Структура аргумента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:35, доклад

Описание работы

Аргументом[64] мы будем называть словесно выраженную мысль, содержащую обоснование выдвинутого положения, которое тем самым может рассматриваться как приемлемое или неприемлемое на определенном основании.
Основанием приемлемости аргумента могут быть: его истинность или правдоподобие, вытекающие из истинности посылок и строения умозаключения; правильность с точки зрения той или иной нормы; предпочтительность с точки зрения ценностей, целей или интересов аудитории; совместимость с опытом или принятым ранее решением.

Работа содержит 1 файл

риторика дэзэ.docx

— 17.71 Кб (Скачать)

Аргументом[64] мы будем называть словесно выраженную мысль, содержащую обоснование выдвинутого положения, которое тем самым может рассматриваться как приемлемое или неприемлемое на определенном основании.

Основанием приемлемости аргумента могут быть: его истинность или правдоподобие, вытекающие из истинности посылок и строения умозаключения; правильность с точки зрения той или иной нормы; предпочтительность с точки зрения ценностей, целей или интересов аудитории; совместимость с опытом или принятым ранее решением.

Состав аргумента. Аргумент состоит из (1) положения (вывода) — мысли, которая утверждается и подлежит (2) обоснованию, представляющему собой совокупность доводов — взаимосвязанных посылок (суждений или умозаключений, которые рассматриваются как истинные и к которым приводится положение); и (3) основания, которое представляет собой обосновывающее знание об условиях приемлемости вывода.

Рассмотрим пример:

“Но можно ли действительно  находить истину? — Должно думать, что  можно, если ум без нее не может  жить, а он, кажется, живет и, конечно, не хочет признавать себя лишенным жизни.”[65]

Положение аргумента: истину находить можно.

Обоснование: ум не может жить без истины, ум живет; ум не хочет признаватъ себя лишенным жизни; (доводы).

А.А. Волков определяет риторический аргумент как словесно выраженный ход мысли. По его мнению, аргумент является предметом риторики в совокупности его содержательно-логической, этической и экспрессивно-эстетической сторон.

Чтобы правильно  построить аргумент, считает А.А. Волков, нужно решить три задачи: найти идею, которая рассматривается  как истинная или общепринятая, сблизить с этой идеей положение. В аргументе выделяются три смысловые части: схема, редукция и топ.

1. Схема, по которой посылки связываются с выводом-положением; схему можно записать в виде формулы: “(1) если из не-А следует не-В; (2) и имеет место В; (3) то, следовательно, имеет место А.” Например: (1) нет тока, поэтому лампочка не горит; (2) лампочка горит; (3) следовательно, есть ток, или: (1) если истина не существует, то ум не может житъ; (2) ум живет; (3) следовательно, истина существует.

2. Редукция: смысловая связь между понятиями, включенными в аргумент, посредством которых значение положения сводится к значению основания: “должно думать” — “можно находить истину” — “ум без нее (истины) не может жить” — “он (ум) живет” — “(ум) не хочет признавать себя лишенным жизни.” Эта смысловая связь сводится к основанию “должно думать, что можно...,” которое и выражает необходимость истинности умозаключения, поскольку демонстрируется его правильное построение-схема.

3. Общее место или топ - всем известная истина, слишком часто употребляющееся всем известное выражение. Действительно, в риторической практике «общее место» стало пониматься как общее рассуждение, наблюдение, описание, которое говорящий мог запомнить, чтобы использовать в подходящем случае. Топ может быть выражен в различных формах изречения:- "Назвался груздем - полезай в кузов", догматического положения:- "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся", правовой нормы:- "Клевета есть распространение заведомо ложных позорящих другое лицо измышлений, - наказывается лишением свободы на срок до одного года.", философской максимы:- "Творение указывает на творца", научного положения: "Мыслимые в понятии существенные признаки предмета составляют содержание понятия" и т. п.

Смысловая модель «Род и вид».

       Этот топ отражает  универсальный закон человеческой  мысли (и речи) — ее

«нисхождение» от общего к частному (дедукция) и «восхождение» от частного к общему

(индукция). Благодаря этой модели  простая идея размножается по  вертикали.

       Пример: роза —  простое понятие, более общее  по отношению к ней — цветок, еще

более высокая ступень обобщения  — растение.

Смысловая модель «Целое — части».

топ отражает универсальный закон  работы мысли: ее движение от целого к

частям предмета и снова к  целому.

       Пример: карандаш  — одна из письменных принадлежностей  (определение). В нем

две части: деревянная палочка, а в  нее вставляется графитовая сердцевина (части).

Смысловая модель «Имя»

      Эта смысловая  модель предполагает обращение  к происхождению и смыслу слова,

обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является

одной из ее идей.

      Пример: Владивосток  — владей востоком.

 

       Итак, изобретая  содержание речи, есть смысл обратиться  к топам. Перебирая их в

уме и зная механизм их действия, можно  «поймать», «схватить» идеи для своей будущей

речи.

 

 

Первый топ аргумента  — положение соgitо еrgо sum — “мыслю, следовательно, существую,” которое и выражается суждением “ум не хочет признать себя лишенным жизни,” то есть сознает собственное существование, следовательно, живет.

Другой топ (“если, то... Должно думать, что...”) означает, что правильное умозаключение необходимо приводит к истинности вывода. Β конкретном случае этот топ выступает в виде закона контрапозиции: если истинно, что из А следует В, то истинно, что из не-В следует не-А, и наоборот, если из не-В следует не-А, то из А следует В: “если нет тока, то лампочка не горит, следовательно, если лампочка горит, то есть ток.”

Совокупность общих  мест и способы их применения называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления. Топика как система общих мест позволяет без напряжения и неоправданных усилий разработать идею, развить мысль, быстро подобрать аргументы для данного тезиса, тем самым дает надежную основу для создания любой речи.

Представьте, что  предмет вашей речи - простая идея, например, роза. Никакая речь о розе невозможна без разложения этой простой  идеи по модели общее-частное. Общим  родовым понятием по отношению к  вашей розе будет - цветок, а еще - садовый цветок (если в речи вы захотите противопоставить красоту розы и  ее капризность естественной красоте, неприхотливости, скромности цветов полевых). Видовыми понятиями будут разновидности розы - простой дикий шиповник, махровая садовая роза, роза белая и алая (вспомните известный романс о белой и алой розах или войну Алой и Белой розы) - все эти разновидности или некоторые из них можно будет использовать в речи, если понадобится.

 

Итак, доводы аргумента  связываются с положением и между  собой посредством схемы — конструкции умозаключения, в котором вывод (суждение, содержащееся в положении) вытекает из посылок — суждений, лежащих в основании доводов; редукции — смысловых отношений, которые связывают значения терминов — слов и понятий, входящих в положение и в доводы аргумента; топа, который содержится в основании.


Информация о работе Структура аргумента