Шпаргалка по "Гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:03, шпаргалка

Описание работы

1. Что является предметом гражданско-правового регулирования?
2. Каков метод гражданско-правового регулирования?
3. На каких основных началах строится гражданское законодательство.
4. Каковы правила применения норм м/ународного права к гр. отношениям?
5. Что означает и какова структура гражданского законодательства?

Работа содержит 2 файла

OTV.DOC

— 244.50 Кб (Скачать)

Назовите юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют имущественных прав. Что такое "коммерческие " и "некоммерческие" организации? Их виды.

Степени обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут существенно различаться. Так, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия — лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях наличие правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом говорит о такой степени обособленности имущества, которая достаточна для признания данного социального образования юридическим лицом.

Классификация. 1. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица. выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица.

2. Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством.

3. В зависимости от состава учредителей можно выделять; юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия), или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).

4. Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать:

— организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;

— организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы;

— организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц.

5. Объем вещных прав организации. В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать:

— юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество: учреждения и казенные предприятия;

— юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных);

— юридические лица, обладающие правом собственности на имущество — все другие юридические лица.

6. Личное или имущественное участие. Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим, по степени увеличения предпринимательского риска участников, хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

7. Порядок образования. Порядок создания юридического лица также может выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

8. Учредительные документы. По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица — хозяйственные товарищества, договорно-уставные — общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

 

31. Какими нормативными актами определяется содержание учредительных документов юридического лица?

1. ФЗ "Об общих принципах организации местн. самоупр-я в РФ" от от 28.08.95.

2. Отделения общ. объединений, являющихся юр. лицами, могут действовать на основании устава того общ. объединения, в структуру которого они входят, без принятия каких-либо индивидуал. учредит. док-тов - ч.8 ст.21 Закона "Об общественных объединениях" (95 г.)

3. Содержание устава и учредит. договора ком.банка определяется п.2 ст.52, п.3 ст.98 ГК, а ткже Положения о порядке гос. регистрации субъектов предпр. деят-ти (Указ През. от 8.07.94). (Ст.9 "О банках и банковской деят-ти" от 13.02.92)

 

 

32. Что такое государственная регистрация юридического лица? Какими органами она осуществляется?

Гос. регистрация явл. заверш. этапом образ-я юр. лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юр. лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый гос. реестр юр. лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

В соотв. со ст. 51 ГК, проведение регистрации всех юр. лиц возложено на органы юстиции. Однако часто органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому, на практике гос. регистрация юр. лиц осущ-ся различными органами, глав. роль среди которых играют Регистрационные палаты субъектов РФ. (Минюст РФ и его местные управления регистрируют общ-е и религиоз. объединения. Местн. органы власти (районные администрации) регистр-ют товарищества домовладельцев, потребительские кооперативы и их предприятия. Предприятия с иностр. инвестициями рег. Гос. регистр. палатой и ее местными отделениями. Ком. банки рег. Центральным банком.

 

33. Возможен ли отказ в регистрации юридического лица? Если возможен, то в каких случаях или по каким основаниям?

Возможно ли обжалование отказа в регистрации юридического лица? Если возможно то в каком порядке?

Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоотв. учредит. документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юр. лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться в случае уклонения компетентного органа от регистрации юр. лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.

 

34. Что может служить основанием реорганизации юридического лица?

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юр. лица или их часть переходит к иным субъектам права, т.е. присходит универсальное правопреемство. Реорганизация юр. лиц может осущ-ся путем слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения юр. лица к другому, разделения юр. лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации др. юр. лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юр. лица.

 

 

35. Каковы правовые формы, порядок и последствия реорганизации юридических лиц?

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юр. лица или их часть переходит к иным субъектам права, т.е. присходит универсальное правопреемство. Реорганизация юр. лиц может осущ-ся путем слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения юр. лица к другому, разделения юр. лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации др. юр. лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юр. лица. 

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юр. лица (или собственников имущ-ва), т.е. добровольно. Однако в отношении ком. организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно (напр., ст. 19 Закона "О конкуренции и ограничении монополистич. деятельности на товар. рынках"). Причем, если решение суда или компетентного гос. органа о реорганизации не выполнено в установл. срок, суд назначает внешнего управляющего юр. лицом, кот. и осущ-ет его реорганизацию (п.2 ст.57 ГК).

В зависимости от того, в как. формк проводится реорганизация юр. лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, преобразование), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент гос. регистрации вновь созданных юр. лиц. С др. стороны, при присоединении новых юр. лиц не возникает и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого гос. реестра.

Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юр. лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юр. лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).

 

36. Каковы основания и порядок ликвидации юридического лица? Каковы обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица? Правовые последствия ликвидации. Какова очередность удовлетворения требований коедитооов пои ликвидации юридического лица?

Ликвидация юр. лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит полный перечень оснований ликвидации юр лиц: добровольный порядок и принудит. ликвидация.

В добровол. порядке юр. лицо ликвидируется по решению его участников или органа юр. лица, уполномоченного на то учредит. докум-ми. Типичными основаниями добровол. ликвидации являются нецелесообразность дальнейш. сущ-ния юр. лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение, или напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в случаях, когда деятельность юридического лица осушествляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства .

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены до-полнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства) . Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации как утрата имущества, т.е уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том, и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61-64 ГК и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления ттаетензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает, состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонениг) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные Требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов.

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участникам юридического лица, если иное не следует из законодат-ва или учредит. док-тов организации.

 

37. С какого момента ликвидация юридического лица считается завершенной, юридическое лицо - прекратившим свое существование ?

Все док-ты, оформляющие ликвидацию, передаются реестр. органу, который на их основе вносит соотв. запись в един. гос. реестр. юр. лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

Исключение юр. лица из единого гос. реестра юр. лиц (п.8 ст. 63 ГК).

 

38. Что такое филиал и представительство юридического лица?

Филиалы и представительства — это территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юридического лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юридического лица.

Представительства и филиалы выполняют различные функции. Представительства выступают в гражданском обороте от имени создавшего их юридического лица, т.е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основные функции (все или часть) юридического лица (п.1 и 2 ст. 55 ГК). Так, представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Впрочем, и представительства, и филиалы могут создаваться некоммерческими организациями, что соответствующим образом определит характер деятельности филиала.

Представительства и филиалы не могут иметь прав юридического лица и, следовательно, выступать в обороте от своего имени . Их руководители действуют от имени юридического лица на основании доверенности. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов, поскольку в них должны быть поименованы все филиалы и представительства. Сами же эти обособленные подразделения действуют на основе утверждаемых юридическим лицом положений (как правило, общего вида).

 

39. Какие организации могут быть признаны в качестве хозяйственных обществ и товариществ?

Хозяйственные тов-ва и общ-ва - это родовое понятие, обозначающее несколько самостоятельных видов ком. юр. лиц, общим для которых является то, что их уставной (складочный) капитал разделяется на доли. Именно это отличает хоз. общества и товар-ва от др. ком. орг-ций.

OTV2.DOC

— 296.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданскому праву"