Сроки осуществления гражданских прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 17:21, реферат

Описание работы

До недавнего времени отечественная правовая система, развивавшаяся как система советского права, представляла собой комплекс весьма многочисленных самостоятельных правовых отраслей, количество которых насчитывало несколько десятков. Ее главной особенностью были многообразие составляющих элементов при принципиальном отказе от их общего, традиционного деления на сферы частного и публичного права. К числу известных преимуществ такого подхода можно было отнести возможность максимального учета специфики разнообразных видов общественных отношений, регулируемых правом, тщательность и разветвленность их регламентации. Однако при этом неизбежными стали сложности и громоздкость сложившейся системы, необходимость последовательного размежевания правовых комплексов, затрудняющие их взаимную согласованность. Это было особенно заметно в «пограничных», переходных ситуациях, складывавшихся «на стыке» отдельных правовых отраслей. Решение проблемы нередко искали в создании новых, «комплексных», или «вторичных» правовых отраслей наряду с прежними, общепризнанными, что еще более усложняло всю систему. Однако главной задачей правовой системы является не разграничение правовых отраслей и их сфер, а обеспечение их единого, комплексного воздействия на регулируемые общественные сношения. Поэтому система права должна характеризоваться внутренней согласованностью всех входящих в нее подсистем (элементов), опирающейся на социально-экономические и организационно-правовые факторы.
Прежний правопорядок в той или иной мере достигал этих целей с помощью построения системы правовых отраслей по иерархическому принципу. Она представляла собой некую «пирамиду», главе которой находилось конституционное (государственное) право. Затем следовали подчиненные ему «основные» отрасли — гражданское, уголовное, административное, процессуальное право, -- в свою очередь возглавлявшие группы правовых отраслей, большей частью выделившихся из базовых, «материнских» (например, из гражданского права выводилось семейное и трудовое право, из административного — финансовое и т. д.). Таким образом, всю эту систему пронизывали публичные начала, оформлявшие безграничное, по сути, вмешательство государства в любые сферы жизни общества и его членов и обеспечивавшие преимущественную защиту государственных и общественных (публичных) интересов. Данный подход вполне соответствовал и административно-плановому характеру государственной экономики, и реальной роли тогдашнего государства в общественной жизни.

Содержание

Введение
1. Сроки осуществления гражданских прав
1.1. Правила исчисления сроков
1.2. Сроки существования гражданских прав и сроки исполнения обязанностей
2. Лицензионный договор
2.1. Содержание лицензионного договора
2.2. Лицензионные платежи
2.3. Регистрация лицензионного договора
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.Гражданское право. Сроки осущ.гражд.прав. Лицензионный договор.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

4) Под гарантийным сроком понимается отрезок времени в течении которого управомоченный субъект в случае обнаружения нарушений должен уведомить об этом должника, который в свою очередь обязан устранить нарушение. Гарантийные сроки представляют важную правовую гарантию реализации субъективных гражданских прав. По смыслу закона, гарантийные сроки устанавливаются для безопасности покупателя от скрытых недостатков изделия, которые не могут быть обнаружены при обычной приемке, но могут выявиться в процессе его использования, хранения. Гарантийный срок начинается с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи (статья 471 ГК). Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

    Поскольку договоры розничной купли - продажи, как правило, являются договорами присоединения (статья 428 ГК), условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в этих договорах соответственно устанавливается продавцом товара. При этом, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, если гарантийный срок изготовителем не установлен, в договоре купли - продажи может быть установлен гарантийный срок любой продолжительности.

5) Срок годности товара - это такой срок, по истечению которого товар считается непригодным к использованию (статья 472 ГК).Нельзя продавать товар с просроченным сроком годности. Продавец обязан передать покупателю товар с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. Перечни товаров, на которые изготовитель обязан устанавливать срок годности или срок службы, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению".

