Становление и развитие конституционной юстиции в Российской Федерации.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

В современном отечественном юридическом глоссарии слово «юстиция» воспринимается неоднозначно.

В формальном аспекте органы юстиции представляют собой структурные подразделения министерства юстиции (регистрационная служба, служба судебных приставов, служба исполнения наказаний и др.). Кроме того, к юстиции относятся следственные управления создаваемые при соответствующих правоохранительных органах (МВД, ФСБ, Генеральном Прокуратуре).

В контексте институционально-функционального подхода юстиция воспринимается как совокупность органов судопроизводства и деятельности по осуществлению правосудия.

Содержание

Становление и развитие конституционной юстиции в Российской Федерации.

1.1 Понятие и эволюция конституционной юстиции в постсоветской России
Нормативные основания российской конституционной юстиции
Организационная структура конституционной юстиции
Проблемы и перспективы отечественной конституционной юстиции

2. Перечислите факты российской действительности, которые, по вашему мнению, оказывают негативное влияние на состояние конституционно-правовых институтов в нашей стране.
Задача
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

конституционное.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

План

  1. Становление и развитие конституционной юстиции в Российской Федерации.

       1.1 Понятие и эволюция конституционной юстиции в постсоветской России

    1. Нормативные основания российской конституционной юстиции
    2. Организационная структура конституционной юстиции
    3. Проблемы и перспективы отечественной конституционной юстиции

  2. Перечислите факты российской действительности, которые, по вашему мнению, оказывают негативное влияние на состояние конституционно-правовых институтов в нашей стране.

  1. Задача
  2. Список  использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Становление и развитие конституционной юстиции в Российской Федерации.

1.1 Понятие  и эволюция конституционной юстиции  в постсоветской России

    В современном отечественном юридическом глоссарии слово «юстиция» воспринимается неоднозначно. 

В формальном аспекте органы юстиции представляют собой структурные подразделения  министерства юстиции  (регистрационная  служба, служба судебных приставов, служба исполнения наказаний и др.). Кроме  того, к юстиции относятся следственные управления создаваемые при соответствующих правоохранительных органах (МВД, ФСБ, Генеральном Прокуратуре). 

В контексте  институционально-функционального  подхода юстиция воспринимается как совокупность органов судопроизводства и деятельности по осуществлению  правосудия. 

В свою очередь правосудие представляет собой  целенаправленную деятельность государственных  органов обладающих юрисдикцией  в сфере применения права и  способных принимать властные решения  по делам связанным с разрешением  спорных и конфликтных ситуаций, а также определением мер юридической ответственности в отношении лиц признанных виновными в совершении правонарушений1. 

Рассмотрение  юстиции в качестве сферы деятельности судебных учреждений по отправлению  правосудия представляется в достаточной  степени перспективным. В контексте подобного подхода имеет смысл выделять стабильные (устоявшиеся) сферы судебной деятельности и сферы находящиеся в процессе становления. В условиях современной России к стабильным сферам судопроизводства относятся сфера уголовного, гражданского, арбитражного, военного правосудия. В свою очередь к числу формирующихся сфер следует отнести административную, ювенальную и конституционную юстицию. 

Анализ  процессов становления и развития системы конституционной юстиции  России позволяет сделать вывод о том, что в настоящий момент данная система носит в большей степени не юридический, а политический характер. При этом, рассмотрение генезиса отечественной конституционной юстиции (на примере становления Конституционного суда России) позволяет выделять три основных этапа в развитии этого органа. 

1. Либерально-романтический  1991-1993 гг. В данный период КС  воспринимался как высший орган  судебной власти, занимающий основное  место в системе сдержек и  противовесов и способный принимать  решения, обладающие непосредственной юридической силой. В частности в соответствии с Законом о КС 1991 г. решение Суда о признании нормативно-правового акта неконституционным означало признание данного акта юридически ничтожным, т.е. утратившим юридическую силу с момента его принятия. Кроме того, в вышеназванный период КС мог самостоятельно инициировать рассмотрение дел связанных с осуществлением судебного контроля в сферах определенных его юрисдикцией2. 

