствия вины юридического или физического лица административная ответственность к нему применяться не может. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

  Наказуемость — признак правонарушения, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие — назначение административного наказания. Наказуемость — это предусмотренная КоАП РФ или соответствующим законом субъекта РФ возможность привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение, которая не всегда претворяется в жизнь.

  Основание административной ответственности  имеет тройственный характер:

  Нормативное основание – означает наличие правовых норм, установленных в законодательном порядке государством запретов;

  Фактическое – совершение  противоправного  деяния, в котором присутствует состав административного правонарушения, что установлено и подтверждено доказательствами.

  Процессуальное – издание правоприменительного акта уполномоченным субъектом (государственным органом или его должностным лицом). 
 
 
 

   5.    Хозяйственные  товарищества как  юридические лица. Виды хозяйственных  товариществ.

  Хозяйственные товарищества и общества — коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов участников, а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом, находится в его собственности.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданское право"