6) Срок службы товара схож со сроком годности, который изготовитель обязан устанавливать на товары длительного пользования, если по истечению этого срока данный товар может представлять собой опасность для жизни и здоровья человека. Срок службы товара исчисляется со дня продажи его потребителю, а если это невозможно, то со дня изготовления. Изготовитель обязан обеспечить владельцу возможность использования изделия в течение его срока службы. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона "О защите прав потребителей" срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации. На товары (работы), предназначенные для длительного использования, не включенные в указанный перечень, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы.

    Изготовитель (исполнитель) должен быть заинтересован в установлении сроков службы на товары (работы), не включенные в указанный перечень, поскольку если он не установит такой срок, то в соответствии с пунктом 3 статьи 14, пунктом 5 статьи 19 и пунктом 4 статьи 29 Закона "О защите прав потребителей" за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы), и за наличие в товаре (работе) существенных недостатков, изготовитель (исполнитель) будет нести ответственность в течение десяти лет со дня передачи товара (принятия выполненной работы) потребителю, а если день передачи товара установить невозможно, с даты изготовления товара.

7) Под сроком транспортабельности понимается срок, в течение которого при надлежащем соблюдении правил отгрузки отправителем и правил перевозки транспортной организацией гарантируется качественная сохранность груза. Он устанавливается при транспортировке скоропортящихся грузов самим грузоотправителем (в соответствующих случаях – органом контроля за качеством) в зависимости от качественного состояния и индивидуальных свойств данного груза и условий его транспортировки. Срок транспортабельности служит критерием при решении вопроса о возможности приема груза к перевозке с учетом срока его доставки, а также оказывает существенное влияние на судьбу спора по поводу порчи груза в процессе его транспортировки.

8) Срок исполнения обязанности, т.е. срок, в течение которого должник обязан совершить определенные действия или, наоборот, воздержаться от их совершения, может быть предусмотрен законом, административным актом или договором. Неуклонное соблюдение сроков исполнения обязанностей имеет важное значение. Такие сроки нередко устанавливаются соглашением сторон, а иногда вообще не определяются или определяются моментом востребования (ст. 323 ГК). В гражданском обороте важно также иметь в виду, что досрочное исполнение обязанности не всегда соответствует интересам управомоченного лица (например, если речь идет об обязанности по хранению вещей). Поэтому оно допускается, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства (ст. 315 ГК). Нарушение сроков исполнения обязанностей (просрочка) является основанием для применения к нарушителю мер гражданско-правовой ответственности. Исполнение обязанностей в срок является одним из условий принципа надлежащего исполнения обязательств. Сроки исполнения обязанностей делятся на общие и частные (промежуточные).

  

     
 
 

                                      
 
 
 
 
 
 
 

2. Лицензионный договор 

    В соответствии с Патентным Законом Российской Федерации патентообладателю принадлежит исключительное право на использование охраняемого патентом изобретения, полезной модели, промышленного образца. Любое лицо, не являющееся патентообладателем вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения патентообладателя.

    По лицензионному договору патентообладатель /лицензиар/ обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной - собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу /лицензиату/. Последний принимает на себя обязанности вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществляет другие действия, предусмотренные договором. Лицензионный договор регистрируется в Патентном ведомстве /именуемом в России Комитетом по изобретениям и тов Очевидные недостатки действующей в РФ системы лицензирования, а также требования Гражданского Кодекса РФ (ст.49), стимулировали создание цивилизованной законодательной базы государственного лицензирования на территории всей Российской Федерации.

Федеральный закон должен закрепить  следующие основные принципы:

     - установление критериев отнесения  того или иного вида деятельности к категории лицензируемых;

     - установление закрытого перечня  лицензируемых видов деятельности;

     - установление и обеспечение соблюдения  на всей территории России  единых основополагающих принципов  лицензирования, определяющих единую  государственную политику в области лицензирования отдельных видов деятельности;

     - соблюдение прав и полномочий  субъектов Российской Федерации  по предметам ведения, отнесенным  к их компетенции ст.73 Конституции  РФ;

     - установление минимального состава  пакета документов, представляемого для получения лицензии;

     - определение действенного механизма  контроля за осуществлением лицензируемых  видов деятельности, позволяющего  выявлять недобросовестных, неквалифицированных  производителей товаров и услуг  и оперативно устранять их с рынка.