2. Переходный 1994-2000 г.г. После открытого противопоставления позиции КС позиции Президента и приостановления деятельности в 1993-1994 гг. КС возобновляет свою работу в обновленном составе и в соответствии с новым законом, существенным образом, ограничившим его юрисдикцию. Вместе с тем, очевидная слабость государственного аппарата «новой России», на этапе его становления, обусловила неопределенность позиций КС. С одной стороны пример жесткого отношения со стороны власти, решительно пресекающей попытки реального сдерживания абсолютистских тенденций со стороны предшествующего состава КС, обусловил определенную осторожность нового состава в принятии решений. С другой стороны непрекращающаяся критика властных структур, а также очевидная беспомощность КС в вопросах обеспечения прав и законных интересов граждан (в этот период начинается широкомасштабная военная операция в Чечне, повлекшая за собой массовые нарушения прав человека и гражданина, как в самом Северо-Кавказском регионе, так и за его пределами), предопределила «уход» КС из правоприменительной области в правоинтерпретационную, связанную с толкованием Конституции. 

3. Пропрезидентский 2000 - вплоть до настоящего времени.  Приход к власти Президента  В.В. Путина и взятый курс  на усиление роли государства  (по сути - аппарата государственной  бюрократии) в социально-политической системе повлек за собой широкомасштабную реформу государственной власти, основной целью которой являлось создание управляемых структур государственного управления, в конечном счете, замыкающихся на Президента. В данный период определенным образом изменяется сущность КС. Из значимого элемента в системе сдержек и противовесов он превращается в инструментальный орган, основной задачей которого является легитимация исходящих от Президента инициатив и «привязка» их к действующей Конституции3. 

Именно изменением социально-политической (а не правовой) сущности КС на различных этапах его генезиса можно объяснить то обстоятельство, что решения принимаемые судом на первом и втором этапах, кардинальным образом отличаются от решений принимаемых по этим же вопросам в настоящее время. 

конституционный юстиция суд россия 

1.2 Нормативные  основания российской конституционной  юстиции 
 

Вопрос  о нормативной базе положенной в  основу формирования и функционирования конституционной юстиции, так же как относится к числу дискуссионных. В соответствие с Законом о КС «Судьи КС РФ руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и настоящим Федеральным Законом»4. Кстати председатель КС, д. ю. н., проф. В.Д. Зорькин в своем выступлении на церемонии открытия нового судебного года в Европейском Суде по правам человека. (Страсбург, 21 января 2005 г.), еще более сузил нормативную основу деятельности КС заявив, что «Конституционный Суд Российской Федерации в своей деятельности руководствуется исключительно Конституцией, подчиняться только ей клянутся судьи Конституционного Суда, принося присягу при вступлении в должность». 

Следует отметить, что процитированные формулировки допускают исключительно буквальное толкование и ограничивают нормативную  базу конституционной юстиции лишь двумя (а, по мнению Председателя КС вообще одним) нормативными актами, из которых лишь один (а именно Закон о КС) носит собственно инструментальный характер. 

Подобная  ситуация означает наличие серьезного пробела в конституционном законодательстве, а это, в свою очередь предопределяет снижение эффективности конституционно-правового регулирования. 

Восполнение обозначенного пробела на практике осуществляется за счет широкого использования  аналогий права. При этом в качестве аргумента, которым руководствуются судьи КС при разработке проектов решений, используются ранее принятые решения и постановления самого КС, что придает деятельности данного органа, по сути, прецедентный характер5. 

Говоря  о нормативном обеспечении деятельности КС, следует отметить, что вплоть до настоящего времени не решена проблема соотношения материального и процессуального аспектов конституционной юстиции (справедливости ради следует отметить, что такая же ситуация сложилась в отечественном административном праве). Если применить метод сравнительного анализа и отраслевой аналогии, то применительно к отраслям криминального и цивилистического цикла можно достаточно четко выделить материальные и процессуальные основания представленные соответствующими кодексами. Применительно к конституционной юстиции подобное разделение весьма затруднительно. Рассматривать Конституцию в качестве материального основания, а закон о КС в качестве процессуального можно с достаточно большой степенью условности. Конституцию (не смотря на декларируемый принцип ее прямого действия) нельзя рассматривать в качестве инструмента непосредственной регулятивно-охранительной деятельности, прежде всего в силу специализированного характера норм ее образующих. В большинстве своем это нормы цели и нормы принципы. Собственно поведенческих норм характеризуемых классической трехчленной структурой Конституция практически не содержит. В свою очередь закон о КС РФ (который в части характеристики конституционного процесса построен по принципу ГПК) в силу своего малого объема не способен четко регламентировать наиболее значимые вопросы в данной области. Так, вообще не рассматриваются такие значимые для процессуальной сферы вопросы как подведомственность и подсудность КС, конституционная правосубъектность, условия и порядок согласительных процедур и т.д. Кроме того, закон содержит достаточно много абстрактных, неконкретных положений и неточностей, также снижающих его эффективность. В частности, ст. 81 говорит о том, что «неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом». Однако далее в тексте закона институт юридической ответственности вообще не рассматривается6. 

Подводя итог можно сделать вывод о  том, что нормативная база конституционной юстиции в настоящее время весьма далека от оптимального состояния и нуждается в серьезной доработке. 

1.3 Организационная  структура конституционной юстиции

 Что касается организационной структуры конституционной юстиции. В настоящий период сформировались два уровня конституционной юстиции: федеральный - представленный КС РФ и региональный - представленный конституционными (уставными) судами субъектов. 

Основной  проблемой в данной области на наш взгляд является проблема отсутствия взаимодействия между разноуровневыми органами конституционной юстиции. Приходится констатировать отсутствие, какого бы то ни было, юридического механизма, взаимодействия КС России с конституционными (уставными) судами субъектов , что обусловливает наличие множественности коллизий, прежде всего в сфере вопросов отнесенных к совместному ведению федерального центра и субъектов. Кроме того, в ряде субъектов отсутствуют органы конституционной юстиции, соответственно возникает проблема юридического разрешения дел отнесенных к подведомственности данных органов судопроизводства. Возникает вопрос, так ли необходимы органы конституционной (уставной) юстиции субъектов, если целый ряд субъектов вполне спокойно без этих органов обходится (примером подобной ситуации, в частности является Москва, Ленинградская обл., Краснодарский и Красноярский края и др)7. 

Кроме того, законом не предусмотрен механизм, связанный с обжалованием и пересмотром  решений принимаемых органами конституционной  юстиции, как на региональном, так и на федеральном уровне. Получается, что любые решения являются окончательными и обжалованию (опротестованию) не подлежат. В ситуации когда в составе судов достаточно большое количество судей не обладают сколько ни будь существенным опытом в сфере непосредственно судейской деятельности подобная обстановка вряд ли может рассматриваться в качестве оптимальной. Учитывая возможные в любой социальной системе тенденции субъективизма и предвзятости принимаемых решений, а также, к сожалению характерную для отечественной судебной системы (как впрочем, и для других государственных структур) коррумпированность, следует признать, что отсутствие системы кассации и надзора в отношении принимаемых судьями КС правоприменительных и интерпретационных актов существенным образом снижает эффективность системы конституционной юстиции и по сути ставит ее над законом. 

 К вопросу об исполнении решений Конституционного Суда

Эффективность правового воздействия определяется его результативностью. Применительно  к судебному правоприменению это означает исполнение судебного решения. Вместе с тем, учитывая высокую вероятность отказа лица от добровольного исполнения невыгодного лично для него судебного решения законодатель предусмотрел механизм принудительного исполнительного производства. Такие механизмы сформированы и функционируют в сферах уголовной, гражданской, военной, арбитражной юстиции. Однако, в системе конституционной юстиции механизма принудительного исполнения судебных решений вплоть до настоящего времени не создано, что придает его решениям, по сути декларативный характер8.

 1.4 Проблемы и перспективы отечественной конституционной юстиции

Обобщая вышесказанное, следует сделать  вывод о том, что отечественная  конституционная юстиция в настоящий  момент находится на этапе становления. 

В качестве факторов снижающих ее эффективность  в качестве органа судопроизводства следует выделить следующие: 

- политизированный  характер деятельности; 

- несовершенство  нормативной и, прежде всего  процессуальной базы определяющей  порядок конституционного судопроизводства; 

- отсутствие  механизма принудительного исполнения  судебных решений. 

Кроме того, обращает на себя внимание нерешенность вопросов связанных с разграничением юрисдикций и закреплением принципов  взаимодействия Конституционного Суда России и конституционных (уставных) судов субъектов. 

Перечисленные негативные моменты вместе с тем, не означают признания самой системы  конституционной юстиции бесполезной, либо даже вредной для современной  судебной системы. Любое новое начинание  встречает как своих горячих поклонников, так и не менее страстных противников. 

Прозвучавшую  критику ни коим образом не следует  воспринимать как призыв к отказу, от самой идеи конституционного правосудия. В настоящий период самым главным  для России на наш взгляд является сохранение оформившейся за прошедшие два десятилетия, но, безусловно, еще не устоявшейся демократической традиции. Сохранение и преумножение данной традиции во многом определяется наличием в стране институтов свойственных для стран стабильной демократии. Одним из таких институтов, вне всякого сомнения, является конституционная юстиция, от совершенствования которой в немалой степени зависит судьба еще очень «молодой» российской демократии9. 
 

Информация о работе Становление и развитие конституционной юстиции в Российской Федерации.