     Основанная  на этих принципах  система лицензирования была бы направлена на реализацию интересов  предпринимателя, потребителя, государства и  обеспечила:

     1. Субъекту предпринимательства:

     - простоту выхода на рынок максимального  числа новых предпринимательских структур;

     - снижение до минимума лицензионных  сборов и других расходов, связанных  с получением лицензии;

     - все виды поддержки и защиты  законопослушного, цивилизованного  предпринимателя со стороны государства,  в том числе, защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции.

     2. Потребителю:

     - гарантии защиты от проникновения  на рынок опасных для жизни  и здоровья, некачественных товаров  и услуг;

     - возможность досудебного рассмотрения  и решения спорных вопросов, максимально  сжатого по срокам возмещения причиненного ущерба.

           3. Государству:

     - развитие и цивилизованное функционирование  рынка;

     - создание благоприятных условий  для соблюдения баланса интересов  предпринимателя, потребителя, государства;

     - прямое и косвенное увеличение  налоговых поступлений в бюджет.

    Игнорирование интересов и законных прав субъектов Российской Федерации явилось одной из основных причин того, что представленный в Государственную Думу проект Федерального закона носил сугубо ведомственный характер, а ряд его положений нарушал нормы Конституции Российской Федерации и Договора о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Законопроект грешил также откровенными недоработками в части, касающейся ответственности юридических и физических лиц за осуществлением деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных условий и требований.  

2.1.Содержание лицензионного договора

    Будучи собственником изобретения, полезной модели, промышленного образца или товарного знака, лицензиар строго регламентирует права лицензиата по использованию объекта промышленной собственности, который является объектом Лицензионного соглашения. Это подробно фиксируется во всех лицензионных договорах. По существу содержание лицензионного договора сводится к ограничительным условиям использования исключительного права лицензиара и установлению размера платежей за такое использование.

Права, которые передаются от лицензиара лицензиату:

а) Полная лицензия. Наиболее широкий объем прав предоставляет полная лицензия. По ней лицензиар передает не только право использования объекта промышленной собственности, но и лишается этого права сам. На практике, полная лицензия, равнозначная по сути переуступке патента /отличие в том, что патент переуступается на весь оставшийся срок действия патента, а время действия лицензионного соглашения может быть и меньше этого срока/, встречается достаточно редко. К ней целесообразно прибегнуть лишь в том случае, если лицензиар не видит возможности самому использовать изобретение, а рынок сбыта новинки, круг потенциальных покупателей крайне ограничен.

б) Исключительная лицензия. При исключительной лицензии лицензиар, передавая лицензиату право использования изобретения, одновременно оставляет аналогичное право за собой. Согласно ст.13 Патентного Закона РФ при исключительной лицензии лицензиату передается право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в чисти, не передаваемой лицензиату. Таким образом, так как при исключительной лицензии к лицензиату переходит исключительное право, лицензиар лишается тем самым права продавать лицензии на данный объект промышленной собственности другим лицам.

в) Простая (неисключительная) лицензия. Наконец наименьший объем прав передается по простой /неисключительной / лицензии. При этом лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам, так называемых сублицензий. Следует сразу отметить необходимость осторожного подхода к продаже сублицензий. В этом случае следует достичь соглашения о разделе рынков сбыта, оговорить возможные предельные объемы производства и т.д. Словом не допустить конкуренции сублицензиатов между собой - она явно не в интересах лицензиара.

г) Открытая лицензия. Патентный Закон РФ предусматривает еще два вида лицензионных соглашений. Это открытая и принудительная лицензии. Патентообладатель может подать заявление в Патентное ведомство о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности /открытая лицензия/. В этом случае пошлина за поддержание патента в силе снижается на 50%, а любое лицо, изъявившее желание использовать указанный объект промышленной собственности, обязано заключить с лицензиаром договор о платежах.

Информация о работе Сроки осуществления гражданских прав